К 70-летию Великой Победы
29 апреля 2015 г. в Институте восточных рукописей РАН по адресу: Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 18. Ново-Михайловский дворец (ИВР РАН) состоится научная конференция Востоковедение в годы Великой Отечественной войны. К 70-летию Великой победы.
Основная цель конференции — обратить внимание научной общественности на роль и значение стран Востока в истории Второй мировой войны, почтить память востоковедов.
Для обсуждения предлагаются следующие темы:
- Страны Востока в годы Великой Отечественной войны
- Востоковедение в годы Великой Отечественной войны
- In memoriam. Востоковеды в годы блокады
Приглашаются исследователи с докладами о важных дипломатических и исторических событиях Второй мировой войны, истории становления и развития различных востоковедных дисциплин в военные годы, жизни и научной деятельности востоковедов в годы Великой Отечественной войны.
Планируется издание сборника материалов конференции.
Оргкомитет конференции: Попова И.Ф., д.и.н., директор Института восточных рукописей РАН (председатель); Воднева О.А., к.и.н., ученый секретарь ИВР РАН; Щепкин В.В., к.и.н., м.н.с. отдела Дальнего Востока ИВР РАН.
Заявку на участие в конференции и краткую аннотацию доклада необходимо прислать до 30 апреля 2015 г. на эл. адрес conference2015@orientalstudies.ru. В заявке необходимо указать: сведения об авторе (ФИО, место работы, должность, ученая степень и звание), телефон, e-mail для связи, название доклада.
К сожалению, Оргкомитет не имеет возможности возместить транспортные расходы участников конференции и расходы на проживание.
С уважением, Оргкомитет
---
Великая Отечественная война, составившая героическую страницу истории нашей страны, стала большим испытанием для коллектива Института востоковедения, в ту пору находившемуся в Ленинграде. В июне 1941 г. в ИВ АН работало 130 человек, а к 1 мая 1942 г. осталось всего 27 человек. В конце июня — начале июля 1941 г. большая группа сотрудников Института вступила добровольцами в Народное ополчение, а другая часть была призвана в ряды действующей армии. Часть сотрудников была эвакуирована в Ташкент, где продолжалась научная работа коллектива, который помимо исследований выполнял большую преподавательскую работу — в эти годы в составе аспирантуры ИВ АН прошли подготовку многие специалисты, создавшие впоследствии национальные востоковедные школы в бывших республиках советской Средней Азии.
Многие востоковеды не покинули Ленинград и продолжали здесь свои научные занятия. В отчетах за 1941 г. упоминаются сделанные ими доклады, сообщения, работа над научными темами. В план работы ИВ АН на 1942 г. было включено 20 научных тем, большинство которых были продолжением многолетних исследований. При этом были предусмотрены и работы оборонного характера, в том числе составление военных словарей и справочников, написание научно-популярных работ, связанных в первую очередь с задачами патриотического воспитания. Предполагавшуюся эвакуацию рукописных фондов осуществить не удалось, и в годы войны они оставались на четвертом этаже здания Библиотеки Академии наук, где тогда располагался Институт.
В Ленинграде была оставлена группа по охране имущества Института, в которую первоначально входили Д.В.Семенов, А.Н.Болдырев, О.П.Петрова, В.Н.Евгенова, Т.В.Михновская, А.Ф.Елкина. После смерти Д.В.Семенова (7 мая 1943 г.) главой группы стал А.Н.Болдырев. Благодаря каждодневным героическим усилиям этих людей удалось сохранить до наших дней рукописные и книжные фонды Азиатского музея — Института востоковедения — Института восточных рукописей РАН.
36 сотрудников Института — одна его треть — погибли на фронтах Великой Отечественной войны и умерли в Ленинграде в годы блокады. Многие из них ушли из жизни в первую блокадную зиму 1941—42 гг. в самом начале своего научного пути или в расцвете творческих сил. Их чудом сохранившиеся материалы, черновики неопубликованных работ, докладов, переписка, заметки отложились в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН.
В настоящий сборник вошли не публиковавшиеся ранее статьи востоковедов, трудившихся в осажденном Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.
И.Ф. Попова, д.и.н. , Директор Института Восточных рукописей РАН.
Из истории
Азиатский музей — ИВ АН СССР
В конце XVII в. необходимость знать языки и обычаи соседних стран Востока создала потребность в материальной базе для подготовки тех, кто непосредственно работал в области отношений России со странами Востока. Начинается собирание книг на восточных языках, предметов культа и быта стран Востока.
Книги покупают и привозят дипломаты и купцы, книги дарят царскому двору послы из стран Востока. К началу ХVIII в. возникла потребность в формировании специальной библиотеки книг на восточных языках для нужд и интересов специалистов и государства.
Первым государственным учреждением, в котором были собраны книги, в том числе рукописные и старопечатные (ксилографы и литографии) на восточных языках, стала с 1714 г. Кунсткамера Петра Великого. Как писал через сто лет акад. Дорн, начало специализированного собрания восточных рукописей «относится к первой четверти прошлого столетия, когда Петр Великий основал Академию и обратил свое внимание и на изучение Востока. В его царствование положено начало коллекции китайских, монгольских и тибетских сочинений, а также … мухаммедданских рукописей». Неоднократно в течение всего ХVIII в. двор предписывал дипломатам, торговым агентам, российским представительствам за рубежом покупать книги на восточных языках.
В 1724 г., когда библиотека Кунсткамеры была соединена с Библиотекой Академии Наук, книги «на восточных языках писанные» стали частью собрания академической библиотеки.
Начало Институту востоковедения было положено образованием в составе Академии в ноябре 1818 г. Азиатского музея. Академия наук предполагала купить коллекцию мусульманских рукописей у французского консула в Алеппо и Триполи Ж. Л. Руссо, родственника знаменитого Жан Жака Руссо. Это было сделано в два приема в 1819 и 1825 гг. За 51 тыс. франков было куплено 700 рукописных книг.
Президент Академии наук граф Сергей Уваров, который до этого разработал так и нереализованный «Проект Восточной Академии», в преддверии этих покупок обратился 15 (27) ноября 1818 г. в Комитет Правления Академии с письмом об образовании в составе академии Восточного кабинета: «В Музее Императорской Академии Наук доселе находилось немало книг и рукописей восточных, а ожидаемым теперь из Марсели, купленным им для сей Академии с высочайшего соизволения у г. Руссо собранием сия часть значительно приумножится… По случаю чего представлял я г. Министру Духовных дел и Народного просвещения о необходимости устроить при Кунсткамере Академии особое отделение для медалей, рукописей и книг восточных».
В помещении Кунсткамеры для специального хранения восточных рукописей и книг была выделена и отремонтирована комната. Новое подразделение академии стало именоваться Азиатским музеем, который «был открыт всем желающим для научных занятий без всяких формальностей». Спустя год, в ноябре 1819 г., первый директор Азиатского музея, академик Х.Д. Френ опубликовал годовой отчет о работе АМ в газете «Санкт-Петербургские ведомости».
В 1849 г. появляется на французском языке журнал Азиатского музея «Азиатские заметки» (Меланж азиатик). Азиатский музей стал единым государственным центром хранения и изучения восточных рукописей, гарантировал их сохранность и пользование ими для научных и практических целей. Наряду с Казанским университетом он стал вторым востоковедным центром России. Так было до открытия в 1855 г. в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков.
Азиатский музей обслуживал российскую и зарубежную науку как специализированное учреждение. Рукописи читали не только ученые и практики-востоковеды Санкт-Петербурга, но по существующему в то время порядку их высылали для научной работы ученым во внутренние губернии России, а также за границу. Так Музей выполнял извечную евразийскую задачу России быть мостом между Востоком и Западом.
После начала практики международных конгрессов востоковедов (первый в 1873 г. в Париже, второй , в1874 г. в Лондоне), третий в 1876 г. прошел в Санкт-Петербурге при участии Азиатского музея. По постановлению правления Академии наук от 1861 г. Азиатский музей был перемещен из Кунсткамеры (Университетская набережная д. 3) в комплекс академических зданий по Университетской наб. д. 5., в угловое помещение первого этажа, окна которого выходили в Таможенный переулок и Биржевой сад. Позже, после переезда Библиотеки Академии в новое здание
Азиатский музей был размещен в особняке по адресу Тифлисская ул., д. 1. Коллекции Азиатского музея непрерывно пополнялись, к 1917 г. он становится одним из крупнейших в мире специализированных собраний рукописной и старопечатной книги стран Востока, подлинной сокровищницей культур народов Востока на берегах Невы. После Октябрьской революции, в двадцатых годах, как сказано в докладе Коллегии по проверке аппарата Академии наук от августа 1929 г., «Азиатский музей фактически являлся и продолжает являться на практике единственным востоковедным центром Академии наук». Необходимость существования академического и университетского востоковедения показал опыт работы МИД СССР и Коминтерна в странах Востока. Нужны были фундаментальные исследования, грамматики и словари восточных языков. В том же 1929 г. была принята «Декларация о задачах востоковедной науки», в которой подчеркивалась необходимость «всестороннего и глубокого изучения стран Востока». Для этого предлагалось создать научно-исследовательский Институт востоковедения, в котором сотрудники « получат полную возможность такого богатого хранилища подлинных документальных материалов, которым является нынешний Азиатский музей».
На выборах 1929 г. в число членов академии были избраны китаевед В. М. Алексеев, монголовед Б. Я. Владимирцов, кавказовед И. А. Орбели, историк древнего Востока В. В. Струве. Решением ВЦИК от 23 мая 1930 г. в Академии было образовано Отделение общественных наук, в его составе Группа востоковедов и в ведении этой группы был вновь созданный Институт востоковедения, директором которого был утвержден акад. С.Ф. Ольденбург. Азиатский музей полностью вошел в состав Института востоковедения со всеми своими фондами и специалистами. Институт размещался в здании Библиотеки академии наук.
Была развернута большая работа по оказанию научно-методической помощи республикам советского Востока и Монгольской Народной Республике. Для целого ряда восточных языков были созданы новые письменности на основе латинского алфавита, в том числе и для китайского языка. Институт осуществлял учет, инвентаризацию и описание хранимых рукописей, была начата большая работа по составлению новых словарей, частично она была завершена лишь после Отечественной войны с опубликованием Большого китайско-русского словаря (начало 1980-х), Японско-русского словаря (1970), четырехтомного Монгольско-русского словаря (2000-е гг.) и др. Институт понес большие кадровые потери в годы репрессий и во время войны и блокады Ленинграда.
В 1943 г. из сотрудников Института, оказавшихся в эвакуации в Москве, была сформирована Московская группа Института. Перемены в мире после второй мировой войны потребовали нового научного обеспечения поддержки политики СССР в странах Востока. В постановлении Президиума АН от 1 июня 1950 г. «в целях усиления научной работы, а также обеспечения повседневного руководства Институтом востоковедения со стороны Президиума Академии наук» предлагалось «просить Совет Министров СССР разрешить Академии наук перевести Институт востоковедения Академии наук СССР из Ленинграда в Москву».
Собрание восточных рукописей и фундаментальную библиотеку Института востоковедения было разрешено оставить в Ленинграде. Почти одновременно в 1949 г. было вынесено решение о перемещении Института востоковедения из здания Библиотеки академии наук в здание Ново-Михайловского дворца по Дворцовой наб. 18.
— ЛО ИВ АН СССР — СПбФ ИВ РАН —
В 1951 г. после переезда ИВ в Москву в Ленинграде остался Сектор восточных рукописей Института востоковедения. Специальная комиссия летом 1951 г. рассмотрела положение Сектора и вынесла решение: « Рукописное собрание Института востоковедения Академии Наук СССР представляет собой национальное богатство Советского Союза и является одним из самых крупнейших собраний письменных памятников на восточных языках, а по некоторым фондам оно является единственным в мире». В феврале 1956 г. Сектор восточных рукописей был преобразован в Ленинградское отделение Института востоковедения и во главе Отделения поставлен акад. И. А. Орбели.
Начиная с 1956 г. ЛО ИВ АН СССР - СПб филиал ИВ РАН, как и вся Академия наук , знал, и взлеты и падения, но усилиями нескольких поколений сотрудников проделана громадная работа: практически завершена инвентаризация и каталогизация рукописного и старопечатного наследия стран Востока. Опубликованы каталоги и научные описания фондов, с переводом и исследованиями изданы многие десятки памятников письменности народов Востока. Дешифрованы и возвращены к жизни ряд забытых письменностей и языков, опубликованы. сотни монографий.
Решением Президиума АН СССР от 29 октября 1970 г. за подписями акад. М.В. Келдыша и акад. Я. И. Пейве было утверждено четкое разграничение научной деятельности между Москвой и Ленинградом. Ленинградскому отделению ИВ вменялось в обязанность «Научное описание и научное издание письменных памятников народов Востока. Изучение вопросов зарождения классового общества, особенностей развития и смены докапиталистических формаций на Востоке, истории, письменных языков народов Востока, закономерностей развития культуры в странах Востока, истории общественной мысли в странах Востока». Основным научным профилем
ЛО ИВ АН СССР - СПбФ ИВ РАН являлось разносторонне фундаментальное исследование древнего и средневекового Востока изучение его истории, филологии, религии, философии, права (в отличие от Московского головного Института востоковедения, где основное внимание уделяется современности стран и народов Азии, северной Африки и Тихоокеанского региона), исследование уникальных рукописных фондов и старопечатных книг на восточных языках, введение в научный оборот письменных памятников из этого собрания. Филиал ИВ выполнял важнейшие представительские функции по связям Ленинграда-Петербурга со странами Востока.
Основные научные достижения
Научными сотрудниками Филиала ежегодно публиковались около 30 монографий и 250-300 статей. В активе Филиала одна Ленинская (1962 г. Н.А.Невский, посмертно) и две государственные премии (1987 г. М.А.Дандамаев и 2001 г. О.Г.Большаков). К основным научным достижениям за период существования ЛО ИВ АН СССР - СПбФ ИВ РАН, связанным с санкт-петербургской школой отечественной науки, относится: создание уникальных направлений востоковедения - дуньхуановедение (Л.Н.Меньшиков, Л.И.Чугуевский), тангутика (Н.А.Невский. Е.И.Кычанов, К.Б.Кепинг), сабеистика (А.Г.Лундин), тюркская руника (С.Г.Кляшторный), курдоведение (К.К.Курдоев). Подготовка и издание каталогов коллекций Азиатского музея - Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН на персидском (О.Ф. Акимушкин), арабском (А.Б.Халидов), тюркских (Л.В. Дмитриева), монгольском (А.Г.Сазыкин), корейском (О.П.Петрова), японском (В.Н.Горегляд) и других языках; составление крупнейших словарей (китайско-русского и монгольско-русского). Изучение фундаментальных проблем Древнего Востока (В.В.Струве, И.М.Дьяконов, М.А.Дандамаев), китаеведения (В.М.Алексеев), японоведения (Н.И. Конрад), корееведения (М.И.Никитина, А.Ф.Троцевич, Д.Д.Елисеев), согдийской письменности (В.А.Лившиц). Перевод «Сокровенного сказания (тайной истории монголов)» (С.А.Козин), «Путешествия Ибн-Фадлана» (А.И.Ковалевский), «Сборника летописей» Рашид ад-дина (О.И.Смирнова). Издание трудов В.В.Бартольда (Н.Н.Туманович). Научные достижения последних лет. Изданы 3 тома «Истории Халифата». О.Г.Большаков получил за этот труд в 2001 г. государственную премию Российской Федерации. Подготовлены 4 выпуска справочника «Ислам на территории бывшей Российской Империи» (С.М.Прозоров). Подготовлен каталог арабо-христианских рукописей из собрания СПбФ ИВ РАН (Вал.В.Полосин, Вл.В.Полосин). Издан перевод и фундаментальное исследование древнекитайского трактата «Спор о соли и железе» (Ю.Л.Кроль).
— ИВР РАН —
Постановлением Президиума Российской академии наук от 19 июня 2007 г. (№ 143) было принято решение о реорганизации Института востоковедения РАН и создании Института восточных рукописей на базе Санкт-Петербургского Филиала ИВ РАН. ИВР РАН сохранил научный профиль и научные кадры
СПбФ ИВ РАН
Большинство сотрудников ИВР РАН - доктора и кандидаты наук, в институте один член-корреспондент (М.А.Дандамаев). Многие сотрудники Института являются членами зарубежных Академий и научных обществ. В рукописном фонде ИВР РАН хранится более 100 тысяч единиц хранения рукописей и старопечатных книг. Имеется Архив востоковедов с ценнейшими документами по истории отечественной науки.
Рукописная коллекция ИВР РАН — крупнейшая в России и одна из 2-3 наиболее крупных и ценных коллекций восточных рукописей в мире.
Она включает фонды на 65 живых и мертвых языках, наиболее крупные: Абиссинский (эфиопский); арабские рукописи; армянские рукописи; грузинские рукописи; еврейские рукописи; индийские рукописи; китайские рукописи и ксилографы; корейские рукописи и ксилографы; курдские рукописи; маньчжурские рукописи и ксилографы; монгольские рукописи и ксилографы; персидские и таджикские рукописи; санскритские и согдийские рукописи, рукописи на сакском и тохарском языках; тюркские рукописи; тангутские рукописи и ксилографы; тибетские рукописи и ксилографы; уйгурские рукописи; японские рукописи и ксилографы; изданные старинным способом литографии книги из Индии, Ирана и стран Ближнего Востока.
Помимо рукописного фонда в ИВР РАН имеется специализированная библиотека по востоковедению, которая насчитывает более 800 тыс. томов. Большую ценность представляют книги на языках народов СССР, особенно 30-х гг.
185-летний Юбилей Азиатского музея был отмечен телеграммой Президента Российской Федерации В. В. Путина, который, поздравляя сотрудников и руководство Института востоковедения, в частности, отметил: «Созданный в Санкт-Петербурге почти два века назад Азиатский музей стал основательной научной базой Вашего Института. Благодаря таланту и кропотливому труду российских ученых он превратился в один из крупнейших мировых центров востоковедения, его обширные международные контакты и активная издательская деятельность способствуют расширению научного сотрудничества, укреплению диалога между Востоком и Западом».
С 1977 по 1985 г.г. Директором Института являлся Почетный член ИППО Евгений Максимович Примаков.В Институте трудятся члены Императорского Православного Палестинского Общества.