Сергей Степашин принял участие в церемонии открытия выставки «Иконы Богоматери Боголюбской» во Владимире

15 марта 2024 года в музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Икона «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение». Участником торжественной церемонии открытия стал Председатель ИППО Сергей Степашин. Также мероприятие посетил зампред ИППО, руководитель Московского регионального отделения Общества Олег Шабуневич.

Уникальная икона XII столетия, а точнее 1158-1160 годов, чудом дошедшая до наших дней усилиями реставраторов Центра им.Грабаря, явлена посетителям в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника впервые с 2009 года. Икону в византийском стиле написал неизвестный мастер по велению князя Андрея Боголюбского. 

Она пережила разрушение практически до основания храма Рождества Богородицы в Боголюбском монастыре, где она хранилась в XVIII веке, периоды революционного лихолетья, время борьбы с религией. Впервые реставраторы осмотрели икону в 1918 году. И в течение почти 100 лет она находилась под чутким оком специалистов.

Выставку открыла директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.

«Для нас большая честь сегодня видеть всех на открытии удивительного проекта, - сказала она. - Эта святыня могла появиться в нашей экспозиции благодаря усилиям множества людей. Если бы не специалисты Центра им. Грабаря, если бы не было их поддержки и опоры, мы не смогли бы в принципе создавать выставки. Это собрание удивительных профессионалов».

«В наше непростое время особенно важно знать историю и сохранять духовные основы, без которых невозможно нормальное развитие ни в настоящем, ни в будущем. В этой связи особую значимость приобретает работа, направленная на сохранение произведений древнерусского искусства и создание возможностей для их показа широкой аудитории. Большое спасибо хочется сказать реставраторам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, благодаря которым древняя икона осталась жива. Реставраторы центра завершили многолетнюю работу, им удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. И сегодня, спустя более 800 лет, мы можем лицезреть её, испытывая благоговейный трепет, наполняться духовной силой», – сказал Сергей Степашин.

«Буквально недавно у нас проходил форум «Духовное наследие России», мы вспоминали даты, в том числе и 13 марта, когда князь Андрей Боголюбский взял Киев, перенёс столицу во Владимир… Он вошёл в историю как собиратель русских земель, как государственный деятель, стремившийся прекратить междуусобные войны. Понимая глубину происходящего, мы найдём ответы для будущего», – отметил губернатор Владимирской области Александр Авдеев.

Когда икона попала к реставраторам, она была в руинированном состоянии, доска была покрыта плесенью, на лике было много поздних наслоений. Но старинная липовая доска XII века сохранилась.

«Мы счастливые люди, что мы можем видеть эту икону, как когда-то наши соотечественники более 800 лет назад, - поделилась с гостями директор департамента музеев и внешних коммуникаций Минкультуры РФ Елена Харламова. - Даже в реставрационной мастерской она производит невероятное впечатление. Как ее показывают здесь во Владимиро-Суздальском музее, так должны показываться такие вещи».

Директор Центра им. Грабаря Дмитрий Сергеев рассказал, что самое сложное было - сохранить автора, аутентичность иконы: «Как "убить" XIX век, а там XVIII-й и сколько под ним других слоев?" В итоге реставраторы смогли раскрыть поздние слои, и лик Богородицы был явлен в первозданном виде. "Если бы не подвиг музейщиков, их труд, надежда и вера, реставраторам просто не с чем было бы работать», - отметил Сергеев.

Для сохранения идеальных условий экспонирования - 17-18 градусов выше нуля и 50% влажности - была создана специальная витрина.

Высота витрины 105 см, вес 30 кг. Зал, в котором выставлена икона, практически не освещается. В него пускают не более 10 человек. Два других зала с мультимедийной экспозицией посвящены истории иконы и ее реставрации. Они будто подготавливают к встрече со святыней.

Справка: 

Боголюбская икона Божьей Матери является одним из величайших сокровищ, настоящей жемчужиной мощной культуры Древней Руси домонгольского периода. Этот удивительный памятник русской национальной художественной традиции, чудом дошедший до наших дней, был создан в середине XII века по повелению князя Андрея Боголюбского, после того как, согласно преданию, Сама Пречистая Дева явилась ему во время молитвы.

Примечательно, что эта чудотворная икона — единственный древний образ Богоматери, возникновение которого связано с личным представлением правителя государства о вверенном ему уделе и народе. Образ наследует византийскую традицию, но носит подчеркнуто «русский» характер и создан русским мастером. Икона символизирует идею объединения русских земель вокруг нового политического и духовного центра — Владимира, столицы Северо- Восточной Руси, которой Божия Матерь неизменно оказывает небесное покровительство.

На протяжении столетий все важнейшие события жизни русского народа тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, в трудные моменты приходящей ему на помощь, избавляя от нашествия врагов, мора, голода и других бед.

При создании публикации были использованы материалы сайта: rg.ru

Источник фото: avo.ru

 

Поделиться: