Итальянская ассоциация «Друзья Восточных Церквей (AMCOR)» подарила россиянам четыре копии Туринской плащаницы
Две копии реликвии останутся в Москве: в кафедральном католическом соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии и в православном храме священномученика Климента папы Римского; еще одна копия уже заняла свое место в Санкт-Петербурге, в католической церкви св. Екатерины; последняя копия была подарена митрополиту Евлогию и возглавляемой им Владимирской епархии.
Этому событию была посвящена встреча 4 сентября в Культурном центре «Покровские ворота», которую провела группа итальянских паломников из AMCOR. С рассказом о реликвии выступили ведущие специалисты-синдонологи (Плащаница – синдон по-гречески): монсеньор Джузеппе Гиберти, профессор филологии и новозаветной экзегетики Католического университета (Милан) и Богословского факультета (Турин), почетный президент комиссии по вопросам Плащаницы Туринской епархии; Пьер Луиджи Байма Болоне, профессор судебной медицины медицинского факультета Туринского университета, президент на покое Международного центра Синдонологии (Турин).
Предваряя выступления экспертов, президент AMCOR доктор Контардо Кодегоне рассказал, что Ассоциация возникла в Турине 12 лет назад и развивалась в связи с последними выставлениями Плащаницы в 1998, 2000 и 2012 гг. В это время в Турин приезжали многочисленные группы паломников из разных стран и Церквей. «Со многими из них нас связывают сердечные, дружеские отношения, а также крепкие духовные молитвенные узы», -- сказал глава AMCOR. Члены Ассоциации посещали своих новых друзей: они побывали во множестве стран – от Словакии до Армении и Ливана, от Литвы до Албании, от Турции до Иерусалима, и везде дарили верующим аутентичные копии Плащаницы, в знак «продолжения совместного пути веры, гуманистического и научного диалога». К. Кодегоне сообщил, что очередное публичное выставление Плащаницы в Турине намечено на период 19 апреля - 24 июня 2015 года.
«Плащаница – и простая, и одновременно таинственная реалия», -- начал свой доклад монсеньор Джузеппе Гиберти. Простая – потому что это древнее полотно внушительных размеров (4,43х1,13 м), охристо-желтого цвета, на котором заметно изображение немного темнее общего фона. Таинственная – потому что запечатленный на полотне образ мужчины с пятнами крови появился в результате процесса, который до сих пор никто не смог объяснить. Однако никто не оспаривает, что это образ мертвого мужчины, относящегося к семитскому антропологическому типу, лет 30-40, со следами предсмертных пыток, причиной смерти которого стало распятие.
Перечислив ретроспективно основные вехи истории Плащаницы, докладчик отметил, что самое раннее свидетельство о реликвии относится к VI веку. Однако «отсутствие задокументированных исторических событий не является само по себе негативным аргументом». «Действительно ли Туринская Плащаница и есть Плащаница Евангелий? » -- этот вопрос профессор Гиберти не считает продуктивным. По его словам, гораздо важнее сравнить два «повествования» -- Библии и Плащаницы и ответить на вопрос: совпадают или нет сведения этих двух «текстов» -- литературного и визуального.
«Любой человек убеждается, что сходство очевидно», -- сказал о. Джузеппе. Более того, от сохранившихся описаний казни через распятие первых веков нашей эры (там тоже присутствует бичевание, пригвождение запястий и стоп) данный случай отличается двумя существенными особенностями: увенчанием казненного терниями и удар копьем в грудь после смерти (Плащаница свидетельствует об этом следами прижизненной крови на лице и затылке умершего и следами трупной крови, вытекающей из раны в правом боку).
Говоря о религиозном почитании Плащаницы, монсеньор Гиберти подчеркнул, что оно началось за много веков до научного ее изучения, т.е. – не нуждалось в доказательствах. «Ясно, что сама реликвия не может быть идолом слепой веры, но нельзя отрицать, что этот символический объект укрепляет нас в вере…, созерцание Плащаницы дает сильный эмоциональный отклик», -- сказал он. По его словам, для многих верующих Плащаница является «безмолвным, но очень красноречивым свидетельством о последних часах жизни и смерти Спасителя».
Пьер Луиджи Байма Болоне рассказал об основных направлениях и выводах научных исследований Плащаницы, которые ведутся уже более века. Все ученые сходятся на том, что речь идет об изображении на ткани, физический феномен которого по сей день неизвестен. Можно лишь утверждать наверняка, что это изображение было получено без использования художественных приемов, без красителей, термического или иного воздействия. Таинственный характер отпечатка подтверждается и тем, что проекция тела оказывается как бы плоской, линейной, а не цилиндрически объемной.
Основные выводы ученых подтверждают сходство обстоятельств гибели «мужчины с Плащаницы» и Христа, описанных в Евангелиях. Качество и тип ткани датируются временем Страстей Спасителя – примерно 30 г. н.э., а пыльца растений свидетельствует о весеннем времени в Иудее. «Совокупность элементов указывает на то, что смерть наступила в результате очень болезненной терминальной ишемии сердца, из-за которой у обезвоженного, ослабленного и испытывающего стресс от множественных травматических повреждений распятого субъекта произошло механическое удушье», -- сказал профессор Болоне.
Последним обстоятельством монсеньор Гиберти объясняет расхождение в сообщениях евангелистов: если синоптики пишут о саване, в который было обернуто тело Христа, то непосредственный свидетель событий, первым заглянувший в гробницу, Иоанн, говорит о пеленах и об отдельном платке, лежащем в головах. О. Джузеппе пояснил в беседе с «Благовест-инфо»: скорее всего, Иоанн увидел плат, которым было подвязано после смерти лицо Иисуса для поддержания подбородка, опустившегося в результате удушья. В пользу этого предположения говорит и отсутствие отпечатка на Плащанице верхней затылочной части головы, где мог быть узел этого плата.
Профессор Болоне также подробно остановился на результатах радиоуглеродного анализа Плащаницы. По его словам, такое исследование, проведенное только один раз, в 1988 г., в трех лабораториях, дало интервал с 1260 по 1390 гг. Однако этот результат нельзя считать удовлетворительным: образец ткани был взят только с одного края савана; при анализе одной и той же нити были получены разные показатели; исследование проводилось без участия синдонологов, непосредственно работающих с Плащаницей. Кроме того, этот период – 2 половина XIII-конец XIV вв. – не может быть признан, т.к. значительно раньше уже были известны изображения Плащаницы. Ученый добавил также, что участник эксперимента 1988 г., профессор Оксфорда д-р Ремси позже признал, что результаты некорректны, еще и потому, что метод давал сбои и на других объектах. Отвечая на вопрос из зала о способе появления изображения на полотне, профессор Болоне опроверг гипотезу об «исхождении тела» из савана в результате подобия термоядерной реакции. «Мы все помним атомную бомбу в Хиросиме. В этом случае тела людей поглотили энергию взрыва и мгновенно разрушились в прах. В Плащанице наоборот: энергия излучалась, а не поглощалась телом завернутого в нее мужчины», -- сказал Болоне.
Свою благодарность гостям из Турина выразили присутствующие на вечере, в том числе – протоиерей Георгий Ореханов (ПСТГУ), иеромонах Иоанн (Гуайта). Последний предложил свою гипотезу происхождения Плащаницы как Нерукотворного образа Спасителя, в которой (гипотезе) соединяются история о об Эдесском царе Авгаре, признанная Преданием Восточных Церквей, и известная в Западной Церкви история о «плате Вероники».
На вечере был показан документальный фильм, который с помощью цифровых технологий позволяет рассмотреть с большим увеличением и в разных проекциях все детали Туринской Плащаницы. Также прозвучали полифонические барочные песнопения (хоровой ансамбль католического прихода св. Людовика) и несколько Страстных песнопений восточно-православной традиции (ансамбль «Узорика»).