Новоспасский монастырь хранит память о судьбах России
Ежегодно действительные члены ИППО Александр Николаевич Панин (заместитель председателя и член Совета отделения Московского областного отделения ИППО, председатель правления Благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия», член Союза писателей России) и архимандрит Тихон (заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО, игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, член Союза писателей России) посещают эту древнюю обитель Москвы.
Новоспасская обитель, расположенная в Москве за Таганкой, на Крутицком холме, у берега Москвы-реки, известна своей тесной связью с Домом Романовых. Его великолепный архитектурный ансамбль сформировался в XVII–XVIII веках. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти Дома Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646–1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Никон.
В подклети Спасо-Преображенского собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки Романовых, их родственники князья Ситцкие, а также Черкасские, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие, Нарышкины и другие представители высшей знати допетровского времени.
За время своего правления последний Государь Император Николай II трижды посещал Новоспасский монастырь. В 1900 году при посещении обители Государем Императором было принято решение об устройстве храма в честь преподобного Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых. Храм был устроен на средства обители.
В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти: здесь находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключённых. В 1920-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший две трети территории обители, где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви.
В 1902 году было совершено освящение храма в присутствии председателя Императорского Православного Палестинского Общества Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Освящение совершил митрополит Московский и Коломенский Высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), Почётный член ИППО.
Именно в наше время усыпальница Романовых приняла останки Великого князя Сергея Александровича (1857–1905 гг.), убитого террористом Каляевым в Кремле. 10 февраля, в день отпевания Великого князя, с ним прощалась вся Москва, а вместе с нею и вся Россия. Великий князь был погребён в Кремле, в древнем Чудовом монастыре в склепе специально построенного храма-усыпальницы в честь преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя Его Высочества.
На месте мученической кончины Его Высочества 5-й гренадерский Киевский полк на свои средства водрузил белый памятный крест. К подножию креста люди начали класть деньги, и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, назначенная шефом полка по кончине супруга, выразила желание, чтобы на эти средства был сооружён новый крест-памятник.
2 апреля 1908 года после Богослужения в храме-усыпальнице состоялось освящение креста, выполненного по проекту выдающегося художника В. М. Васнецова.
Крест этот простоял недолго и был снесён, по воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича, при участии В. И. Ленина 1 мая 1918 года.
Однако могила Великого князя в Чудовом монастыре сохранилась, оказавшись попросту утерянной на долгие годы. Монастырь в 1929 году снесли, а о захоронении Его Высочества забыли.
Только через много лет, в 1985 году, «во время ремонта брусчатого покрытия перед зданием на Ивановской площади» случайно в провале был обнаружен склеп Великого князя Сергея Александровича. В нём нашли останки покойного в прекрасно сохранившемся военном мундире, но гробницу тогда поскорее полностью засыпали песком.
17 сентября 1995 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки Его Высочества Сергея Александровича были перенесены при большом стечении народа в Новоспасский монастырь, в храм преподобного Романа Сладкопевца. На территории Новоспасского монастыря в прежнем виде был восстановлен и крест.
Руководители Благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» Александр Панин, Семён Ваксман и архимандрит Тихон (Затёкин) постоянно посещают Новоспасскую обитель, принимают участие в конференциях, круглых столах, праздничных мероприятиях, посвящённых членам Дома Романовых, а также новомученикам и исповедникам Российским. Несколько раз в год они вместе с отцом Тихоном возносят молитвы на могиле патриота Святой Руси Великого князя Сергея Александровича, возлагают цветы к подножию его погребения.
В 2011 году Благотворительным фондом «Возрождение культурного наследия» была переиздана книга А. Г. Авчинникова «Великий князь Сергей Александрович», а в 2013 году совместными усилиями с Нижегородским Вознесенским Печерским монастырем осуществлено издание уникального альбома «Его Императорское Высочество Великий князь Сергей Александрович».
Александр Николаевич Панин и архимандрит Тихон посетили обитель в рамках работы над совместными издательскими проектами, посвящёнными Августейшим супругам, а также священномученику Макарию (в миру Михаил Васильевич Гневушев).
Будущий святитель родился в 1858 году в Симбирской губернии. В 1908 году, вскоре после смерти жены, он принял монашество с именем Макарий. В этом же году был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь.
Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Ивана Восторгова.
Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом правления братства. Был членом правления Русского Монархического Собрания, в котором часто выступал с докладами.
В 1909 году был переведён настоятелем в Новоспасский монастырь в Москве. Большое внимание уделял организации общенародного пения во время богослужений, считая его средством повышения интереса прихожан к посещению храмов и борьбы с влиянием сектантов.
Был членом организационного комитета по созыву Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 года, выступал с приветственной речью при его открытии. В мае 1912 года – товарищ председателя пятого Всероссийского съезда русских людей в Петербурге. В 1912 году – председатель предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную Думу.
11 июля 1914 года был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В ноябре 1915 года выступал на совещании монархистов в Петрограде, был избран в состав Совета монархических съездов.
С января 1917 года епископ Орловский и Севский. 26 мая 1917 года уволен на покой с назначением «управляющим, на правах настоятеля, Вяземским Спасо-Преображенским монастырём Смоленской епархии». 12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.
Епископ Макарий (Гневушев) был расстрелян чекистами 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» в пригороде Смоленска.
По воспоминаниям его дочери, четырнадцать человек, приговорённых к смерти, были доставлены в пустынное место за Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с чётками горячо молился за каждого из казнимых. Епископ Макарий был застрелен последним. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2000 году.
Александр Панин и отец Тихон вознесли свои молитвы у памятного креста, осмотрели памятник двум Государям – Царю Михаилу Фёдоровичу и святому страстотерпцу Императору Николаю II (посвящён 400-летию Дома Романовых), новые экспонаты музея, расположенного в храме преподобного Романа Сладкопевца.
В настоящее время идёт сбор материалов, посвящённых личности священномученика Макария (Гневушева), члена Императорского Православного Палестинского Общества.
Большой коллектив архивистов историко-исследовательского центра «Архивное дело» под общим руководством архимандрита Тихона и Александра Николаевича Панина исследует архивы Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Вязьмы.
Выявлено и систематизировано уже более 600 уникальных документов, освящающих жизнь святителя и мученика за веру Христову.
Итогом этой работы станет альбом, посвящённый трудам во имя России и Русской Православной Церкви, священномученика Макария (Гневушева).