Сергей Степашин принял участие в заседании Оргкомитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в России

Автор фото: Олеся Курпяева, РГ
Автор фото: Олеся Курпяева, РГ
Автор фото: Олеся Курпяева, РГ
По приглашению Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина, возглавляющего Оргкомитет по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в России в 2016-2018 годах, председатель Российского книжного союза, Председатель ИППО Сергей Степашин принял участие в заседании, которое прошло 21 сентября в Золотом зале Госдумы.
В России уже выросло одно малочитающее поколение, а теперь мы рискуем получить и второе. А ведь именно этому поколению обустраивать страну, поднимать её престиж в мире… Помочь вернуться привычке – читать с детства – должна Программа поддержки юношеского и детского чтения. Концепцию её создания обсудили в Госдуме. Ещё одной темой заседания стала национальная литература, поддержка которой – это «вопрос культурной независимости страны». Эти две программы крайне важны для России, уверен спикер Госдумы шестого созыва Сергей Нарышкин.
 

Так, поддержка чтения в детском возрасте – это ни много ни мало решение судьбы страны. «В ходе года литературы (2015-го, – прим. «РГ») неоднократно подчёркивалось, как важно с самого детства прививать любовь к чтению хороших книг», – напомнил Нарышкин. – Год литературы закончился, а задача, конечно, осталась». Поэтому и подготовлена концепция поддержки юношеского и детского чтения, на основе которой, по словам парламентария, и будут созданы наполненные конкретными мерами общероссийская программа и «дорожная карта» её исполнения.

 

Во всём мире диагностируется кризис чтения, и это закладывается с детства, объяснил необходимость принятия такой программы председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин. «Развивается экранная культура, человечество осваивает мир через картинки», – констатировал он. – Чтобы не получить «второе не читающее поколение», и нужно принять меры. Речь – о престиже страны», – заключил Кузьмин.

К работе над концепцией были привлечены библиотекари, психологи, социологи, представители театральной, музейной общественности, рассказала директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина. «Один из главных принципов программы – индивидуальный подход к каждой возрастной категории, – сказала она. – Так, если в категории «0–6 лет» авторы делают ставку на семейном чтении, то дальше должны «подключаться» различные институты социализации (школа, библиотеки, интернет и тому подобные)».

Для ребёнка важно подержать в руках именно бумажную книгу, считает Веденяпина. «У нас есть отличные детские авторы, отличная школа детских иллюстраторов. Но тиражи книг неуклонно сокращаются», – рассказала эксперт. По её словам, даже лучшие авторы, отмеченные различными премиями, печатаются тиражом от 5 до 10 тысяч экземпляров. Это куда меньше, чем самих библиотек! «Для решения вопроса нужна политическая воля, – уверена Веденяпина. – Программа должна быть поддержана на уровне всех ведомств».

Политическая воля как раз есть – президент поддерживает идею создания такой программы, заверил советник главы государства по вопросам культуры Владимир Толстой. «Ведь на высшем уровне понимают, что это вопрос не только культуры, но и политики», – сказал он. Однако написание такого сложного документа – это вопрос межведомственной компетенции, что «всегда идёт тяжело», признал Толстой.

Президент Российского книжного союза Сергей Степашин рассказал об одной из главных установок концепции – вернуть книгу в семью, ведь «нечитающие мама и папа – это нечитающий ребёнок». «Чтобы это сделать, нужно образовать «моду» на семейное чтение, – добавила директор проектов фонда Общественное мнение Лариса Паутова. – Здесь должны способствовать СМИ. И второе – нужно помочь родителям определиться с выбором книг для детей и подростков. То есть нужна некая «система книжной навигации для родителей», созданная при помощи экспертов».

В такой «навигации» тоже могут помочь СМИ, и уже есть успешные проекты на эту тему, подсказал главный редактор «РГ» Владислав Фронин. «Взрослые при покупке книг для детей ориентируются только на советских авторов», – поделился наблюдениями он. Хороших современных авторов , по словам главреда «РГ», могли бы как раз подсказать СМИ.

Также Владислав Фронин посоветовал комплексный подход к реализации программы: детская книга должна выходить на рынок «в союзе» с сопутствующей продукцией – игрушками, сувенирами и тому подобным. Передал он и идеи посетителей портала godliteratury.ru: интернет-пользователи рекомендуют подойти к вопросу креативно и использовать мировой опыт. Например, в Амстердамской публичной библиотеке активным читателям дают скидки на посещения различных культурных объектов, а в Италии есть программа материальной помощи на покупку книг.

Молодому поколению важно знать и об истории и культуре национальных республик в составе РФ – об этом участники заседания говорили, обсуждая соответствующую программу. «Мы плохо знаем друг друга, живя по соседству», – заметил специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. И предложил сделать национальную литературу – татарскую, башкирскую и другую – частью школьной программы. «Поверьте, это вопрос межнационального согласия», – заявил он. Предложил Швыдкой подумать и о создании популярных песен на стихи национальных поэтов.

У участников заседания нашлось ещё немало идей. Писательское сообщество даже предложило вернуть агитбригады, как в СССР. Были и менее радикальные предложения – создать центр национальных литератур (на базе Литературного института), выпускать антологии…

Но первоочередное – возродить школу перевода с национальных языков, уверен Сергей Нарышкин. «Родной язык имеет огромную ценность. И достоин того, чтобы его берегли, при необходимости защищали и развивали», – уверен он.

Источник: Российская газета

 

Поделиться: