Сергей Степашин в интервью «Российской газете» о состоянии ЖКХ во время пандемии
Сергей Вадимович, что сейчас происходит с жилищно-коммунальным хозяйством?
Сергей Степашин: Меня чрезвычайно волнует ситуация, в которой оказалось жилищно-коммунальное хозяйство в связи с кризисом. Эксперты прогнозируют снижение собираемости платежей до 50%. Это связано, с одной стороны, с падением доходов населения, с другой – с ослаблением мер воздействия на должников. Есть опасения, что в условиях запрета на начисление штрафов и пеней за просрочку платежей, на отключение коммунальных ресурсов для неплательщиков платить в срок перестанут не только те, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
С другой стороны, у организаций, управляющих многоквартирными домами, существенно возрос объём работ, связанных с дезинфекцией мест общего пользования. В ряде регионов покупка дезинфицирующих средств оплачивается из регионального бюджета, как, например, в Калужской области, из местных бюджетов – в Улан-Удэ, Калининграде, Волгограде, Чебоксарах, Майкопе и ряде других городов. Однако в большинстве регионов управляющие организации самостоятельно решают этот вопрос.
Ряд управляющих компаний уже минимизирует свои расходы, отказываясь от некоторых обязательных работ. Тем более что до конца года приостановлены все плановые и внеплановые проверки. Думаю, что это тупиковый путь, не обеспечивающий жителям свет в конце тоннеля.
Дополнительные меры безопасности не учитываются в тарифах и формируют выпадающие доходы управляющих компаний, что, безусловно, требует государственной поддержки.
Без господдержки управляющие организации обанкротятся?
Сергей Степашин: Сокращение доходов наряду с ростом расходов может привести в ближайшие месяцы к массовым банкротствам управляющих организаций, к увольнению работников и резкому сокращению рабочих мест в отрасли. Может вырасти число домов, оставшихся без управления, снизится качество проживания.
В особенно сложной ситуации сейчас ТСЖ и ЖСК, объединяющие наиболее активных и ответственных собственников. В России более 32 тысяч таких объединений. На них пока не распространяются меры поддержки, предложенные правительством для малого бизнеса. Кроме того, во многих ТСЖ полномочия председателей либо уже истекли, либо закончатся в ближайшее время. Это автоматически даёт право банкам блокировать списание средств со счёта товарищества на нужды дома, что приведёт к параличу процесса управления домом, а позже – к неминуемому банкротству ТСЖ.
В рамках обсуждения антикризисных мер Общественный совет внёс целый ряд предложений, направленных на поддержку ЖКХ.
Предполагается ли господдержка поставщиков воды, тепла и других коммунальных ресурсов?
Сергей Степашин: В конце апреля Минстроем направлен на согласование с федеральными органами исполнительной власти проект перечня предложений по поддержке ресурсоснабжающих организаций сферы ЖКХ. В него входят меры налоговой поддержки, предоставление льготного кредитования, упрощённое проведение закупочной деятельности.
Это даст возможность ресурсоснабжающим организациям оптимизировать расходы, направить средства на бесперебойное функционирование отрасли и подготовку к осенне-зимнему периоду. Однако эти меры поддержки, к сожалению, не затрагивают управляющие компании.
Продолжается ли в условиях кризиса модернизация коммунальной инфраструктуры?
Сергей Степашин: Программа модернизации продолжает работать, но, к сожалению, в малых объёмах. Наши надежды на увеличение финансирования до 60 млрд рублей пока не оправдались.
Насколько эффективны меры поддержки экономики?
Сергей Степашин: 12 мая прошло совместное заседание президиума Общественного совета Минстроя России и Ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и ЖКХ РФ. Нужно было обменяться мнениями, «сверить часы» по текущей ситуации в строительном комплексе и ЖКХ, принятых и разрабатываемых антикризисных мерах. К сожалению, многие решения, в том числе на государственном уровне, сейчас принимаются в ускоренном режиме, «с колёс». В связи с этим неизбежны определённые недоработки, требующие дополнительной настройки принятых инструментов и антикризисных мер. По итогам мероприятия в Минстрой будут направлены дополнительные предложения по поддержке этих отраслей.
В рамках поддержки строительной отрасли было решено ускорить программу расселения аварийных домов. Насколько реальны такие темпы?
Сергей Степашин: Это очень важная, на мой взгляд, мера, не только в социальном плане, но и с точки зрения преодоления кризисных явлений в строительной отрасли и в целом в экономике страны.
В этом году 54,6 тысячи человек должны покинуть квартиры общей площадью 1 млн кв. м. в непригодных для жизни домах и переехать в новые. К 1 мая план 2020 года уже выполнен на 101,5% (с учётом программ, финансируемых субъектами РФ за счёт собственных средств). А впереди ещё 8 месяцев. Это значит, что действительно есть потенциал, позволяющий расселять непригодное жильё быстрее, чем задумывалось ранее.
В каких регионах расселение аварийных домов идёт быстрее всего?
Сергей Степашин: Показатели на нынешний год уже перевыполнили 26 регионов. Лидируют Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Курская, Новосибирская, Ростовская, Тюменская, Челябинская области.
К сожалению, есть и аутсайдеры. По-прежнему завершают реализацию программ переселения 2014–2017 годов Республики Ингушетия, Тыва и Приморский край. Общий остаток не расселённой там площади – 37,1 тысячи кв. м, где живут 3 тысячи человек.
Продолжают расселение аварийного жилья, подлежавшего расселению в 2018 году, Тыва, Крым и Севастополь. Там нужно переселить 2 тысячи человек из аварийного жилья площадью 26,1 тысячи кв. м.
Когда планируется приступить к ускоренному расселению в регионах – лидерах программы?
Сергей Степашин: Фонд ЖКХ уже начал финансирование регионов, готовых работать опережающими темпами, для реализации этапов программы 2020–2021 и 2021–2022 годов. Уже перечислены авансы в размере 16,4 млрд рублей.
По расчётам Фонда, программы переселения могут быть завершены большинством регионов до конца 2023 года, а отдельными регионами, имеющими небольшие объёмы аварийного жилья (19 субъектов РФ), до конца 2022 года.
Для реализации предлагаемого плана расселения, естественно, потребуется пересмотр порядка финансирования программ – предоставление дополнительных средств в 2020, 2021 и 2022 годах в пределах общего объёма средств, предусмотренного федеральным проектом. Напомню, в целом на это из федерального бюджета выделяется 431,9 млрд рублей.
По оценкам Фонда ЖКХ, для успешного старта ускоренного графика расселения Фонду в 2020 году дополнительно потребуются 16,7 млрд рублей.
Предложения уже направлены в Минстрой России, в правительство РФ и в Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
А сумеют регионы освоить эти суммы?
Сергей Степашин: Большинство регионов поддержали предложения Фонда и готовы реализовывать программы переселения ускоренными темпами.
Однако есть и регионы, которые сообщили о проблемах, препятствующих ускорению программ переселения из-за большого объёма аварийного жилья. Это Орловская, Ленинградская, Смоленская, Свердловская области и Якутия. Очевидно, потребуется проведение дополнительных согласований с этими регионами. В любом случае окончательный формат ускоренной программы должен быть определён правительством РФ.
Не замедлятся ли программы переселения из-за повышения себестоимости строительства?
Сергей Степашин: При расчёте показателей проекта на весь период его реализации использовались данные о нормативной стоимости квадратного метра жилья, установленной приказом Минстроя для второго квартала 2018 года. При этом ежеквартальное увеличение стоимости увеличивает расходы регионов на расселение аварийного фонда.
Реализация программ переселения по ускоренному графику позволит, напротив, сократить зависимость строительства или приобретения жилых помещений от постоянно увеличивающейся стоимости квадратного метра.
Источник: Российская газета