Секретарь Ростовского отделения ИППО Илья Шарков выступил модератором дискуссионной площадки «Православное духовенство Дона и советская кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года»
В аудитории была подготовлена тематическая выставка, иллюстрирующая историю вопроса. Модератором дискуссионной площадки выступил древлехранитель Шахтинской епархии, старший преподаватель кафедры «Православная культура и теология» ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты, секретарь Ростовского отделения ИППО Илья Шарков, предложивший студентам рассмотреть историю кампании 1922 года и осмыслить драматические события вековой давности, имевшие огромное значение для истории России и Русской Православной Церкви.
В ходе выступления епархиального древлехранителя был дан анализ причин охватившего Россию в 1921 году массового голода. В результате реализованной большевиками политики военного коммунизма и неурожая, вызванного засухой, в 1921 –1922 гг. голод охватил 35 губерний Украины, Поволжья, Северного Кавказа и др. регионов. Голодало 40 млн. человек, а количество умерших от голода по данным советской статистики достигло 5 млн. человек.
Разделяя народное горе, Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон обратился к всероссийской пастве, народам мира, Восточным Патриархам, Папе Римскому, Архиепископу Кентерберийскому с просьбой помочь голодающим. По храмам России прошли сборы денег, сам святитель Тихон принял участие в работе «Всероссийского общественного комитета помощи голодающим» (Помгол). 27 августа 1921 г. Помгол был распущен советскими властями, а средства, собранные им, изъяты.
Православной Церкви запретили заниматься любой благотворительностью. В печати стали публиковаться статьи, где Церковь обвинялась в безразличии к народному горю. 6 февраля 1922 г. было опубликовано послание Патриарха Тихона с призывом к приходским советам жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления. Но 23 февраля ВЦИК постановил изымать из храмов все драгоценные предметы, в том числе и богослужебные. При этом подразумевалось, что изъятие будет иметь насильственный характер. Во многих регионах так и было: народ отчаянно пытался защитить то, что его представителями веками жертвовалось церквям и монастырям в благодарность Богу за исцеления и помощь в нуждах, на помин душ усопших родных. Попытки народной защиты жестоко подавлялись. 28 февраля Патриарх Тихон издал новое послание, где высказался против передачи предметов, имеющих богослужебное предназначение (евхаристических сосудов, дарохранительниц, дароносиц и других). Использование таких предметов не по назначению издревле церковными канонами квалифицировалось как святотатство. Послание Патриарха дало повод властям обвинить его в саботаже, а пресса тут же извратила слова святителя, будто бы предложившего жертвовать не ценности, а хлам.
Параллельно с грабежом и оговором Церкви предпринималась попытка её раскола. С этими событиями было связано начало обновленческого раскола или появление так называемой «Живой церкви».
Как свидетельствуют современные историки, исследовавшие ставшие доступными многие секретные документы тех лет, произведения религиозного искусства были погублены и церковные ценности были потрачены вовсе не на помощь голодающим. Средства пошли в казну, на поддержание обрушенной государственной экономики, на помощь зарубежным революционерам, на дипломатическое признание молодого революционного государства и на чеканку советских серебряных рублей. Кампания носила политический характер борьбы с Церковью и инакомыслием.
В результате советской кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года сотни священнослужителей, монашествующих и мирян были репрессированы, глубокий урон был нанесен культурному наследию России: уничтожены тысячи предметов церковной старины, памятников церковно-прикладного искусства и народного творчества. Стояние Церкви за веру и правду в тот год дало сонм новомучеников, среди которых были и иерархи, и священники, и монашествующие, и миряне.
Илья Шарков рассказал студентам об изъятии церковных ценностей в храмах ряда волостей Дона и города Шахты, показал фотографии одного из красивейших и богатых храмов дореволюционной Области войска Донского – Петро-Павловского собора г. Александровска-Грушевского (с 1920 года – г. Шахты). Этот величественный собор весной 1922 года был банально ограблен представителями советской власти даже без составления соответствующей описи изъятого. Также модератор дискуссии назвал ряд священнослужителей, бывших членами Императорского Православного Палестинского Общества от Донского отдела, пострадавших в богоборческое время.
Студенты с интересом слушали выступление ведущего и рассматривали фотовыставку, задавали вопросы, дискутировали по ряду проблемных вопросов отечественной истории XX века. Все участники дискуссионной площадки согласились с тезисом ведущего, что изымать пожертвованные народом ценности церквям, пусть и даже в благородных целях, было аморальным. Преступными же были репрессии против духовенства и верующих, а также массовое уничтожение произведений искусства.