В Пскове отреставрировали храм из списка всемирного наследия ЮНЕСКО

Представители Министерства культуры РФ подписали акт приёмки первой, самой длительной завершенной стадии реставрации храма Косьмы и Дамиана с Примостья в Пскове, которая продолжалась почти шесть лет. После этой реставрации одному из древнейших вечевых храмов (впервые упомянут в летописи под 1458 годом), объекту культурного наследия ЮНЕСКО не только вернули изначальные формы, но и восстановили древнюю традиционную псковскую звонницу, утраченную 3 века назад.

Научным руководителем первой в истории этого храма комплексной реставрации фактически стал действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, псковский искусствовед-архитектор-реставратор, бывший руководитель представительства «Российской ассоциации реставраторов» по Псковской области Игорь Лагунин. Он рассказал, почему древние псковские зодчие избегали жестких прямых линий, чем храм Косьмы и Дамиана в Пскове похож на матрёшку и что такого примечательного в его мультифункциональной звоннице.

«История церкви Косьмы и Дамиана с Примостья, вероятно, нужно начинать с конца XIV века, когда был построен новый мост через реку Пскову, - рассказал Игорь Иванович. Благодаря этому мосту сообщение центральной части города с Запсковьем и путь на север Псковской земли упростились (ранее псковичи перебирались на другой берег выше по течению Псковы, через Богоявленские броды). Соответственно, близ нового моста начала формироваться на Запсковье торговая площадь (на Немецком берегу, где вели свою торговлю иностранцы), а сама территория Старого Примостья стала настолько стратегически важной, что там не мог не появиться новый кончанский храм (концами в Псковской вечевой республике называли городские районы с собственной системой самоуправления).

Почему этот храм был посвящён целителям Косьме и Дамиану, как и ещё одна монастырская церковь Козьмодемьянского монастыря неподалёку, построенная на Запсковье почти в то же самое время? Дело в том, что в те годы Псков переживал не лучшие времена после череды войн и эпидемий. В сороковые-пятидесятые годы XIV века в Европе, как известно, свирепствовала чума, которая не обошла стороной и псковскую землю. Напомню, что в 1352 году под Порховом от чумы скончался даже владыка Новгородский и Псковский Василий Калика, который приезжал на помощь Пскову. Так что псковичи как никогда нуждались в покровительстве святых целителей. А само Запсковье могло быть местом, куда отселялись больные.

Новая каменная церковь предположительно стала и воинским храмом тоже, поскольку как раз в год закладки храма псковичи после долгих сражений с немцами заключили с неприятелем важнейшее мировое соглашение. Когда через год псковичи церковь завершили, немцы заново напали на Псков и были в очередной раз разбиты. Воинское значение церкви подтвердилось в год ее свершения. От нового храма начинался путь к обидному месту на Чудском озере, где в тот же год выстроили крепость и храм Михаила Архангела. Храм Косьмы и Дамиана служил жителям конца ещё и складом для хранения пороха, от чего он впоследствии и пострадал.  

Первая, деревянная, церковь святых бессребреников Косьмы и Дамиана с Примостья появилась поблизости от того места, на котором стоит сегодняшний каменный храм. Раскопки показали, что в древности там было кладбище, но в 1457 году церковь сгорела, и только в 1463 году была построена новая – каменная: «В лето 6971 (1463)… Того же лета совершена бысть церковь камена святых чюдотворец Козьмы и Дамияна на Запсковии оу Примостия…».

Псковские исследователи считают, что каменная церковь была построена поодаль от первоначальной потому, что деревянный храм псковичи к тому времени восстановили. Но это всего лишь одна из гипотез.

Новый каменный храм Косьмы и Дамиана с Примостья был построен решением вечевого Пскова по заказу псковского князя Владимира Андреевича и степенного посадника Зиновия Михайловича и на средства козьмодемьянских «суседей» – пожертвования жителей этого микрорайона. Он явил собою ярчайший образец древнего псковского зодчества.

Однако впоследствии храм во многом утратил свой изначальный вид и несколько раз перестраивался. В первый раз – после того, как в 1507 году в южном приделе храма взорвался склад пороха. Придел из-за этого был полностью разрушен, да и весь одноглавый храм от пожаров серьёзно пострадал, после чего был восстановлен уже не как шестнадцати-скатный, а более современный – с восьмискатным покрытием. Обе формы были традиционными для Пскова.

При этом изменились формы фронтонов, барабан тогда или позднее был надстроен, вероятно, изменилась форма купола. Некоторые исследователи предположили, что и внутри памятник был кардинально перестроен – перестроены своды и стены, появились пониженные, архаичные для Пскова XVI века пониженные подпружные арки. Хотя западная часть с традиционными для псковской архитектуры двумя храмами на хорах (на полатях) дошла до нас в первозданном виде. Последние исследования не подтвердили этих предположений. Здание, несмотря на опустошительные пожары, взрыв пороха, военные бедствия, хорошо сохранил свои первоначальные формы, а его четверик восстановлен на XV век без особых проблем.  

Сколько всего пожаров пережил Косьмодемьянский храм неизвестно. Но хорошо известны три катастрофических пожара XVI века. В летописях, например, можно прочесть про большой пожар 1541 года, когда «вся церковь выгоре, и мощи святых, и иконы все, и казна вся церковная, и три человеки в ней згорели…». Остатки восстановленного древнего убранства, в том числе вкладные керамические украшения выломали и разграбили фашистские оккупанты.

Скорее всего древняя звонница была возведена одновременно с изготовлением для храма колоколов 1540-х гг. (потому что колокола нередко отливали для только что построенных звонниц). Об отливке одного из древнейших, известных нам колоколов церкви Косьмы и Дамиана, в летописи написано, что этот восьмидесятипудовый колокол был изготовлен знаменитым мастером Михаилом Андреевым в 1547 году. Второй колокол и сейчас висит на колокольне Троицкого собора.

Однако к середине XVIII века бывшая кончанская церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, которая на иконах XVII в. изображена такой же кубической, одноглавой, со столбчатой звонницей на сохранившейся до нашего времени без этого завершения большой каменной трехъярусной палатке, не только утратила ярус звонов, но и в целом пришла в плачевное состояние, о чем свидетельствует архивный документ Псковской консистории 1747 года. Новую башню-колокольню в европейском стиле надстроили на каменной палатке после введения в штат приходской церкви в к. XVIII века (кстати и в эту колокольню в нач. XX в. ударила молния и ее тоже пришлось ремонтировать после пожара с установкой нового большого колокола). Инородная колокольня на древней палатке была разрушена в годы Великой Отечественной войны от удара бомбы (ее основание сохранено и музеефицировано на чердаке колокольной палаты).

Есть предположение, что церковь «под колоколы» в верхнем ярусе звонницы была трапезной и имела то же посвящение, что и южный придел Святого Саввы Освященного. Но на этом перипетии придельной церкви Св. Саввы, взорвавшейся в 1507 году, не закончились. Она была восстановлена вновь в XVII в. примыкающей с южной стороны к главной церкви (очевидно, тогда же церковь «под колоколы» перестала действовать, а сама звонница вскоре превратилась в казенный провиантский склад). Остатки южного придела XVII века (едва ли более раннего) сохранились в массиве нового придельного храма 1860 года. С северной стороны от четверика сохранилась средневековая галерея, к которой во вт. пол. XIX веке пристроен северо-восточный придел во имя Св. Митрофана Воронежского – сподвижника Петра I, который поддержал деяния великого государя по строительству российского флота.

После варварских разрушений периода Великой Отечественной войны, в к. 1940-х гг. в храме были произведены спасательные восстановительно-консервационные работы: была восстановлена восьмискатная (не первоначальная) кровля, основание звонницы законсервировано как отдельно стоящее сооружение кубической формы. После войны внутри церковь использовалась как производственные помещения. К началу XXI века в южном приделе храма еще существовала переплётная мастерская, а в звоннице – мастерская художника. И только в 2008 году храм Косьмы и Дамиана был возвращён Псковской епархии и возобновил богослужения. Проект реставрации готовился в целях восстановления церковного комплекса и приспособления его для использования по первоначальному назначению. На долю священнику о. Михаила и его паствы выпало расчищать захламленные помещения и территорию.

После всех бедствий главное ядро древнего храма не только сохранилось, но и оказалось вполне пригодным для комплексной реставрации ее четверика и восстановления объёмно-пространственной композиции ее ядра в изначальном виде.

Хочу заметить, что современному проекту предшествовали многолетние исследования храма Косьмы и Дамиана с Примостья специалистами Псковского филиала института «Спецпроектреставрация», который разработал эскизный проект реставрации храма. Эти наработки легли в основу проекта комплексной реставрации и приспособления памятника ЮНЕСКО проектно-строительной компании «Промжилстрой», которая привлекла меня в качестве научного консультанта (фактически – научного руководителя исследовательских и проектных работ). С нуля пришлось разрабатывать проект восстановления древней звонницы, которая, как уже было сказано, представляет собой отдельно стоящее здание – так называемую традиционную псковскую звонницу «на палатке», в котором сохранился редкий для Пскова двухстолпный храм «под колоколы». Нам удалось отстоять на научно-экспертном совете идею восстановления не чужеродной колокольни, известной хорошо по фотографиям, но древних звонов и вернуть сооружению не только его изначальный внешний вид, но и всю композицию его внутренних помещений. Для проекта были использованы иконные изображения, сохранившиеся остатки звонницы (ее основание), ближайший аналог – подобная звонница второй кончанской церкви Запсковья – храма Богоявления с Запсковья, реставрацией которой нам тоже довелось заниматься раньше.

Ансамбль церкви Косьмы и Дамиана до реставрации.  

В основном храме в процессе реставрации были разобраны надкладки на наружных стенах основного четверика и восстановлена композиция щипцов шестнадцатикратного покрытия, отреставрирован декор фасадов, барабан, которому вернули его историческую высоту с разборкой позднейших надкладок. Подлинный высокохудожественный барочный бронзовый крест XVIII в. сохранен, отреставрирован и установлен на свое законное место.                Особая удача – восстановление композиции алтарной части – заложены большие поздние растесанные окна алтаря, раскрыты и восстановлены верхние малые щелевидные. Наша благодарность о. Михаилу, который согласился на такое решение. Восстановлена южная лопатка восточного фасада, покрытие апсид, исторические заполнения оконных проемов, отреставрированы и частично восстановлены оконные решетки, подлинный наружный декор. В процессе реставрации наружной стены алтаря мы вдобавок выявили заделанную нишу, в которую, видимо, изначально ставили свечи во время уличных богослужений или поминальные свечи.

Восстановление исторических форм барабана, купола и реставрация бронзового креста.

Большое внимание уделено композиции и отделке интерьеров. В частности, - полам и дверям. Лещадные полы из местного известняка сохранились только в небольших фрагментах (лучше сохранившиеся показаны в зондажах). Здесь следует отметить мастерство и добрую волю реставраторов фирмы «Аркада», которые на деле показали искреннее желание восстановить храм в полном великолепии и на высоком профессиональном уровне. Они нашли и предложили местный материал для полов – пиленую известняковую плиту, которая остается традиционным материалом, но удобнее в обслуживании (что имеет немалое значение для сохранения достижений реставраторов - в процессе эксплуатации неудобные полы нередко заменяют на более практичные, не считаясь с проектами). Много времени (и средств) ушло на доработку по месту дверных заполнений, как досчатых, так и металлических кованых по историческим псковским аналогам. Мастера фирмы «Афина-М» мастерски изготовили деревянные двери, а кузнецы Сергей Иванов и Павел Шаповалов со знанием секретов исторического ремесла изготовили кованые двери, которые преобразили интерьер древнего храма. Ныне его полы как и в старину выстланы лещадной известняковой плитой (это важно, потому что в Пскове уже были скандалы, связанные с восстановлением полов древних храмов с использованием «туалетной» кафельной плитки). Украшением стал и аутентичный ансамбль дверных заполнений храмового комплекса.

Восстановленные полы в притворе и четверике.            

Входные двери после реставрации.

В исследованиях очень помогло то обстоятельство, что храм Косьмы и Дамиана с Примостья был выстроен почти одновременно с церковью Успения в Мелётове – ещё одним сохранившимся выдающимся памятником древнерусского зодчества. Эти два очень похожих храма относятся к периоду расцвета псковской архитектурной школы и характеризуются прямоугольными боковыми алтарными абсидами, шестнадцатискатным покрытием четверика, классическим членением фасадов лопатками с аркатурой, а также украшены традиционными псковскими орнаментами в виде бегунца и поребрика. При этом они и конструктивно, и художественно совершенно разные – большой городской и малый провинциальный храм Земли Псковской.

Вместе с тем, полностью восстановить храм Косьмы и Дамиана в том самом виде, в котором он был построен в XV веке, невозможно по многим причинам. В том числе и потому, что целый ряд позднейших элементов и пристроек (например, выстроенные значительно позже приделы, галереи, крыльца) имеют собственную архитектурную ценность и значение для богослужебного здания. По счастью, они вполне органично вписались в храмовый ансамбль и не разрушают образное авторское решение, сохранение и восстановление которого, с учетом органичного приспособления, и являлось главной задачей всего проекта. Наша задача была максимально сохранить и восстановить все ценное, что возможно.

Реставрация – это тоже процесс исследования памятника. Многое понимается по-новому. Например, я настоял на том, чтобы убрать неуместную производственную перегородку между притвором и северным компартиментом, благодаря чему в притворе храма вместе с северной галереей возродилось красивое слитное сводчатое пространство.

Что касается звонницы, то перед нами встала непростая задача. Мы знали, что это единственная по-настоящему псковская звонница с храмом «под колоколы». В Пскове есть и другие памятники, например, руины церкви Вознесения под колоколы в Снетогорском монастыре, но они строились более в московском стиле. Псковская козьмодемьянская такая одна. Поэтому мы начали с тщательного исследования сохранившихся палат звонницы, простукивания её стен, разбора завалов в нижнем ярусе и подземной части здания, изучения ее собственных элементов, которые неоедко сохранялись в аварийном либо частично разрушенном состоянии.

Особое место заняло изучение главного Косьмодемьянского храма. На полатях, в западных углах верхнего яруса (по бокам от хоров-перехода) находятся два первоначальных маленьких храма. Это не такая уж редкость для псковских храмов, когда внутри наверху в западной части располагаются дополнительные храмы. Этой традиции в Пскове и Новгороде мы обязаны псковскому Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря. Но по своей архитектуре косьмодемьянские храмики-моленные (мы не знаем, каким святым они были посвящены) совершенно уникальны. Они сохранили целую систему алтарных и служебных ниш, своды, проходы, щелевидные окна, бережно отреставрированные. Таким образом, внутри первоначального храма Косьмы и Дамиана уже было три престола. Потом появился южный придел, храм под колоколы и наконец, существующие поныне два поздних придела по сторонам. Все они сохраняют свои архитектурные формы или фрагменты.

Выход на хоры из северо-западного придела на полатях.

Звонница изначально использовалась и как храм, и как склад. Не исключено, что первый ярус сводчатых помещений мог использоваться как богадельня или монастырские помещения (что нередко в старину совмещалось). Мы даже обнаружили в её цокольной части тайник, к сожалению, пустой. Тайник этот мы потом заново заложили для потомков, а вот в самом сооружении постарались сделать доступными для посетителей и массивы древней кладки, целый ансамбль восстановленных сводов и подпружных арок, отреставрированный, хорошо сохранившийся воздуховод на полную высоту здания, разнообразные окна, одно из которых сохранило внутреннюю кованую ставню, выявленные каналы внутренних связей (в храме сохранились обрезанные деревянные фрагменты таких связей) - полную законченную композицию всех помещений, включая складскую пристройку-крыльцо и прекрасно сохранившийся интерьер необычного двухстолпного храма под колоколы, и главное - утраченный ярус звонов.

Для хранения (пороха, запасов провизии, имущества зажиточных вкладчиков и суседей) в звоннице был отведен нижний ярус – подклет с сенями и лестницей-спуском. Наземный ярус, как мне представляется теперь, мог использоваться как жилой (обитель или богадельня) и для хозяйственных целей.

Восстановленная звонница.        

Входная лестница на второй ярус в пристройке XVIII века. 

Интерьеры звонницы – помещение 1 яруса. 

Внутристенная лестница до начала реставрации.

 

Когда мы приступили к реставрации, все помещения были не только захламлены, но и завалены мусором, обломками, грунтом. От древней лестницы, которая вела в подвальную часть здания, уцелели всего несколько нижних ступенек, по которым удалось рассчитать и восстановить её полный профиль. Некоторые замечательные шахтные или бойничные оконные проёмы пришлось реставрировать по сохранившимся фрагментам кладки.

Вообще работы в храме Косьмы и Дамиана имели многоплановый характер, пришлось восстанавливать многие элементы, в т.ч. по псковским старинным аналогам. Образцом для кованых дверей с оригинальными деталями, например, послужили старые изображения и подлинные старинные двери из храма Георгия со Взвоза, Жен мироносиц и других памятников, где сохраняются единичные древние образцы высочайшего мастерства. Новые двери изготовлены из хвойных пород псковскими мастерами-деревянщиками из фирмы «Афина М» и кузнецами Павлом Шаповаловым и Сергеем Ивановым, известными знатоками классической псковской ковки.

Псковский декор на западном фасаде после реставрации.

Оригинальный декор на фасадах и на барабане мы просто-напросто расчистили от всех поздних наслоений и восстановили. При этом я сам лично показывал малярам, как надо правильно, по-псковски, обмазывать фасады и стены, смягчать рисунок декора, чтобы избежать мертвых плоскостей и жестких прямых линий. Псковские зодчие нарочно зарезали углы, чтобы избежать впечатления от большого и тяжелого массива кладки, а в обмазке использовали неровную светлую штукатурку и обмазку «под рукавицу». Вот почему псковские храмы такие лёгкие по виду, почти воздушные: они не выглядят громоздкими, а парят над землёй, как лебеди. Этот опыт, рассчитанный на местный климат и освещенность, неплохо бы учитывать и в современном строительстве. Пскову не подходит использование темного кирпича, темные тона штукатурки. Это хорошо понимали наши предки.

Так что в храме Косьмы и Дамиана вы теперь тоже не увидите жестких прямых линий, а его звонница больше не подавляет своей тяжелой массивностью, как это было до реставрации.

Восстановленные храм и звонница храма Косьмы и Дамиана с Примостья уже переданы в распоряжение Псковской епархии и церковной общины, но реставрация этого памятника ЮНЕСКО, надеюсь, продолжится. Во-первых, потому, что в первоначальный заказ не вошло достойное инженерное приспособление, нужен проект реставрация стены ограды вокруг храма с уникальными воротами, благоустройство территории, которая принадлежит не только общине, но и выдающемуся памятнику псковского зодчества. Хочу добавить, что в процессе подготовки проекта реставрации храма Косьмы и Дамиана с Примостья я консультировался с экспертом комитета ИКОМОС Тамашем Фейердьи из Венгрии, который в 2018 году приезжал в Псков в качестве эксперта ЮНЕСКО, чтобы оценить состояние номинированных в Список Всемирного наследия псковских храмов. Я ещё тогда рассказал Тамашу о планах восстановления звонницы и церкви Косьмы и Дамиана. Он согласился с возможными реставрационными решениями, которые находят отражение в номинационной документации с соответствующими обоснованиями.

Ведь храм Косьмы и Дамиана с Примостья является не археологическим объектом, а памятником архитектуры - образцом высокого искусства древних псковских зодчих, для которого важнейшее значение имеет научно обоснованное образное решение в тех формах, которые были заложены мастерами XV-го и последующих веков, чтобы по достоинству оценить их гениальность. И теперь, когда псковичи и гости города смотрят на Запсковье с Троицкого моста, им открывается прекрасный вид на восстановленный в старых формах древний храм, посвящённый двум легендарным братьям, у которых древние псковичи искали заступничества от всех напастей своего времени, с великолепной пятистолпной звонницей. Спустя три века, к звоннице вернулось доминантной значение визитной карточки древнего Запсковья.»

 Заместитель руководителя Псковского отделения ИППО И.И. Лагунин на звоннице храма Косьмы и Дамиана с Примостья в Пскове в процессе реставрации.

Текст интервью предоставлен заместителем руководителя Псковского отделения ИППО И.Лагуниным

Поделиться: