Руководитель Крымского отделения ИППО Роман Близняков стал ведущим исторического клуба в православном молодёжном центре

В епархиальном православном молодёжном просветительском центре «Зёрна» (г. Симферополь) открылся исторический клуб. Его ведущий – руководитель Крымского отделения ИППО, кандидат исторических наук Роман Близняков.

Первая встреча была посвящена событиям начала XVII века. Тема лекции: «Уроки Смуты: ко Дню народного единства».

Ведущий и православная молодежь попытались разобраться в истоках празднования Дня народного единства, а также в сути торжества. Задали вопрос: каково его место в ряду других красных дней календаря современной России?

День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича (1645 — 1676 гг.). По государеву велению церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. Именно в день почитания образа Богородицы в 1612 году произошло освобождение Москвы от интервентов в годы Смуты. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. На смену ему и, в какой- то степени замещая его, в силу хронологической близости, пришло празднование годовщины октябрьской революции.  

Современные скептики считают, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями завершения Смутного времени. Ими приводились суесловные рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле, о хронологии и летосчислении. Если обобщить эти мнения, то можно смело озвучить позицию противников нового праздника. Она сводится к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции была выбрана дата – 4 ноября, к которой привязан новый праздник.

В нулевые годы XXI века многие политологи и политические деятели часто высказывались о памятной дате. Их мнения расходились. Звучали слова о том, что возрождённый праздник не приживётся в России, и, напротив, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем.

Согласно опросу фонда «Общественное мнение», на момент конца октября 2020 года, 71 % опрошенных респондентов считал, что людей, которые воспринимают 4 ноября как очередной выходной больше, чем тех, кто воспринимает его, как праздник. Подобный подход вызывает небольшое разочарование у сторонников чествования героев Второго ополчения.

Лектор привёл доводы, указывающие на то, что праздник живой и имеет реальные исторические корни, а памятную дату необходимо увековечить в массовом историческом сознании людей.

День народного единства отправляет нас к событиям начала XVII. Его можно назвать подлинным Днём восстановления государственного суверенитета, Вторым подлинным днём независимости (после стояния на Угре в ноябре 1480 года). Государство, которое фактически прекратило существование, как единая социально-политическая система в годы польско-шведской интервенции после октября 1612 года, получило шанс на дальнейшее существование. Итак, День народного единства тождественен дню независимости. Он наполнен этим смыслом, в отличие от даты 12 июня, когда Россия обрела суверенитет от СССР – по сути огородилась от самой себя и сделала самоампутацию под влиянием безумных идей перестроечного времени. Хотя время коррелирует коллизии и сегодня 12 июня – День России — имеет другой смысл, являясь для многих жителей бывшего СССР символом русского мира

День народного единства, без сомнения, таковым и является. В его названии нет мифологической историографической подоплёки. В отрядах Первого и, особенно Второго ополчения плечом плечу с русскими (московитами, новгородцами, тверичами) сражались и изгоняли поляков шведов и литву, народы Поволжья, Урала и части западной Сибири.

Этот праздник имеет важную идеологическую нагрузку. Он, действительно, объединяет нас: русских и татар, чувашей и башкир, стирая этнические и религиозные различия. Для общества он куда важнее отсылки к Красному октябрю семнадцатого года, который стал водоразделом, разделив единую и неделимую Россию по социальному, этническому, религиозному признаку, оставив кровавую черту, приведя к великому русскому исходу, изгнав за пределы России верных сынов Отечества. Это не значит, что мы должны стереть из памяти Революцию 1917 года, которая привела к становлению мировой социалистической системы, создала в будущем идеологию, позволившию из СССР создать сверхдержаву. Но нужно понимать, что современной России, находящейся под дичайшим давлением со стороны коллективного Запада, давлением, которое превосходит в разы напор на Советский Союз, нужны другие внутренние столпы и идеологические маяки для выстраивания нового внешнеполитического курса.

Москва была освобождена в День почитания Казанской иконы Божьей матери. Этот праздник носит религиозный оттенок. Небесная Царица не раз незримо спасала Русь от иноземцев: она чудотворно отвернула отряды Тамерлана, подошедшие к Ельцу и рвавшиеся к Москве в 1395 году, была знаменем борьбы с поляками и интервентами в годы Смуты. Этот ряд можно продолжать, поднимаясь к Новейшей истории нашего государства.

Участники дискуссии задались вопросом: праздновать или нет этот день, или относится к нему просто как к дополнительному красному дню календаря? Обусловились, что это — выбор каждого из нас. Но полноценная жизнь от существования отличается, прежде всего тем, что мы сами наполняем её смыслами, раскрашиваем палитрой красок, каждодневно творя свое подлинное бытие.  И всё же оставаться за полями статьи и умышленно избегать субъективизма в конкретном случае не будем и проведём смелые параллели с Ленинским Октябрем.

4 ноября — как и 7 ноября — такой же наш и (такой же Красный) Октябрь (и то и другое событие по старому стилю произошло в Октябре). Октябрь, обагренный кровью россиян, на фоне горящих кленовых листов русских усадьб. Но эта кровь в XVII и в XX веке пролилась в разных условиях. Кровь Революции — Авелева кровь братоубийства. А кровь освобождения от Смуты — святая жертва на алтаре суверенитета освобожденной от западных интервентов России. Это — Кровь наших героев, отданная за свободу и созидание; и мы её должны помнить и чтить.

Провести этот день можно тоже по-разному: посетив накануне официальные мероприятия, посвященные Дню народного единства, православным христианам будет душеполезно сходить на Божественную литургию, приготовится к Дмитриевской родительской субботе, поминая всех усопших пращуров, или просто восстановить силы, при этом осознавая грандиозность и масштабность произошедшего события. Возможно, поразмыслив на досуге над тем, что нас, по словам Президента, ожидает самое сложное десятилетие со времен Великой Отечественной войны, связанное с натиском Запада.

Завершили лекцию на мажорной ноте. Акцентируя внимание на том, что жители России преодолели все трудности Смуты. Будучи на пороге нового времени, они заложили основу для имперского могущества в XVIII —XIX веках. Мы, граждане современной России, несомненно, тоже преодолеем новый европейский натиск, восстановив утраченные позиции и выведем Россию на путь подлинной суверенной демократии.  

Памятник Ивана Мартоса запечатлел Минина и Пожарского в камне на фоне собора Василия Блаженного. «Гражданину Минину и князю Пожарскому» — гласит надпись. Сами (Минин и Пожарский) удостоились звания «Спасители Отечества». Смотря на их лица и осознавая масштабность их подвига, на могучую руку посадского мужика и воеводы князя, ответьте сами себе: это праздник или простой красный день календаря? Думаю, что красный - от крови жертвовавших собой при освобождении Москвы, но точно что – не простой.

Авторская статья руководителя Крымского отделения ИППО Романа Близнякова в парламентской газете «Крымские известия»

 

Поделиться: