В Москве проходит выставка православного импрессиониста

Музей русского импрессионизма открыл экспозицию работ Николая Мещерина (1864-1916) — талантливого живописца, участника выставок русского искусства в Париже и Берлине. В советское время он оказался почти забыт, хотя его пейзажи есть во многих российских музеях. «Лес зимой», «Лунная ночь», «Вечер апреля» — сами названия картин говорят об авторе, ценителе колорита, тонких оттенков.

Николай Мещерин. Из окна дома Коробковой, 1902. Частное собрание. Фото: http://www.rusimp.su

Николай Мещерин. Из окна дома Коробковой, 1902. Частное собрание. Фото: rusimp.su

Как живописец Мещерин следовал примеру французов, особенно Клода Моне. Это сочеталось в нём с православной верой и русской щедростью.

Он родился в патриархальной купеческой семье. Отец настоял, чтобы сын учился коммерции и наследовал его дело – знаменитую Даниловскую мануфактуру. Но Николай после ранней смерти родителя передал свои права на фабрику и поселился в Подмосковье, в родовом имении Дугино. Там он писал пейзажи и принимал гостей – Исаака Левитана, Валентина Серова, Игоря Грабаря. В Москву приезжал по церковным делам: его избрали старостой храма Иоан­на Предтечи под Бором на Пятницкой улице. Церкви требовалась серьёзная реставрация. Мещерин взял на себя большую часть расходов и привлёк лучших мастеров, включая Фёдора Шехтеля, который помог восстановить иконостас.

Николай Мещерин. «Ясный день»,1908. Пермская художественная галерея. Фото: https://permartmuseum.ru

Николай Мещерин. «Ясный день»,1908. Пермская художественная галерея. Фото: permartmuseum.ru

О доброте и гостеприимстве православного импрессиониста знали многие живописцы. Особенно часто бывал у него Грабарь: месяцами жил в Дугине и написал там свои лучшие картины. Позже он вспоминал: «Среди художников Николай Васильевич выделялся патриархальной бородой-лопатой, чёрной, слегка тронутой проседью». Современники отмечали скромность Мещерина: он не любил быть на виду, избегал светских мероприятий, шумного общества и никогда не вступал в споры.

О характере художника говорит такой случай. Грабарь подарил ему свой натюрморт «Цветы и фрукты на рояле». Увидев картину, Валентин Серов пожелал купить её для Третьяковской галереи. Грабарь сказал, что продать не может: это подарок, и показал дарственную надпись.

А что же владелец полотна Мещерин? Он стал убеждать друга принять лестное предложение. «Он говорил, что как ему ни жаль расставаться с вещью, которую он считал своей и полюбил, но ведь мне же должно быть интереснее видеть её в галерее и вдобавок получить значительную сумму денег», – писал Грабарь в автобиографии. Всё же в Третьяковку картина не попала: Грабарь оставил её у Мещерина.

И ещё деталь: в начале 1900-х годов два пейзажа Николая Васильевича купили для Третьяковской галереи. Больше он ни одной своей работы для галереи не предлагал – не хотел отбивать хлеб у других, менее состоятельных художников. 

Николай Мещерин. «Летний вечер», 1906. Фото: rusimp.su

Умер Мещерин, как и его отец, скоропостижно. Его похоронили в Лукинском Крестовоздвиженском монастыре, недалеко от Москвы. Через год грянула революция, и бездетная вдова художника вынуждена была распродать его полотна. Их собрали из 15 российских музеев и 5 частных коллекций, чтобы представить сегодня на выставке в столице.

Экспозиция работает до 20 мая. Адрес Музея русского импрессионизма: Ленинградский просп., 15/1. Тел. (495) 145-75-55.

Юрий Михайлов. Источник: Благовест инфо

Поделиться: