Сухейль Фарах: одна Россия заботится о христианстве Ближнего Востока

Несмотря на то, что в последнее время этот вопрос стал волновать и Ватикан, лишь у России как в государственной концепции, так и на религиозной повестке дня стоит защита и поддержка христиан Ближнего Востока", - считает профессор кафедры философии Ливанского университета, религиовед и культуролог Сухейль Фарах - действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

ЧАТЕЖ, 11 фев — РИА Новости, Милена Фаустова. Россия является чуть ли не единственной страной в мире, которая действительно заботится о сохранении христианства, в том числе и на Ближнем Востоке, а локальные войны и военизированные конфликты, сотрясающие мир, сегодня происходят потому, что человеческая цивилизация находится в глубочайшем кризисе. Такую точку зрения в разговоре с корреспондентом РИА Новости высказал доктор философских наук, профессор кафедры философии Ливанского университета, религиовед и культуролог Сухейль Фарах — участник XXI Международной конференции "Достоинство, права и свободы человека: христианское измерение".

Представительный форум, на котором собрались политики, общественные деятели и духовенство из более 20 стран мира проходит с 9 по 12 февраля в Словении, а его организатором выступил Международный общественный фонд единства православных народов (МОФЕПН).

Спасти ближневосточное христианство

"Я уверен, что Россия — единственная страна в мире, которая по настоящему заботится о судьбе ближневосточного христианства. Несмотря на то, что в последнее время этот вопрос стал волновать Ватикан и некоторые страны христианской культуры, лишь у России как в государственной концепции, так и на религиозной повестке дня стоит защита и поддержка христиан Ближнего Востока", — заметил Сухейль Фарах.

Он особо подчеркнул, что религиозный фактор стал неотъемлемым элементом и внешней геополитики РФ, а "православие занимает в нем центральное место".

По мнению ливанского религиоведа, если христианство "уйдет" из региона, где оно некогда зародилось, то эта мировая религия может вообще исчезнуть и с лица планеты. Поэтому международное сообщество обязано сегодня приложить все усилия для того, чтобы спасти ближневосточное христианство. Впрочем, и сами последователи учения Иисуса Христа на Ближнем Востоке должны если не возглавить, то хотя бы присоединиться к борьбе за свои права и свою веру, продолжает Сухейль Фарах.

"Христиане должны сегодня обновлять свой дух. Особенно на Ближнем Востоке. Им необходимо стать более разумными, изучать опыт своих братьев и сестер по христианскому миру для того, чтобы духовно, а может быть, и материально укрепиться. В свою очередь и западный христианский мир должен протянуть руку помощи своим единоверцам из стран ближневосточного региона", — считает ученый.

Кризис цивилизации

Впрочем, опасность утраты христианства, по мнению Сухейль Фараха, не единственный вызов, стоящий сейчас перед человечеством. Современная цивилизация переживает глубочайший кризис, и он связан не только с религий и нравственными ценностями, но и с политикой, экономикой, экологией, наукой и другими сферами социальной жизнедеятельности. Однако, несмотря на то, что этот кризис затронул все страны и все народы планеты, он представляет собой вполне "естественный процесс", поскольку отражает конец одного исторического периода и начала нового.

"Я уверен, что этот кризис означает конец четвертого поколения цивилизаций, и он может продолжаться еще несколько лет для того, чтобы возникла новая основа для начала пятого поколения цивилизационного процесса, о котором так много говорили и Питирим Сорокин, и Владимир Вернадский, и другие ученые и философы", — заметил ученый.

По его мнению, именно поэтому сегодня и возникают все те проблемы, которые "сотрясают планету", в том числе украинский политический кризис, ближневосточные противостояния, возникновение ИГИЛ, агрессивность Запада и многое другое.

Профессор также уверен: главной ошибкой современного Запада и политической элиты ЕС является "отсутствие стратегического видения".

"В мире сложилась определенная система, у которой есть власть, деньги, сила, научно-технические возможности, и она "обрабатывает" всех для того, чтобы сохранить и защищать только свои интересы. Но эти люди не понимают, что тем самым разрушают весь мир, создают хаос. Яркий пример тому — американская агрессия. Хотя я с уважением отношусь к американской культуре, но невозможно не заметить, что для современных американских политиков ни культура, ни религия не имеют никакого значения. Им важен человек только в роли потребителя, они стремятся к господству доллара, а не разума, духовности и нравственности", — заметил собеседник агентства.

"Мир меняется" и планета "устала", а потому и стали возникать "колоссальные" проблемы "между человеком и природой", "между человеком и человеком".

Выход из этой ситуации, в которой сегодня оказалось все человечество, ученый видит только "в коллективном, разумном и комплексном подходе, основанном как научных знаниях, так и на экономических достижениях, духовных ценностях, нравственной составляющей".

"Сейчас на планете действуют двенадцать так называемых блок-цивилизаций, и каждая из них должна прежде всего обновить себя изнутри, освободить саму себя от стереотипов и негативного исторического прошлого. Ведь если человек не относится прежде всего к самому себе разумно и критически, то он никогда не освободится от навязанных ему стереотипов. И только после этого уже можно будет вести диалог культур, религий и цивилизаций с другими", — уверен он.

"Гражданин мира" с русской душой

Сухейль Фарах родился в Ливане, однако, как он сам признается, он "гражданин мира" с "русской душой".

"У меня была очень мудрая бабушка. Она однажды сказала мне: "Пытайся всегда искать что-то положительное в каждом человеке, в каждой культуре и каждой религии, даже если она очень маленькая". К России у меня с детства отношение особое. По происхождению я православный, а Россия — самая большая православная страна мира. Я с молодости любил Пушкина и Достоевского, хотя тогда даже не знал русский язык. И когда я стал учиться здесь, стал общаться с россиянами, лучше узнал их культуру, я навсегда полюбил эту страну и везде и всем говорю об этом",- улыбается он.

Впервые в тогдашний СССР Сухейль Фарах попал в 1974 году, поступив на факультет журналистики в МГУ. И вот уже почти пять десятилетий изучает страну не только как иностранец — "из вне", но и как ее гражданин (у ливанского ученого есть и Российское гражданство) — "изнутри". Именно такой "двойственный" взгляд на страну помогает ему лучше понять Россию, увидеть ее потенциал, ее силу и, конечно, ее слабости.

"Я люблю Россию не только сердцем, но и разумом. И эта "разумная любовь" позволяет мне видеть слабые черты русского характера и менталитета, анализировать их, возможно, превращать в достоинства. Тот положительный дух России, который вижу я, позволяет мне утверждать: Россия — это душа планеты", — заключает культуролог.

Поделиться: