«КП»: Сергей Степашин назвал сильным решение Путина сохранить ставку по дальневосточной ипотеке
Экс-премьер России Сергей Степашин. Фото: Оксана Зуйко
Экс-премьер России - с политическим обозревателем «Комсомольской правды» Александром Гамовым.
…- Сергей Вадимович, звоню вам как человеку, который родился в Азиатско-Тихоокеанском регионе, это же правда?
- Ну, сейчас он так называется. А вообще я родился в Порт-Артуре, на военно-морской базе России и Советского Союза в Китае. Но жил и во Владивостоке, отец у меня там тоже служил.
- И в Хабаровске жили.
- А потом - в Хабаровске, да.
- И уже после этого - в Ленинграде.
- Да, совершенно верно.
- Сегодня во Владивостоке работает девятый Восточный экономический форум. Я вот с Сергеем Дарькиным недавно разговаривал, экс-губернатором Приморья.
- Мы, Саш, с тобой вместе к нему как-то летали, между прочим…
- Да, да, помню. И вот сейчас с Сергеем Михайловичем вспоминали остров Русский. И Дарькин вообще считает, что это историческое событие – то, что построили такие грандиозные объекты. И Арас Агаларов (президент компании «КРОКУС»),и Степашин, и сам Дарькин…
- Ну, я не строил, я сделал так, чтобы строить не мешали и не воровали, ты знаешь.
- Ну да, ну да…
- А так у тебя правильный заход. Дело в том, что я, хоть и маленький был, 5 лет, но Владивосток-то я помню.
Это был закрытый совершенно город, это была военно-морская база.
И уже после распада Союза к Владивостоку относились так – ну, никуда он не денется, как был Дальним, пусть так дальним и остается.
Сейчас это другой город. Иная инфраструктура, построены прекрасные очистные, великолепный мост, классные дороги, величественный театр, кстати, где жена Дарькина, между прочим, хорошая актриса, играет. (Лариса Белоброва. - А.Г.)
Единственное, что не сработало, с моей точки зрения, и я уже об этом говорил, это так называемый «дальневосточный гектар».
- Идея-то хорошая была…
- Да, чтобы дать каждому человеку по гектару земли… Но ведь что Владимир Путин сегодня сказал? Давайте строить дома, создавать инфраструктуру, проводить электричество, газ и так далее. И вот тогда люди станут осваивать эти гектары и закрепляться на Дальнем Востоке.
Вот с этого начал наш президент. И я подписываюсь под его словами, как председатель Общественного совета при Минстрое России, кстати.
- Вот еще фрагмент из выступления президента - он поручил сохранить ставку по дальневосточной ипотеке под 2% годовых.
- Это сильное решение. Потому что мы видим, что после того, как была повышена ставка кредитования, сейчас она 18 %, готовится чуть ли не 22… Конечно, кредиты брать никто не будет. Это проблема.
Ты знаешь, 2 % сохранены для льготников, для больших многодетных семей. Это серьезный привлекательный аспект, я с президентом полностью согласен.
Так что, кроме разговоров о том, что с Дальнего Востока начинается наша Родина и там восходит солнце… Надо сделать так, чтобы люди там хорошо жили.
Второе. Не знаю пока, сказал ли об этом сегодня президент… Конечно, кое-что сделано, но сейчас это сложно с учетом санкций против нас по авиации, по самолетам… Дороговато все же летать - и туда, и обратно…
- А вот вы прямо как в воду глядите. Две минуты назад Путин произнес такую фразу: «Цена перелетов на внутренних рейсах должна быть доступна для граждан».
- Отличная постановка вопроса. Причем, ты знаешь, ведь простая арифметика. Чем дешевле билеты, тем больше людей будет летать – это очевидно.
Я согласен, когда дороговат бизнес-класс. Но если у тебя есть деньги, плати.
А эконом-класс должен быть абсолютно доступен для людей. Мы же не будем 10 дней ехать на поезде до Владика из Москвы, правильно? Мы, правда, с семьей ехали как-то две недели. (Это Степашин вспоминает свое детство. - А.Г.)
- Ух ты! Нет, нам так нельзя, уволят сразу. Вот Владимир Владимирович также сказал: «Нужно выделить еще 100 миллиардов рублей на реализацию мастер-планов городов Дальнего Востока».
- Абсолютно справедливо. Мы знаем порт Находка, мы знаем другие города замечательные, я полностью с ним согласен.
Более того, смотри, что сейчас получилось. Вот из-за так называемых европейских и госдеповских санкций, сейчас азиатский рынок просто открыт для нас, вся юго-восточная Азия. Я уже не говорю о наших ближайших соседях – это Вьетнам, Китай, Малайзия, которая готова уже в БРИКС вступать.
Вот как будто провидение случилось, когда в первую очередь глава государства и правительство стали активно развивать дальневосточный регион.
Да и экономический форум важен не только с точки зрения выступления президента, подписанных там соглашений, - соглашения можно подписать по электронной почте, не обязательно лететь во Владивосток.
А ВЭФом мы демонстрируем то, что Дальний Восток - привлекательный экономически регион. Там работают экономические зоны – то, что сделали китайцы в Шэньчжэне, кстати, развивая его. Я знаю об этих подходах. Поэтому сегодня это стратегическое наше направление, как, кстати, и Северный морской путь.
Хотя география немножко разная, но с точки зрения геополитики сегодня это один из самых перспективных регионов моей Родины.
- Вот еще. «На последних трех ВЭФах было подписано более тысячи соглашений».
- Ну, это правильно. Я еще раз объясняю, для чего это делается. Соглашения можно же подписать по электронке и не обязательно собираться во Владивостоке.
Но для чего это делается? Чтобы привлечь туда специалистов, финансистов, политиков из других стран.
Вот сейчас же рекорд какой поставлен? Это первый раз на девятом форуме присутствуют представители более 70 государств мира. Чтобы они своими глазами, воочию увидели, насколько это привлекательно и с точки зрения инвестиционных программ.
- И порядка семи тысяч участников…
- Это прилично.
- Потом мы, по-моему, с вами обсуждали тоже эту тему. Владимир Владимирович сказал: «Модернизация БАМа более масштабна, чем его строительство в СССР». И еще: «БАМ нужно сделать не только двухпутным, но и электрифицированным».
- Сейчас есть программа развития Восточного полигона. Теперь я уже могу говорить, как десятилетний член совета директоров РЖД, на всякий случай, возглавляя там комитет по аудиту и рискам.
А масштабное развитие БАМа - задача одна из главнейших сегодня, равно как и скоростная трасса Москва-Питер.
Что касается развития Восточного полигона, это совершенно очевидно. Более того, я вспоминаю начало 90-х, даже конец 80-х годов, когда шла перестройка, многие покрикивали и похрюкивали, прошу прощения - зачем нужно было строить БАМ? Вбухали кучу денег, все эти комсомольские лозунги никому не нужны!
Так вот, сегодня БАМ доказал и показал, насколько он перспективен и выгоден и в военном, и в политическом, а, самое главное, в экономическом плане.
- Путин предложил выплату для многодетных семей в регионах Дальнего Востока.
- Я еще раз говорю – это целая комплексная программа. Важно сейчас другое. Чтобы это все было реализовано и осуществлено как властями Дальнего Востока, так и нашим правительством.
Надеюсь, что это и будет сделано.
- Ну и ваша тема, как генерал-полковника, - президент поручил увековечить память Курильской десантной операции 1945 года - он напомнил об одном из последних сражений Второй Мировой. Это так необычно для экономического форума…
- Ну, у нас в следующем году 80 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне и - над милитаристской Японией, на всякий случай, в сентябре 1945 года.
Я думаю, это абсолютно правильно. Особенно сейчас, когда японцы вдруг забыли даже, кто их подвергал ядерным бомбардировкам. И риторика такая - антироссийская, какой не было даже в период Великой Отечественной.
- Понятно. Ну, что, мы продолжим дальше изучать выступление президента на ВЭФе…
- Договорились. Думаю, будет еще немало интересного…
Источник: KP.RU
Поделиться: