Паломничество в большую келью преподобного Сергия

Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, ее скиты и окрестные монастыри, основанные учениками и сподвижниками преподобного Сергия Радонежского, началось 10 февраля с посещения Троицкого собора, в котором пребывают мощи печальника земли Русской.

Поклонившись честным останкам преподобного Сергия и мысленно испросив у него благословение, наша небольшая паломническая группа, состоявшая из нескольких прихожан московских храмов и руководителя Паломнической секции ИППО игумена Серафима (Кравченко), отправилась в Гефсиманский скит.

Троице-Сергиева Лавра: Никоновская церковь в Серапионовой палате и хранящиеся в ней святыни

Гефсиманский Черниговский скит, являющийся подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, основан в 1844 г. преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова). Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века. В 1847 г. блаженным схимонахом Филиппом при ските было основано Пещерное отделение: устроены кельи и подземная церковь, выкопан источник. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту лишь  в 1990 г. Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне. 

Спасо-Вифанский монастырь: пещерный храм

В главном храме скита мы поклонились мощам преподобного Варнавы Гефсиманского, вознесли молитву перед иконой Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская» и с благоговением приложились к иконам прп. Сергия Радонежского, свт. Николая Мирликийского, свв. кнн. Петра и Февронии Муромских, блж. Матроны Московской: в этих иконах находятся частицы мощей этих угодников Божиих. С молитвой за своих близких и родных мы поклонились Распятию с частицей Животворящего Креста Господня; камню от гроба Божией Матери, привезенному в 1850 г. из Иерусалима, и ковчегу с мощами Киево-Печерских святых. Затем паломники посетили часовню св. кн. Владислава Сербского, которая находится за монастырскими стенами, на берегу Скитских прудов, над отводом воды из святого источника; осмотрели пещерный храм св. архангела Михаила. На могилах русских философов и публицистов К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова была совершена заупокойная лития.

Спасо-Вифанская обитель

Далее наш путь лежал в Спасо-Вифанский мужской монастырь. На подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря, произошедшем в палестинской Вифании, стала Спасо-Вифанская обитель. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). В 1783–97 гг. это был скит Троице-Сергиевой Лавры. Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор (1783 – 1785 гг.), который имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний – в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Престол нижнего храма был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры: именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над «пещерой праведного Лазаря» возвышается евангельская «гора Фавор». 

Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса. Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера во Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир. Паломники помолились перед ковчегом с мощами вселенских и русских святых, а также перед иконами с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, св. прав. Иоанна Русского, вмч. Пантелеимона и блж. Матроны Московской; совершили коленопреклонную молитву перед Распятием с частью Животворящего Креста Господня и камнем от Голгофы.  

Скит Параклит: иконостас в нижнем храме

В тот же день мы посетили Скит Параклит (Скит Святого Духа Утешителя): в 6-и километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, неподалеку от Гефсиманского Черниговского скита, в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой Лавры. Параклит – слово греческое и в переводе означает Дух Утешитель. Эти земли когда-то принадлежали крестьянам сергиево-посадской слободки Кокуева, но во второй половине XIX в. здесь началась совсем другая жизнь. В 1857 г. у Государя Александра Николаевича родился сын – Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита. Летом 1858 г. наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи. 2 июля 1861 г. митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа на верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи на нижнем этаже. В конце XIX в. в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Всё выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец Алексий Зосимовский. Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 г. в сопровождении племянника отправился в скит Параклит. В 1919 г. многие лаврские монахи перебрались именно в скит Параклит, поскольку на тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 г. здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков), однако, вскоре скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – овощехранилище. В 1992 г. пустынь вновь была возвращена Церкви. За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенная тишина. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит. Главными святынями скита являются частицы мощей пророка Иоанна Крестителя и свт. Илариона, архиепископа Верейского, а также икона свт. Афанасия, епископа Ковровского, с частицей его святых мощей.

Источник прп. Сергия Радонежского «Гремячий ключ»

Неизгладимое впечатление на паломников произвел источник преподобного Сергия Радонежского «Гремячий ключ» (Малинники), представляющий собой самый большой и наиболее известный водопад Подмосковья, его высота почти 20 метров. Он стекает каскадами по обрыву реки Вондиги. Температура воды (постоянная в течение года) 6 °C. Почти на середине крутого склона из расщелин в известняке с силой бьёт несколько ключей. По преданию, источник возник благодаря молитве прп. Сергия Радонежского. Ныне подходы к водопаду благоустроены, сооружены купели, храм и часовня, по склонам установлены лестницы.

Покровский академический храм

Вечером мы молились за уставным богослужением уже в Покровском храме Московской духовной академии (МДА), после которого были приглашены на ужин в профессорскую трапезную. Затем нам было предложено посетить книгохранилище МДА, экскурсию по которому провел заведующий библиотекой игумен Дионисий (Шлёнов). Завершился первый день паломничества вечерней молитвой, которая ежедневно совершается в академическом храме студентами и для студентов Московских духовных школ.

Читальный зал библиотеки МДА

В пятницу, 11 февраля, в 5:30 утра наша паломническая группа уже находилась в Троицком соборе Лавры, где перед мощами игумена земли Русской в столь ранний час начался братский молебен. Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Донского – Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря. Последовавшая за братским молебном полунощница и часы предварили Божественную литургию: мерцание свечей и лампад, древние иконы и знаменное пение создают столь благоговейную атмосферу, что и молиться было легко, и покидать храм по окончании богослужения совершенно не хотелось. Однако в этот день нам предстояло посетить две женские обители.

Троице-Сергиева Лавра: Троицкий собор

Первым на нашем пути оказался Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Семь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь в Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора – это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (1281–1322) и при святителе Петре, митрополите Московском (1308–1326). В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 г., однако, точная дата остается для нас неизвестной. В 2022 г. исполняется 30 лет возрождения монашеской жизни после разорения, 30 лет общецерковного прославления и 685 лет со времени кончины покровителей обители преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. Покровский монастырь являет собой неотъемлемую часть земли Радонежской, той самой земли, которая освящена стопами преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского, преподобных Андрея Рублева и Максима Грека. Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей прп. Сергия Радонежского, чьи святые мощи почивают в Покровском соборе монастыря. Множество боголюбивых паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением.

Покровский Хотьков монастырь в лучах зимнего солнца

Из Хотьково паломники направились в Махру, где находится Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь, основанный в XIV в. прп. Стефаном Махрищским как мужской монастырь. В середине XVI в. при игумене обители Варлааме, на пожертвования царя Иоанна Грозного, на месте сгоревшей деревянной Троицкой церкви было начато строительство каменного собора. При копании рвов для фундамента нового храма были обретены мощи первоначальника Махрищской обители преподобного Стефана. Над мощами решено  было возвести храм в честь преподобного, который и был воздвигнут в 1557-1558 гг. С 1615 до 1920-х годов обитель была приписана к Троице-Сергиевой Лавре. В 1923 г., монастырь был закрыт, храмы осквернены. В 1942 г. Троицкий собор и Стефановская церковь были взорваны, щебень от построек использовался на сооружение аэродрома в деревне Слободка Киржачского района. В конце 80-х – начале 90-х годов на месте уничтоженного Троицкого собора и Стефановского храма находилась спортплощадка, крытая асфальтом, где под спудом почивали мощи святых угодников Божиих. В 1995 г. в монастыре начались восстановительные работы, а уже 25 ноября 1997 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм во имя прп. Стефана Махрищского. К 600-летию со дня преставления преподобного Стефана, летом 2006 года, над местом упокоения первоначальника обители была установлена рака с сенью. Поклонившись мощам прп. Стефана Махрищского, мы поспешили вернуться в Троице-Сергиеву Лавру: надо было успеть на всенощное бдение накануне дня памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 

Стефано-Махрищский монастырь

Праздничное богослужение, совершавшееся в Трапезном храме Лавры, возглавил архимандрит Макарий (Веретенников). Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахматы», имитирующей руст; благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров; благодаря многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца. По окончании всенощной мы поклонились покоящимся в Сергиевском трапезном храме мощам прп. Максима Грека и свт. Иннокентия Московского.

12 февраля Святая Церковь чтит память выше упомянутых вселенских учителей и святителей, которые сформулировали учение о Святой Троице, внесли большой вклад в формирование церковной догматики и богослужения. В этот день мы молились в Покровском академическом храме за Божественной литургией, которую возглавил ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Феодорит. Ему сослужили преподаватели и студенты в священном сане. По традиции, в память о заслугах святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста перед Церковью и их роли в становление богослужения, литургия совершалась на греческом и церковно-славянском языках. За Литургией пел хор школы византийского пения «Схолион Псалтикис». Паломники стали свидетелями совершенной епископом Феодоритом диаконской хиротонии иподиакона Владислава Пшибышевского.

После завтрака наша паломническая группа посетила крипту Успенского собора, где покоятся Святейшие Патриархи Московские и всея Руси – Алексий I (+ 17.04.1970) и Пимен (+ 3.05.1990), а также последний дореволюционный духовник лаврской братии – схиархимандрит Захария.

Троице-Сергиева Лавра: надгробие над могилой Патриарха Алексия I (Симанского) в крипте Успенского собора

Перед тем, как покинуть Троице-Сергиеву Лавру, мы ещё раз посетили Троицкий собор, где молились за молебном с акафистом авве Сергию, поклонились его святым мощам, увидели  богослужебные предметы, принадлежавшие преподобному, а затем прошли в Серапионову палату, пристроенную к Троицкому собору с южной стороны. Свое название она получила от имени архиепископа Новгородского Серапиона, преставившегося в Лавре 16 марта 1516 г., над гробом которого она и была сооружена. В 1783 г. при митрополите Платоне (Левшине) палата была перестроена, а свой современный вид с богатым убранством строение получило при наместнике архимандрите Антонии (Медведеве). В Серапионовой палате находятся устроенные митрополитом Платоном надгробия над могилами бывших настоятелей монастыря: архиепископа Серапиона, митрополита Московского Иоасафа (Скрипицына), почившего в Лавре 27 июля 1555 г., и архимандрита Дионисия (Зобниновского), преставившегося 10 мая 1633 г. Останки трех подвижников веры почивают под спудом в крипте собора. По преданию, палата стоит на месте кельи прп. Сергия, где имело место посещение преподобного Божией Матерью. Здесь же в особом ковчеге хранится нетленная кисть правой руки первомученика архидиакона Стефана (I в.), старшего из семи первых в истории Церкви диаконов. Другими драгоценными реликвиями являются часть камня от Гроба Господня и частица Пояса Пресвятой Богородицы. Сейчас камень от Гроба Господа находится в Никоновской церкви в специально устроенном для него серебряном аналое XIX в. Среди прочих почитаемых святынь Троице-Сергиева монастыря в Серапионовой палате находится золотой наперсный крест-мощевик прп. Сергия, присланный в благословение игумену земли Русской Константинопольским патриархом Филофеем. Там же почивают мощи прп. Никона Радонежского (под спудом), глава свт. Исайи Ростовского, ковчеги с мощами ап. Андрея Первозванного, ап. Павла, святителя Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, Меркурия, Феодора Тирона и Иакова Персиянина, священномученика Зиновия и иных угодников Божиих.

Напоследок паломники испили святой воды из Успенского кладезя, который был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. И почтили краткой молитвой память насельников Лавры – архимандритов Кирилла, Наума и Матфея, нашедших место своего упокоения за Духовской церковью.

Автор: игумен Серафим (Кравченко), руководитель Паломнической секции ИППО

В статье использованы материалы с монастырских сайтов.

 

Поделиться: