«Песнь Песней» царя Соломона – главная поэма человечества о любви
С именем этого святого связывают период наибольшего расцвета Древнего Израиля. Он стал символом мудрости и справедливости, богатства и славы. Однако этот ветхозаветный праведник вошёл в историю ещё и как величайший писатель. Ему приписывают авторство книги Екклесиаста и особый древний сборник премудростей и поучений, а кроме того – одну из самых возвышенных библейских песен, воспевавшую любовь так, как мало кому удавалось. Эта книга стала классикой мировой литературы.
«Песнь Песней» царя Соломона – это квинтэссенция любовной библейской поэзии, единственное лирико-драматическое произведение в Писании. О том, как оно воспринималось читающей публикой древности, говорит уже само название. Его дал не сам автор, а, как пишет Сергей Аверинцев, восторженные почитатели.
Суд Соломона. К. Флавицкий. 1854 г. Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
Поэма выстроена как диалог и непрекращающийся поиск двух влюблённых – невесты и жениха. Сюжет «Песни» нарочно размыт, он здесь вторичен: в постоянный поиск невесты своего возлюбленного вплетаются поэтические размышления о красоте и любви. Описания окружающей природы неожиданно открывают перед читателем образы самих влюблённых. Одно событие перетекает в другое, сон перемешивается с явью и наоборот: «Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот, голос моего возлюбленного, что стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя!..» (Песн. 5:2).
Сам текст содержит множество свадебных напевов, символов и выстроен вокруг традиций свадебного церемониала Древнего Израиля. Описание жениха и невесты в книге «Песнь Песней» даны в лучших традициях восточной поэзии. В завершении текста «Песнь Песней» звучат ставшие уже знаменитыми слова: «Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность!» (Песн. 8:6).
За многовековую историю чтения «Песни Песней» сложилось сразу несколько подходов к толкованию этого текста. Кто-то прочитывал «Песнь Песней» буквально как поэтический панегирик супружеской любви. Другие настаивали на том, что это любовная песнь царя Соломона, которую он посвятил одной из своих жён.
Святые отцы толковали книгу иносказательно, указывая на то, что Невеста, ищущая возлюбленного, – это Церковь или христианская душа, а Жених – Христос. Многие эпитеты из «Песни Песней» впоследствии были заимствованы и включены в некоторые богослужебные тексты.
Кто-то из читателей может смутиться тем, что «Песнь Песней» только приписывают царю Соломону. Но нужно понимать, что в древнем мире не существовало идеи авторского права, поэтому восторженные переписчики совершенно свободно могли вписывать в текст, лежащий перед ними, свои дополнения. В этом смысле те книги Писания, на которых стоит имя царя Соломона, – коллективное творчество. Тем не менее большая часть учёных утверждает, что основа «Песни…» была написана в период царствования Соломона, а значит, её автором стал сам святой.
Поэма ветхозаветного праведника осмыслялась в истории культуры неоднократно. Она стало таким же бессмертным произведением, как «Илиада» Гомера или «Фауст» Гёте. Мотивы «Песни…» встречаются в поэзии Пушкина, Фета, Бальмонта, Цветаевой, Пастернака. Целая серия картин на сюжеты из поэмы царя Соломона существует и в мировой живописи.
Но наиболее известное творческое обращение к «Песне Песней» принадлежит Анне Ахматовой:
Под крышей промёрзшей пустого жилья
Я мертвенных дней не считаю,
Читаю посланья Апостолов я,
Слова Псалмопевца читаю.
Но звёзды синеют, но иней пушист,
И каждая встреча чудесней, –
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песне Песней.
Тихон Сысоев. Источник: foma.ru