«Радио «КП»: Сергей Степашин и Юрий Семин рассказали о том, что происходит в российском футболе
«Нравится, как сейчас играет «Динамо»
Юрий Семин: Что касается «Динамо», честно говоря, мне нравится, как они сейчас играют. Состав хороший. Но впереди предстоит работа, чтобы они были стабильнее. И уже «Динамо» пора чемпионами становиться, Сергей Вадимович.
Сергей Степашин: Да мы-то все надеемся, надеемся… А как к тренеру (Марцелу Личке) относитесь?
Ю. Семин: Отношусь прекрасно. Потому что он уже давно здесь работает, он себя хорошо зарекомендовал (в «Оренбурге»). Но быть тренером, это… сегодня хорошо, а вот основное – как все закончится.
Сергей Степашин: Сейчас все-таки главное, что команда играет. Для болельщиков. Но очки нужны, но все-таки это игра.
— В «Динамо» собрался сейчас латиноамериканский интернационал. Мексика, Чили, Бразилия и т.д. Это хорошо для нашего футбола?
Ю. Семин: Я считаю, что южноамериканцы вносят какую-то изюминку в любую команду, в любую структуру игры. Мне с ними всегда было очень комфортно работать. Потому что они безгранично любят футбол. И они неординарные на футбольном поле. Одно дело, ты даешь задание, а другое дело – к этому заданию он что-то еще сам придумает. Они хороши в обводке, у них великолепная техника. Поэтому я думаю, нам надо ориентироваться на южноамериканцев. Тем более, они едут к нам. У них таланты вырастают каждый день, но самое главное – правильно выбрать игрока.
Арсен Захарян окунулся в атмосферу испанского футбола, а теперь и Лиги чемпионов. Фото: Соцсети
Про Хвичу Кварацхелия и Арсена Захаряна
Сергей Степашин: Юрий Павлович всегда дает очень точные и четкие оценки игрокам. Кстати, он первым заметил Захаряна, когда он только-только вышел на поле. Он говорит – слушай, Сергей, это вырастет, это изюминка будет у вас. Юрий Павлович первым когда-то заметил и Кокорина. Это же воспитанник «Локомотива». Я помню, как он давал оценку, как он стоит, как он играет, как он делает вот эти свои пасы. Ну, делал, не знаю, как сейчас. Так что с Юрием Павловичем очень интересно быть в качестве болельщика и слышать его советы.
И про Хвичу Кварацхелия он первым сказал. Что это будет топ-игрок. И как его умудрились отдать в «Рубин» — это история умалчивает, ладно. Кстати, Юрий Павлович с ним недавно встречался в Италии.
Юрий Семин: Да. Мы встречались. Мы специально поехали, фильм сняли. На поле были, потом были у Миранчука. Пообщались с ребятами. Хвича значительно вырос, он стал выше сантиметров на 8. У нас он еще был совсем худенький и небольшого роста. Здесь мощный стал. Настоящий атлет. Либо это природа, либо работа помогла как-то стабилизировать свои физические качества. На этом уровне выдержать все тяжело, но он себя чувствует прекрасно. Так, как приблизительно в Грузии. Неаполь – это что? Грузия. Да, похожи они по эмоциям и т.д. Самое главное – ему нравится. И он играет постоянно – вот это самое важное. В прошлом году он был лучшим игроком Серии А. А в этом году все начинается по-новому. Во-первых, тренер поменялся. Спаллетти его хорошо знал. Он его приглашал на конкретное место. Лидер команды левый атакующий Лоренцо Инсинье ушел (в «Торонто»), а Хвича пришел. Спаллетти доверил ему это место и Хвича оправдал ожидания. Как пойдет сейчас? Непросто, мне кажется.
Главный тренер «Аталанты» Джан Пьеро Гасперини не знает, как использовать Алексея Миранчука. Фото: Соцсети
Про Миранчука
— А почему вашему воспитанника Алексея Миранчука в «Аталанте» зажимают, в прошлом сезоне он в «Торино» заиграл, но его опять вернули и на скамеечке маринуют?
Юрий Семин: Два трансфера. Кварацхелия приходит в команду, в которой тебя видит тренер. Лешке сложнее. Потому что его просто пригласили. Я не знаю, на какой-то позиции его тренер видел? Тренер же тоже видит развитие своей команды на какое-то время вперед. И какие игроки ему нужны. Я думаю, поэтому у Алексея и такие есть проблемы. Он игрок сильный. Для меня он должен играть в «Торино», он себя там показал. Короткое время, которое ему дается в «Аталанте», он тоже неплохо играет, но за это время что-то сложно показать. Он старается. Он очень умный. У него великолепная техника. Но вот нет ему места в этой команде – и все. А тренеру (Гасперини) нравятся игроки физически более сильные, игроки, которые могут больше обороняться. Алексея смотрели в «Локомотиве» — брать или не брать. Там было построено: отдайте мяч Алексею в конечной стадии, он найдет для передачи любого игрока. Это лучшее качество. Мы на лучшие качества и играли всегда. Там этого не происходит. Пока у него не получается. А он такой игрок что, на мой взгляд, в любой команде мог бы играть.
Валерий Карпин объясняет свой футбол на пальцах. Фото: РФС
О словах Карпина игрокам сборной России: «Кто может уезжать – уезжайте»
— Недавно Валерий Карпин сказал, что «Кто может уезжать – уезжайте» в другой чемпионат. И все на него набросились: типа, это непатриотично. Хотя он говорил чисто профессиональные вещи. Заступитесь за Карпина?
Юрий Семин: Заступаться нечего. Он прав со спортивной точки зрения. Если есть приглашение, почему не пойти. Пускай идет, играет. Но приглашений особенно нету.
Сергей Степашин: У нас было приглашение у Захаряна. Когда первый раз ему предлагали в «Челси» за 14 или 15 млн, я член совета директоров ФК «Динамо», знаю, что говорю, мы приняли консолидированное решение: пускай едет. Хочет, получится. Тем более, что это престижно. Но тогда с деньгами не получилось с англичанами. Здесь отпустили, вопросов нет. Валерий сказал то, что думает любой тренер. Если есть возможность проявить себя, пожалуйста.
Если бы мы играли в еврокубках, я бы сказал: два-три года можно было бы еще поиграть в «Динамо». Окрепнуть, стать мощным игроком. А сейчас, когда нет возможности проявить себя на европейской арене нет смысла сдерживать, сейчас ведь Захарян будет играть уже в Лиге чемпионов. Конечно, для него это испытание, но и огромный шанс. В том числе и для нашего футбола.
Юрий Семин: С другой стороны, что такое – уходи? Просто так уходить, я считаю, нет смысла. Если ты, по крайней мере, претендуешь на игрока основного состава, то, конечно, надо идти. А если у тебя даже шансов нет, я считаю, игрок не должен идти. Он должен играть там, где он получает игровую практику. Может быть, что-то произойдет дальше. А если он будет сидеть на лавке бесконечно, то этот игрок ровно за год уже никому не нужен будет.
Про переход российского футбола в Азию
— Стоит ли нашему футболу переходить в Азию?
Сергей Степашин: Я могу свою точку зрения сказать, что, конечно, нечего нам там делать. И что мы в этой Азии получим? Если бы была гарантия, что мы будем играть на первенстве мира, да. ФИФА – единая организация. А что касается перспектив, вот сейчас пошли слухи, вроде бы чуть ли не 2026 год. Скажу то, что я думаю. Как только закончится активная фаза боевых действий, я надеюсь, все-таки она должна закончиться, нельзя вечно воевать, мы будем играть на первенстве мира. Это совершенно очевидно.
Дзюба в прошлом сезоне играл за «Локомотив» лучше, чем в нынешнем. Фото: соцсети ФК «Сочи»
Про Артема Дзюбу
— Сейчас все говорят, про Дзюба-зависимость «Локомотива». Играет Дзюба – есть результат. А без него – команды нет….
Юрий Семин: Ну, это, наверное, неправильно – играет Дзюба есть команда, не играет – нету. Команда должна играть. Дзюба молодец, он в прошлом году очень сильно помог выбраться из этой сложной ситуации, в которую они попали. Но они сами же попали в эту ситуацию.
Про Льва Яшина
— Юрий Павлович, вы вместе с Яшиным в одной команде были. Расскажите, он везде был так популярен, как у себя на родине?
Юрий Семин: Вся Южная Америка Льва Ивановича принимала, как родного. В 1970 году, по-моему, был турнир по Южной Америке и было одно условие. Если Яшин будет – одна ситуация финансовая, если Яшина не будет – будет другая ситуация.
— А как к нему вы обращались в команде?
Юрий Семин: Я называл его Лев Иванович.
— Даже в игре?
Юрий Семин: Да, всегда – Лев Иванович. Но, не все. Его Жора Рябов Левой называл. Жора – это вообще его ближайший друг был, соратник, можно сказать. Масло (Валерий Маслов) – Лео, Витька Аничкин – Лев. А мы, кто помоложе, конечно, Лев Иванович. Даже во время игры.
— Там же доли секунды…
Юрий Семин: Но все равно – Лев Иванович.
Лев Яшин остается единственным вратарем, который был удостоен «Золотого мяча». Фото: ТАСС
Про тренеров
— Вы сказали, что вам нравиться, как работает новый тренер «Динамо» чех Марцел Личка. Он же сам был неплохим, футболистом?
Сергей Степашин: Хорошим был, говорят, был и его брат, который с ним вместе играл в «Спарте». Неплохой чешский клуб.
— Кстати, Александр Мостовой недавно сказал: «Хорошим тренером может стать только тот, кто сам играл…». И назвал фамилию Семина. Юрий Павлович, вы согласны с этим?
Юрий Семин: Ну, наверное, не совсем. Моуринью, к примеру, особенно хорошо не играл, а видите, хороший тренер. Но если лично мне вы задаете вопрос, я считаю, что я многое оставил для себя из того, что я помню, когда я был футболистом. Как бы я себя повел, будучи игроком, как не разговаривать с игроком, с одним или с другим. И очень важно, что много повторяющихся моментов, футбольных и даже жизненных. Мне это очень помогло, что я был футболистом.
— Сейчас в Европе пошла плеяда так называемых лэптоп-тренеров, молодые ребята все рассчитывают на компьютере. Сейчас вот Нагельсманна назначили тренером сборной Германии.
Сергей Степашин: Ну, в Германии и в Европе вообще скоро будут играть разнополые люди, даже не мужчины и не женщины, они к этому идут. Поэтому не будем брать с них пример. Тем более сборная Германии блестящие результаты показывала, когда тренеры были бывшие футболисты, понимающие и любящие футбол. Мы всегда завидовали немецкой школе, Юрий Павлович, помните? Сейчас уже не очень завидуем.
Юрий Семин: Ну, у них большой потенциал, тут вопросов нет. У них хорошо работает футбольная школа. А Нагельсманн, он играл сам в футбол. Может быть, он не сильный, не такого уровня, как другие немецкие тренеры, но он играл. А для меня тренер номер один — это Анчелотти. Зидан на высоте. А футболисты какие были! И наши. Газзаев. Лобановский. Олег Романцев играл сильно.
Сергей Степашин: Семин.
Юрий Семин: Сергей Семак. Ну, Семин… Я послабее играл, чем те, кого я назвал.
Зинедин Зидан запомнился отличной техникой обращением с мячом и боевым характером. Фото: Global Look Press
Про паспорт болельщика
— Сергей Вадимович, вы часто говорите о болельщиках, которые исправно ходят на «Динамо» на трибунах все чаще появляются дети, женщины. Это связано с тем, что на стадионе запретили пить пиво?
Сергей Степашин: Дело не в пиве. Пивом можно надуться до футбола, и даже не только пивом, и прийти полупьяным. Все эти ограничения весьма условные. Просто атмосфера на «Динамо» совершенно другая. Я считаю, что сегодняшний стадион «Динамо» лучший в стране. Именно для боления. Прекрасные подъезды, места, детишки могут просто там позаниматься даже и не идти на футбол, если маленькие совсем. Уютно. И когда приходят молодые мама с папой и с ребенком, как-то, наверное, даже матерщиннику материться неловко на самом деле. Единственное, жаль, конечно, что немножко притихли наши фанатские трибуны в силу этого Fan ID. Но в последнее время потянулись, конечно, и болельщики. Когда хорошо команда играет, уже под 19-20 тысяч приходит на «Динамо».
Но главное ведь на самом деле не стесняться высказывать свои чувства. Если люди покричат, похлопают, споют, это нормальное. Мы же все-таки не в колонии строгого режима, а на футбольном поле. И те, кто пытается, как они считают, навести порядок с болельщиками, должны понимать. Я не буду сейчас называть ни ведомство, ни фамилии. Эти люди, которые говорят: «Надо растащить эти фаны, гонять их надо», они сами на матчи-то не ходят, и футбол не смотрят, и не понимают, к сожалению. Эти вещи надо соизмерять. Это я вам как бывший министр внутренних дел говорю.
Юрий Семин: Я не вижу никаких проблем с болельщиками. Это такие же нормальные люди, как и мы. У них есть своя страсть. Естественно, они же должны болеть за свою команду, они кричат, шумят. А как футбол без этого? Но людей стало больше на «Динамо» ходить. Самое удивительное, за последнее время значительно прибавили. Я думаю, процентов 50.
— Сергей Степашин был противником введения паспорта болельщика.
Сергей Степашин: Нет, я был не противником, я предлагал другую формулу, даже в письменном виде в ЦС «Динамо» мы писали. Продавать билеты по паспортам и всё. Намного проще и дешевле. Ну, сейчас принят закон, надо его выполнять, естественно. С этим предложением мы выходили на самом деле.
— Но постепенно количество болельщиков восстанавливается?
Сергей Степашин: Люди пошли, конечно. А куда еще ходить-то? Надо же где-то свои чувства выражать.
Юрий Семин: Особенно на «Динамо» ходит больше, а на других трибунах, я бы не сказал, что восстанавливается. Ходит ровно половина.
Про «Кожаный мяч»
Юрий Семин: Детский футбол у нас сейчас где-то сейчас на задворках. Есть много профессиональных юношеских лиг. А вот раньше был турнир, «Кожаный мяч», для тех детей, которые никуда не попали. Его надо возродить. Может быть, сейчас оттуда уже никто и не выйдет в топ-мастера, но пусть удовольствие получают дети, пусть ездят друг к другу по всей стране, проводят соревнования. Я считаю, что это «Кожаный мяч» совсем забыли. А вы, «Комсомолка», были главными мотиваторами, чтобы турнир шел.
Сергей Степашин: Давайте мы предложим «Комсомолке» вернуться к этой идее.
— Мы обсудим предложение. А вы нам поможете.
Болельщики «Динамо» и «Спартака» Сергей Степашин и Сергей Лавров на финале Кубка России. Фото: архив КП
Первый мяч
Сергей Степашин: Я помню, когда еще мячи из тряпок были. Кожаный ниппельный мяч – это было чудо. Мы в Ленинграде ходили на стадион Сергея Мироновича Кирова и бутылки собирали, там разрешили выпивать. Пиво в основном пили. Нас иногда гоняли там, потому что там были сектора распределены за взрослыми людьми, а мы — дети.
— Степашин бутылки собирал?
Сергей Степашин: А что, я не человек, что ли? Потом нас начали критиковать: зачем вам бутылки? Я говорю: мы на мячик собираем. Мужики говорят: не трогайте ребят. И вот первый наш заработок, мы, нас трое или четверо ребят было, собрали бутылки в рюкзачки привезли, бабушка сдала, потому что у нас не принимали бутылки. И первый ниппельный мяч за 10 рублей купили.
— Когда пацанами были, вы с Путиным никак не пересекались?
Сергей Степашин: Нет, я жил на Загородном проспекте, у Пяти углов. У нас был сад Правды, мы там играли. А Владимир Владимирович вырос на Васильевском острове, там не было стадионов. Поэтому мы играли в футбол, а он занимался единоборствами. Вот в чем разница.
— А в Ленинграде улица на улицу не дрались в ваши времена?
Сергей Степашин: Разные районы. Васька, Васильевский остров –там драчуны жили. У нас поспокойнее было на Загородном, на Пяти углах.
Юрий Семин: И мы в Орле не дрались. Футбол объединял. Улица на улицу играли. Какая лучше. Школа на школу.