Сергей Степашин: Нурсултан Назарбаев – это Дэн Сяопин казахстанского образца
– Сергей Вадимович, как Вы думаете, по какому пути пойдёт Казахстан без президента Назарбаева? Не предаст ли, не подставит ли Казахстан Россию?
– Я думаю, что ничего особенного не случилось.
Зная товарища Назарбаева с 1990 года достаточно близко, я думаю, что он принял очень мудрое решение. Это называется «уходи и оставайся».
Так примерно поступил в своё время Дэн Сяопин, который формально не возглавлял КНР, но, возглавляя Военный совет Политбюро ЦК Компартии Китая, проводил все реформы и оставался вождём Китайской Народной республики.
Назарбаев остаётся председателем Совета безопасности, плюс руководителем крупнейшей партии. По Конституции он лидер нации.
Назарбаев правильно понимает, что надо готовить себе замену, которая будет совершенно эволюционно входить в курс дела. Тем более тот, кого он сейчас предлагает, а именно руководитель Сената (верхняя палата парламента Казахстана – А.Г.), кстати, я его прекрасно знаю, ещё с той поры, когда он был акимом (аким –глава местного исполнительного органа государственной власти в Казахстане – А.Г.) Караганды, замечательный человек, умный, образованный.
СПРАВКА «КП»
По закону в случае досрочного освобождения или отрешения от должности президента Казахстана полномочия главы государства на оставшийся срок переходят к председателю Сената. С 2013 года этот пост занимает Касым-Жомарт Токаев.
– Сергей Вадимович, Назарбаев – автор идеи о создании евразийского пространства.
– По этому пути Казахстан и будет идти. Я в этом совершенно убеждён.
– Вы не будете Нурсултану Абишевичу звонить?
– При случае через посла передам свои чувства глубокого уважения и понимание правильности его политики.
Хотелось бы, чтобы русские люди оставались жить в Казахстане и не уезжали оттуда. Я думаю, что это понимает и нынешнее руководство Казахстана.
– А Россия что должна предпринять, чтобы «американские уши» в Казахстане не торчали?
– Казахстан слишком серьёзен с точки зрения своей экономики и всего остального. «Американские уши» там точно не торчат.
Нам надо продолжать ту стратегию, которую мы ведём по отношению к СНГ, к Евразийскому Союзу. Казахстан сегодня самый близкий наш партнёр во всех отношениях.
Белоруссия – отдельная тема разговора. Там полемики много ведётся, всплески бывают.
А Казахстан серьёзен и стабилен. У нас с этим государством самая огромная общая граница. В нашей совместной истории столько замечательных общих дел, начиная с совместной Победы в Великой Отечественной войне и освоения целины.
И то, что случилось с Украиной, никогда не должно произойти, и, я уверен, не произойдёт с Казахстаном.
– Назарбаев не вечный, ему уже под 80.
– Он 30 лет у власти. Я думаю, жители Казахстана сами решат свою судьбу на выборах.
А нынешний временный преемник президента, руководитель Сената, очень сильный политик, прошедший огромную школу, поработавший и главой МИДа, и премьер-министром. Я его по этой должности хорошо знаю.
Не хочу навязывать свою точку зрения, я не житель Казахстана, граждане Казахстана сами разберутся, но у меня этот политик вызывает большое уважение.
Казахстан – цивилизованная, продвинутая страна, хорошо провела многие реформы, в том числе в вопросах образования, науки. Поэтому всё будет в порядке. У меня такое ощущение.
– То, что они от алфавита отказались русского, ни о чём не говорит?
– Если ты обратил внимание, я очень аккуратно сказал насчёт русских. Пускай меня там услышат. Но тему дальше развивать не могу. И не хочу...
Александр Гамов. Источник: «Комсомольская правда»