Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине
Для экспозиции были выбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также монастырской трапезной. На выставке будут представлены ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей.
Кроме того, публика сможет увидеть прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, которые были активными жертвователями (ктиторами) монастыря, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.
Об этом сообщает сайт Государственного музея архитектуры.
Выставка, которую готовили 20 лет
Как рассказала в видеоблоге Музея архитектуры его директор Елизавета Лихачёва, сейчас идут работы по монтажу экспозиции. «Производство выставки – достаточно долгий процесс. В случае калязинских фресок, по-хорошему, этот процесс занял двадцать лет, потому что первые попытки вынести фрески в зал и поставить были предприняты ещё двадцать лет назад, и я очень рада, что нам наконец удалось это сделать. …Это был огромный и очень тяжёлый труд, который, к сожалению, был приостановлен из-за пандемии», – отметила она.
По словам директора МУАР, выставка разместится в трёх залах. Первый будет посвящён истории Калязинского монастыря. Второй зал расскажет о сохранении памяти об уничтоженной обители. «Третий зал, самый светлый, самый тёплый, – это зал, посвящённый реставрации и спасению этих фресок уже в современности», – пояснила Е. Лихачёва.
Поскольку в Музее архитектуры нет своих реставраторов фресковой живописи, в сохранении фресок сотрудникам музея помогают специалисты Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
Как подчеркнула Е. Лихачёва, фрески Калязинского монастыря – чрезвычайно интересное явление в русской культуре переходного периода между средневековым и новым временем: «Калязинский монастырь, так же, как и ряд других памятников в Ростове, Ярославле, Угличе – это были памятники, которые предвещали, если хотите, или предвосхитили те реформы, которые неизбежно отразились на живописи, – я имею в виду петровские реформы».
В составе экспозиция также будут представлены макеты Троицкого собора и монастырской трапезной, чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В. П. Бурого и осуществлённой в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
Сообщается, что для незрячих и слабовидящих посетителей предусмотрены сборные экскурсии с тифлокомментатором. Выставка будет адаптирована для людей с нарушением зрения с помощью макетных копий пяти ключевых экспонатов, созданных специально для тактильного ознакомления: барельефа XIX века с панорамой Троицкого Макарьева монастыря из коллекции Калязинского краеведческого музея (воспроизведение по фотографии) и фресок XVII века – «Грехопадение Адама и Евы», «Строительство Вавилонской башни», «Ангел и Иоанн Богослов», «Ангелы семи церквей».
Троицкий Макарьев монастырь в Калязине и его фрески
Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в первой половине XV века и был одним из самых богатых и почитаемых в России. На протяжении веков монастырь был местом паломничества русских царей, императоров и патриархов. Поклониться мощам преподобного Макария в разное время приезжали Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон (последние два укрывались здесь также от чумы в 1654 году), Пётр I, Екатерина II, Александр II.
Обитель пользовалась покровительством новгородского купечества.
Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.
Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры.
В январе – феврале 1940 года при температуре, достигавшей -32 ℃, группа специалистов под руководством художника-реставратора П. И. Юкина сняла со стен Троицкого собора 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м. Большую часть из них, 117 фрагментов, затем передали в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, остальные были направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.
Часть фресок, а также изразцы с изображением китовраса (мифического существа, чудовища-кентавра, иногда с крыльями, изображение которого встречается в русских апокрифах с XIV века; – Rublev.com), облачения духовенства и шитьё XVII–XIX веков, старинную церковную утварь перевезли в краеведческий музей Калязина.
Портал Троицкого собора перевезли в Москву, где его вмуровали в стену Донского монастыря.
Ныне на месте разрушенного монастыря располагается небольшая возвышенность, которая называется «монастырскими островами». В 2000-е годы там была возведена небольшая часовня из красного кирпича.
6 июля
Источник: Rublev.com
Источник: Благовест-Инфо