К Святыням Волоцкой земли

24  июня прихожане столичных храмов совершили паломничество в Иосифо-Волоцкий монастырь и две церкви Волоколамского благочиния. Поездка была организована руководителем Паломнической секции Московского регионального отделения ИППО С.В. Прокудиным при содействии Паломнической секции Императорского Православного Палестинского Общества.

В первой половине дня паломники посетили одну из старейших мужских обителей – монастырь преподобного Иосифа Волоцкого.

 

Интерьер главного монастырского храма.

Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели монастырские стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у духовного заступника Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.

Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв.

Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.

Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.

И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих  стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.

Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады. В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.

Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и служебные помещения монастыря – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и красоты.

Настенные росписи в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря

 

Успенский собор обители

Святыни, хранящиеся в обители, – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.

Сторожевые башни и монастырские стены

Обитель на закате дня

Паломникам рассказали об истории архитектурного ансамбля обители и предоставили возможность подняться на монастырские стены. Кроме того, они посетили музей Библии, находящийся на территории монастыря: экскурсовод подробно рассказала о появлении книг Священного Писания на Руси, переводческой, рукописной и издательской деятельности монахов. Сердцевиной поездки в Иосифо-Волоцкий монастырь, конечно же, явилось поклонение его святыням: в первую очередь – мощам преподобного Иосифа Волоцкого.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм (с. Спирово)

Затем паломники направились в село Спирово, которое связано сразу с несколькими святыми именами – Приснодевы Марии, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и Иосифа Волоцкого. В честь Божией Матери назван здешний храм, во имя святителя Спиридона – само место (Спиридон – Спирово). Никола Можайский пребывает в доме Пречистой Богородицы собственной персоной в виде деревянного резного образа в полный рост. На нем и облачение настоящее – архиерейское, но сама церковь названа в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Село Спирово является родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду князем Дмитрием Донским. Позже оно перешло в ведение Волоцких князей. В 1479 году преподобный Иосиф с братией пришел на родину и с согласия князя Бориса Васильевича основал здесь Успенский монастырь. Первым пожертвованием для новой обители со стороны князя и было село Спирово. Пока строилась Успенская обитель, преподобный Иосиф жил с братией в Спирово. Позднее тут тоже был устроен небольшой монастырь, всего на двенадцать человек, который назывался Божедомный Богорадный.

В Богорадный монастырь стекались нищие, голодные и убогие. Ежедневно тут и в прилегающем скиту кормились до 700 неимущих, одинокие старики и сироты находили здесь приют. Когда во время голода в Божедомном монастыре остался один монах, отпевать и хоронить стало некому – обитель прекратила свое существование. Однако Введенский храм продолжил жить, став приходским.

Введенский храм в Спирово никогда не закрывался. Даже во время немецкой оккупации и в годы хрущевских гонений в нем не прекращались богослужения. Около 1960 года село Спирово было уничтожено как малоперспективное. Однако храм и один дом не тронули. Дом этот приобрел митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка очень любил Введенский храм, часто посещал его и даже подарил свое архиерейское облачение для резного образа Николая Чудотворца. Позднее именно митрополит Питирим добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря, в 1989 году был назначен его настоятелем и до самой смерти оставался в этой должности.

Интерьер Введенского храма в с. Спирово

По свидетельствам очевидцев, в 1986 году на Пасху в Спировской церкви произошло чудо: после крестного хода в притворе храма люди заметили незнакомую прихожанку необычайной красоты. Когда ее пригласили в храм, женщина таинственно исчезла. Люди, видевшие незнакомку, уверены, что это была Божия Матерь. После этого явления для храма была написана икона «Неугасимая свеча», на которой Богородица изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой – в правой.

Резной образ Николы Можайского (Введенская церковь в с. Спирово)

Прихожане глубоко почитают этот образ.

В храме также имеются иконы со Святой Горы Афон – великомученика Пантелеимона и Божией Матери «Скоропослушница»; образ преподобного Серафима Саровского, освященный в 1903 году на его мощах, почитаемая икона святителя Спиридона Тримифунтского.

Башня конного двора (с. Осташево)

В программе паломничества значилась и усадьба в Осташево, которую князь Александр Урусов (1729—1813) приобрёл у графини Е. А. Салтыковой в 1777 году, построил в ней позднебарочную церковь, освящённую в честь тезоименного святого – благоверного князя Александра Невского. После смерти князя Урусова село Александровское перешло в собственность его пасынка Николая Николаевича Муравьева (1768—1840). Здесь прошла юность церковного историка Андрея Николаевича Муравьёва.

Усадьба в Осташево

В 1903 году внук императора Николая I, Константин Константинович Романов, принял решение удалиться в глубинку от порочных соблазнов столичной жизни. Осташёво приглянулось ему как усадьба, образцовая в хозяйственном отношении, весьма удалённая от Москвы и достаточно просторная для проживания его многочисленного семейства.

Храм-усыпальница в честь прп. кн. Олега Брянского (на территории усадьбы в Осташево)

В 1914 году в усадьбе было торжественно захоронено тело 21-летнего князя Олега Константиновича, умершего от раны, полученной во время боя с немецкими конными разведчиками близ деревни Пильвишки в районе Владиславова 27 сентября (10 октября) 1914 года в ходе Первой мировой войны. Над его могилой на холме Васюткина Горка архитектор М. М. Перетяткович возвёл мемориальную церковь преподобного князя Олега Брянского.

В советское время господский дом пришёл в запустение, во время Великой Отечественной войны разрушен, в 1950-е на его фундаментах поставлено новое здание дворца культуры. Ныне здание заброшено и постепенно разрушается, как и остальные сооружения усадьбы, кроме отреставрированного храма-усыпальницы. Церковь Спаса Нерукотворного (бывшая Александровская) снесена в 1930-е гг. Уничтожены также все надгробия некрополя, расположенного возле храма. Ныне на этом месте — частные домовладения.

Статья подготовлена руководителем Паломнической секции ИППО игуменом Серафимом (Кравченко) на основе материалов Иосифо-Волоцкого монастыря и Введенского храма в Спирово