Подробности жизни святителя Николая Чудотворца
Сенсационная рукопись
Один из самых первых на Руси храмов, воздвигнутый в 882 году в Киеве, был Никольским. А сколько церквей и часовен построено в честь святого в последующие столетия – не сосчитать.
В Русской Православной Церкви архиепископу Мирликийскому посвящены целых два праздника – по популярности они уступали разве что Пасхе и Троице: день преставления святителя (Никола Зимний, 19 декабря) и день перенесения его мощей – Никола Вешний (22 мая). А раньше на Руси, оказывается, был ещё и Никола Летний – день его рождения, до XVII века отмечавшийся 24 августа, а затем 29 июля.
В эти дни в храмах читали житие святого, составленное в X веке византийским монахом Симеоном Метафрастом и на несколько столетий ставшее бестселлером православного мира. Как ни странно, приговор этому произведению вынесли именно священнослужители.
«Святитель Николай Чудотворец с 20 клеймами жития» из старообрядческой церкви (XVII век). Фото: РИА Новости, Екатерина Чеснокова
В 1720 году кардинал Николо Фалькони, копаясь в архивах Ватиканской библиотеки, нашёл византийскую рукопись VIII века, где подробно описывалась жизнь святителя Николая из Ликии. Он был архиепископом и прославился тем, что совершил множество чудес. А ещё в молодости посетил Святую Землю, где поклонился величайшим христианским святыням, а также пользовался большим уважением императора Юстиниана.
Последнее обстоятельство сильно смутило кардинала, ведь из жития Николая Чудотворца известно, что императором тогда был Константин (он правил в первой половине IV века), а Юстиниан царствовал в первой половине VI века. Да и в целом данные из найденной рукописи не сильно совпадали с общепринятым жизнеописанием. Тогда Фалькони сделал сенсационное заявление: составленное Симеоном Метафрастом житие – выдумка. То есть на протяжении нескольких столетий христиан попросту вводили в заблуждение.
Сувенирные статуэтки Николая Чудотворца в городе Бари. Фото: РИА Новости, Антон Скрипунов
Ещё один Николай
Открытие Фалькони спровоцировало бурный спор среди учёных, не утихавший 150 лет. Конец ему в 1865 году положил русский эксперт – магистр богословия Киевской духовной академии архимандрит Антонин (Капустин), указавший на главную ошибку кардинала.
«Повторилось то, что случается с учёными весьма нередко. Вместо того чтобы отыскать и сопоставить между собой старые и новые Акты (жизнеописания святых. – Прим. ред.), занятый своей теорией человек (Фалькони. – Прим. ред.) не пошёл далее неё, отчего ещё больше более затруднил исследования о столь замечательном в христианском мире лице», – писал архимандрит.
Антонин исправил ошибку коллеги, проанализировав все так или иначе связанные с рукописью VIII века документы, и выяснил, что речь в ней идёт вовсе не о Николае Чудотворце, а его двойнике – и об этом до сих мало кому известно.
В 85 километрах от города Миры (ныне Демре) расположен городок Пинара. Там в VI веке при императоре Юстиниане жил епископ Николай, которого тоже почитали святым за многочисленные чудеса. Но в VIII веке возникла большая путаница: переписчики не могли понять, какое из житий относится к Николаю Мирликийскому, а какое – к Николаю Пинарскому. В итоге в составленном в X веке Симеоном Метафрастом житии оказались смешаны две биографии.
«Можно удивляться, каким образом два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной в один досточтимый образ, но отрицать факта нельзя. <…> Итак, два было святителя Николая», – этой фразой архимандрит Антонин развеял веками существовавшее убеждение, что в истории Церкви был лишь один Николай.
Путаница
Выводы архимандрита Антонина неоднократно подтверждались в течение XX века западными исследователями. Однако никто из них так и не удосужился отделить одно житие от другого. Лишь в 2004 году российскому историку Александру Бугаевскому удалось составить житие Николая Мирликийского без «инородных фрагментов» и с добавлением фактов, которые Симеон Метафраст тысячу лет назад по каким-то причинам отмёл.
Кроме того, учёный выяснил, что святитель умер не в 345 году, как считалось, а пятнадцатью годами ранее. Это позволило разрешить ещё одно противоречие. «По житиям – и греческой, и латинской, и славянской традиций – святитель Николай стал епископом до гонений императора Диоклетиана. То есть около 300 года. Получается, он был возведён в столь высокий сан в 20 лет, что маловероятно. Отчасти по этой причине некоторые западные богословы сомневались в достоверности образа святого Николая», – отмечает Бугаевский.
Возникшую путаницу с житиями святых Николаев историк объясняет просто: в первом тысячелетии нашей эры это имя было очень популярно в Малой Азии. «В описании жития Николая Пинарского вообще упоминаются семнадцать разных Николаев – в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане. – Прим. ред.)», – говорит он.
Ограбление тысячелетия
Такое многообразие святых с одним именем, живших примерно в одну эпоху, то и дело порождает сенсации. Например, в 2017 году турецкие археологи заявили, что мощи Николая Чудотворца вообще никогда не покидали Миры, мол, его гробница замурована под полом местного храма, и никакого перенесения мощей в Бари не было.
Сама эта история с перенесением святыни удивительна. В XI веке итальянские города начали охоту за реликвиями, находившимися на захваченных мусульманами территориях. Причём делалось это не столько с целью спасения святынь, сколько из-за стремления прославить свою республику на всю Европу и обеспечить приток паломников.
Вот и купцы города Бари, отчаянно конкурировавшие с Венецией и Генуей, провернули настоящую спецоперацию: по дороге в Антиохию они – под видом паломников – внимательно изучили храм, где находилась мраморная гробница святителя, а на обратном пути заявились туда уже с вооружённым отрядом и, ворвавшись в церковь, забрали мощи из саркофага. Теперь они хранятся под двумя каменными плитами в базилике святого Николая в Бари.
Отправка мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию. Фото: РИА Новости, Сергей Пятаков
А торопиться надо было вот почему: на святыню позарились венецианцы, которые спустя некоторое время добрали то, что не успели унести барийцы, – и теперь примерно шестая часть останков святителя хранится в Венеции.
Правда, турецкие учёные предположили, что охранявшие святыню греки обманули всех и указали иноземцам на гробницу мученика Феодора, которая была в том же храме. Однако их теорию опровергли специалисты Университета Кэмпбелла из США: купцы из Бари настолько подробно описали свою авантюру, что все приведённые ими факты достаточно легко проверяются.
Сохранность мощей изумляет
Долгое время жители Бари отчаянно спорили с венецианцами, мол, у них-то настоящие мощи святителя Николая. Однако генетические исследования останков в обоих городах показали, что они принадлежат одному и тому же человеку. Более того, им действительно был малоазийский грек, живший в конце III – начале IV века.
Верующие у ковчега с мощами святителя Николая Чудотворца в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Фото: РИА Новости, Михаил Киреев
На костях святителя судмедэксперты нашли следы многочисленных переломов, вероятно, его неоднократно жестоко избивали в тюрьме, о чём упоминается в житии. Последний раз часть мощей Николая Чудотворца – девятое левое ребро – исследовали два года назад, перед принесением в Россию. Тогда святыне, впервые в истории покинувшей Бари, поклонились более двух миллионов человек.
«Косточка минерализированная. Несмотря на то, что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, её прочность в целом сохранена. И если мы поймём, что святитель Николай жил почти 1700 лет назад, то вызывает изумление сохранность этой частицы мощей», – рассказывает профессор Университета Бари Франко Интроне.
Впрочем, это не единственный повод изумляться. О святителе Николае всё так же известно относительно немного, но, возможно, из-за этого его популярность из года в год лишь растёт.
Источник: РИА Новости