О новом назначении, предназначении пастыря и сотрудничестве с ИППО: интервью митрополита Тверского и Кашинского Амвросия журналу «Реноме»
В интервью изданию «Реноме. Тверской регион» владыка Амвросий упомянул о важности совместной деятельности с Императорским Православным Палестинским Обществом.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из интервью:
– Владыка Амвросий, у главного символа тверской земли, нашей святыни – Спасо-Преображенского собора – очень непростая судьба, которая во многом перекликается с судьбой Верхневолжского края. Основанный в 1285 году и разрушенный в 1935-м, ровно 85 лет назад, он восстанавливается усилиями множества людей. Надеемся, что в этом году или в начале следующего собор предстанет во всей своей красе. Лично для вас, владыка, что означает этот храм? Насколько важно и значимо, по вашему мнению, его возрождение? Задаем этот вопрос потому, что в обществе бытуют кардинально противоположные точки зрения по этому поводу.
– Для меня лично возрождение Спасо-Преображенского собора – это прежде всего возрождение поруганной святыни, дома Божьего. Если есть храм, вокруг которого живут люди – а тем более такой красивый и величественный храм, – то в нем должны совершаться Божественная литургия, богослужение и молитва. В собор должны вернуться и мощи святого Михаила Тверского. Он вновь станет центром притяжения молящихся, паломников и гостей Твери. Я был в соборе всего несколько раз и могу сказать, что, несмотря на то, что его строительство не закончено, в нем нет еще росписей, икон и утвари, на месте, где он вновь встал, чувствуется молитва предыдущих поколений, их радости, слезы и горечи. Судьба собора – это судьба людей прошлого, настоящего и будущего. Надеюсь, что завершить его воссоздание получится к лету 2021 года. Я буду просить Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы он освятил Спасо-Преображенский собор и заложил колокольню. Думаю, что Спасо-Преображенский собор – это сердце Тверской митрополии. Оно должно вновь ожить и забиться.
– Вы еще только открываете для себя тверскую землю. Однако уже имели возможность за эти дни чуть ближе познакомиться с ней. Огромное количество памятников, объектов культурно-исторического наследия, святых мест, связанных с православием, наконец, исток великой русской реки Волги. Что лично на вас произвело впечатление? Какие достопримечательности мы сами, может быть, недооцениваем? Может тверской край стать достойным объектом для паломничества, религиозного туризма или нет? Что для этого нужно сделать? Интересно ваше мнение.
– Я только открываю для себя тверскую землю, но с первого дня был восхищен ее святостью. У нас уникальная история и очень значимая для всей России. Борисоглебский монастырь старше Киево-Печерской лавры; Николо-Малицкий монастырь – это настоящий Афон в Твери; Казанский в Вышнем Волочке, где решила обрести свое упокоение после кончины известная блаженная Любушка; исторически знаменитая Нилова пустынь с мощами преподобного, Житенный, Екатерининский, Оршин, Старицкий монастыри – всех не перечесть. Наша земля с ее красотами и храмами достойна стать лицом России. Епархия намерена разрабатывать паломнические маршруты и как можно больше рассказывать о наших достопримечательностях, снимать о них небольшие фильмы, распространять информацию в соцсетях. Конечно, нужна хорошая инфраструктура, привлекающая туристов.
– Начиная от первого тверского епископа Симеона на Тверской кафедре было 79 епископов. А вы – 80-й. По вашему мнению, кто вы для паствы в общем и конкретном смысле?
– Я хочу быть для паствы тем, кем должен быть пастырь, – прежде всего человеком, служащим другим людям. Служащим в первую очередь молитвой. Я как пастырь предстою перед Престолом Божиим, молюсь и буду молиться за вверенный мне народ. Далее, конечно, посильным участием в жизни людей, вверенных мне Богом для служения им. По мере своих сил я постараюсь быть отцом для тех, кто нуждается в отеческой заботе. Я не знаю, кто я сейчас для паствы, и было бы дерзновенно приписывать себе какие-то качества. Но я постараюсь следовать тому пути, о котором говорил Пастыреначальник Христос: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы».
– А какова сверхзадача пастыря в наше время, в ХХI веке с его современными реалиями?
– Что касается сверхзадачи для современного пастыря, то она ничуть не изменилась со времени апостолов. Меняются формы, меняется культурный код, появляются новые технологии. Но задача пастырей, как и прежде, состоит в проповеди Евангелия, в служении Богу и людям. Проповедь и служение заключаются, конечно, не в словах. Прежде всего нести евангельскую весть нужно собственными поступками, собственным образом жизни. Особенность нашей эпохи в том, что мир становится информационно прозрачным. Информации много, и только небольшая часть ее правдива. Современные священнослужители сталкиваются с огромным потоком негатива, который на них выплескивается. И вот задача современного пастыря состоит в том, чтобы не опускать руки, не оборачиваться назад, но делать то дело, на которое его поставил Господь, несмотря на негатив, несмотря на критику. Ну и, конечно, необходимо быть настоящим. Нельзя на людях играть определенную роль, а в своем кругу быть другим человеком. И дело здесь не только в том, что мир стал прозрачным. Дело в собственной совести и в жизни перед Богом.
– В одном из интервью с вами прозвучала интересная мысль. Вы сказали, что священники должны быть ближе к людям, и привели пример одной из стран бывшей Югославии: «Я увидел, как владыка общается с горожанами,– он действительно был владыкой своего города. Меня тогда очень воодушевил этот баланс между простотой в общении и одновременно уважением и почтением к архиерею. Это не было внешним раболепством, было видно, что люди его почитают, любят и уважают как старца, как своего отца». Так что же надо делать, чтобы и у нас был этот баланс?
– Патриарх Сербский Ириней, о котором я говорил в том интервью, – смиренный пастырь своего народа. Он открыт для многих, общается с людьми, вникает в их проблемы и просьбы. Тот эпизод, о котором говорил я в упомянутом вами интервью, произошел еще до того, как он стал патриархом. Мы шли с ним по городу, мимо кафетериев, по людным улицам. И многие вставали из-за своих столиков, брали у него благословение, рассказывали о собственной жизни и предлагали выпить с ними кофе. И он не отказывал, немного сидел с ними, общался, делился своими мыслями. Люди должны знать своего архиерея – не только по картинке, не только на службе, по телевизору и на высоких трибунах. Для того, чтобы было так, как в Сербии, нужно общаться с людьми. Со всем пониманием, что люди разные, иногда они сложные, чаще всего – у них большие проблемы, в которые нужно погружаться. Для всего этого необходимо быть внутренне собранным, духовно сильным человеком.
Я не могу сказать, что каждый из архиереев может быть таким. Священнослужители тоже люди, кому-то из них общение дается легко, кому-то – тяжелее. Но важно не играть в священство и пастырство, не пытаться казаться кем-то иным, чем ты есть. Вот мне кажется, что если не играть в отца, а стараться быть им по-настоящему, несмотря на какие-то человеческие сложности, то баланс этот будет соблюдаться.
– Вы практически 20 лет занимались подготовкой к служению священников, возглавляя крупнейшие учебные заведения. Соответственно, вы оченьмного общались с людьми молодыми, которые целенаправленно выбрали своей судьбой служение Богу. Если говорить о молодежи в целом, современном поколении с достаточно ярко выраженными монетаристскими взглядами, которое часто обвиняют в бездуховности, – что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы приобщить это поколение к вере и православию?
– Молодые люди очень разные. Мне не кажется, что современное молодое поколение в чем-то хуже или менее духовно, чем предыдущие. Во многом, как видится мне, молодые люди во многом сегодня даже лучше, чем были мы. Они гораздо лучше умеют ориентироваться в информации, часто они более цельные и основательные. Действительно, многие из них достаточно скептически относятся к Церкви, что отчасти связано с их погруженностью в информационную среду, в которой, к сожалению, мы еще не очень хорошо научились работать, а наши оппоненты работают основательно. Но нынешние молодые люди полны духовного поиска. Поэтому нам прежде всего нужно давать искренние ответы на их вопрошания, быть открытыми к ним, беседовать, общаться и рассказывать о Христе.
Мне не совсем нравится формулировка «приобщить к Православию», поскольку Господь Сам стучится в сердце человека, Сам приобщает и приводит к Себе. Нам же нужно лишь поддержать и не оттолкнуть, что тоже, к сожалению, часто имеет место быть.
– Время меняется, и мы меняемся вместе с ним. Если говорить в целом, православие, имея определенные фундаментальные постулаты, достаточно консервативно. Насколько оно может и готово меняться в современной действительности? Что этому препятствует?
– В некоторых вопросах, касающихся веры в Бога, догматов Церкви, правил христианской нравственности, Православие действительно достаточно консервативно. Но вместе с тем, расставив ограничительные столбики на минных полях жизни, христианство дает человеку свободу выбора и свободу действий. Современная действительность с точки зрения духовных правил и законов ничем не отличается от предыдущих времен. Меняются внешние обстоятельства, меняется образ жизни и общественный уклад. Поэтому и Церковь начинает использовать новые средства для проповеди, ищет язык, который поймут современные люди. Но определенные вещи, прежде всего вероучительные и нравственные, всегда будут оставаться незыблемыми.
– В Тверской области работает (и достаточно активно) региональное отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Этой деятельности наше издание оказывает большую информационную поддержку, мы совместно организовываем различные мероприятия просветительского характера, проводим паломнические поездки и т.д. Насколько новому главе митрополии было бы интересно взаимодействовать и с ИППО, и вообще с представителями делового и культурного сообщества Твери и области в целом?
– Конечно, мне очень интересно и полезно взаимодействовать. Недавно я встречался с главой ИППО Сергеем Вадимовичем Степашиным, и мы уже проговорили некоторые ближайшие планы по поводу взаимодействия. То же самое касается и представителей делового и культурного сообщества: я открыт к предложениям и буду рад диалогу и взаимодействию. Мне предложили, и я с благодарностью принял предложение возглавить попечительский совет Тверского отделения ИППО. Ко всему, что касается созидания, положительной повестки в общении с представителями наших сообществ, всегда открыт и считаю это важным для себя.
Источник: Журнал «Реноме. Тверской регион», № 4 (154) 2020 г.
Беседовала Нина МЕТЛИНА
Фото Николая Погорелова и из архива редакции