Палтога вернулась
Этот храм, с редкой композицией «четверик на четверике» и выразительной «крещатой бочкой» в завершении, по праву должен украшать обложки путеводителей и хрестоматий по истории отечественной архитектуры. Вместо этого он с 2009 года открывал мартирологи русского деревянного зодчества. Фотография с провалившимся внутрь церкви верхним ярусом обошла не один десяток тревожных публикаций. Теперь Палтога вернулась.
Первая реставрация Богоявленской церкви, начатая в 1980-е годы, закончилась катастрофой. В 1986 году работы прекратились вместе с финансированием. 5 февраля 2009 года верх пустовавшего четверть века храма, вместе с отреставрированным пятиглавием, рухнул. По одной из версий, древний четверик не выдержал тяжести глав. По другой – на оставленных реставраторами лесах скапливался снег; его таяние по весне привело к гниению венцов сруба. Ясно, что сказались многолетняя заброшенность и отсутствие ухода за редким памятником.
Богоявленский храм после обрушения в 2009 году
Реставраторы вновь пришли в Палтогу в 2015 году. Её стали восстанавливать методом полной переборки. Проект разрабатывали в 2011–2012 гг. в московском институте «Спецпроектреставрация» под руководством Б. Д. Лурье. Храм стал музейным объектом и находится в ведении Кирилло-Белозерского музея-заповедника, где хранится, например, расписное «небо» из Палтоги. Существовал даже проект переноса палтожского храма в Цыпинский погост, близ Кириллова, к отреставрированной А. В. Поповым Ильинской церкви, но от этой радикальной меры решили воздержаться, прислушавшись к возражениям местных краеведов и властей Вытегорского района, не желавших расставаться с памятником, привлекающим туристов и – в перспективе – инвестиции.
В 2014–2016 гг. на Богоявленской церкви работали специалисты АРЦ «Заонежье», в 2017–2018 гг. – Санкт-Петербургский реставрационной центр Антона Мальцева.
Работы финансировались на грантовые средства и на ассигнования федерального бюджета по ФЦП «Культура России» (в общей сложности более 26 млн рублей).
Как и в других местах, не обошлось без «перезагрузки» контракта и перебоев с финансированием. Однако завершение храма к осени 2018 года было восстановлено; степень сохранения подлинного материала превышает 50% (нижняя часть – около 70%, рухнувший верх – около 30%), что – в контексте истории с обрушением и пятилетним прозябанием храма в руинах – расценивается специалистами как очень качественный результат работы реставраторов.
Новейшая история реставрации Палтоги – это, конечно, отдельный сюжет, но некоторые важные моменты необходимо отметить.
Из комментариев наших читателей
Сергей Куликов, архитектор-реставратор, председатель правления Национального реставрационного центра:
«Безусловно, хочется поздравить и поблагодарить Антона Мальцева и всех его коллег из фирмы «Нагель» за великолепно сделанную работу, но она бы не случилась, если бы Виталий Скопин со своими плотниками и практически за свои деньги не провёл бы первый этап работ и консервацию сруба, продав собственную машину, когда уже силы и средства кончились.
Нужно отметить упорство и стойкость директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова, который не отступился от памятника, согласился взять его на баланс, добивался финансирования, уговаривал, доказывал и просил заказчика и министерство о продолжении работ, мотался постоянно до Вытегры, хотя и в большом музейном хозяйстве забот хватает, да и объект не под боком, а за две сотни вёрст.
Сыграла свою роль позиция Комитета культурного наследия Вологодской области во главе с Еленой Кукушкиной, которая и по должности и исходя из личного отношения к проблеме церкви всеми силами помогала тому, чтобы работы были завершены. И вот праздник состоялся, церковь спасена, и поэтому хочется назвать всех, кто этому способствовал, помогал, добивался, не отступал и не сдавался».
Юлия Алипова, начальник Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия:
«Огромную помощь в реставрации церкви оказал Б. Д. Лурье, который, будучи тяжело больным, до последних дней ездил в Палтогу и курировал реставрационный процесс. Жаль, что уходят такие люди и специалисты».
Что же касается административных и финансовых проблем реставрационного процесса 2015–2016 гг., в результате чего реставраторы АРЦ «Заонежье» вынуждены были покинуть объект, но перед этим провели его консервацию на собственные средства (более 400 тысяч рублей) – «Хранители Наследия» подробно рассказывали об этом в ноябре 2016 года.
Но сегодня в Палтоге подводят итоги.
Как заявил в СМИ генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов, «проведённая реставрация уникальна, поскольку это первый случай, когда восстановлена рухнувшая церковь. Несмотря на то, что предстоит выполнить ещё третий этап реставрации – обшить стены памятника через год-два после просушки древесины и благоустроить территорию – уже сейчас можно увидеть совершенно иной облик церкви. На мой взгляд, до обрушения церковь выглядела не так великолепно, как сейчас. Мы можем гордиться этим объектом».
Как сообщается, в ходе реставрации был укреплён исторический фундамент храма, восстановлены и покрыты лемехом главки и бочки. Устроены кровли над трапезной, алтарём, четвериком. Обработка древесины проводилась по традиционной технологии топором и скобелем. Обратим внимание на обнародованное намерение обшить в будущем сруб тёсом: это отказ от практиковавшегося с 1950-х гг. «возвращения первоначального вида», то есть обнажения срубов памятников деревянного зодчества из эстетических соображений. На практике это приводило, как в Кижах, к ускоренной деструкции срубов, лишённых защитной оболочки.
Реставраторы и их детище
Как сообщают вологодские СМИ, полностью реставрация палтожского храма завершится в 2019–2020 гг., когда его подключат к коммунальным сетям. Предстоят также и восстановительные работы в интерьере церкви.
Тем не менее реставраторов во главе с Антоном Мальцевым уже сегодня можно поздравить с несомненной удачей. Что мы с удовольствием и делаем. На фоне Кондопоги, Кеми, Яндомозера – такая работа впечатляет.
Палтожский храм, оставаясь музейным объектом, войдёт в будущем в состав туристского комплекса «Богоявленский» и – шире – в состав туристско-рекреационного кластера «Вытегорье – корабельная сторона». Однако в большие и престольные праздники в храме будут проходить богослужения.
Досье
Богоявленский храм в Палтоге – один из ярких памятников онежской архитектурной школы. В XIX веке приход построил рядом каменную Знаменскую церковь, а деревянную хотели разобрать на дрова, но местные жители запротестовали и не дали вынести из храма иконы и утварь. До 1930 года Богоявленская церковь служила летним храмом палтожского прихода. Служить летом в деревянной церкви продолжали до 1930 года. После закрытия храма в нём устроили склад, затем клуб. Под государственную охрану Богоявленская церковь поставлена в 1960 году; объект культурного наследия федерального значения.
Авторы фото: Антон Мальцев, Владимир Шабарин, Мария Кривошеина, vytegra.news.
Источник: Благовест инфо