В рамках паломнической программы «Святыни России» состоялась поездка в Псков и Печоры
Ранним субботним утром паломников на железнодорожной станции Псков встречала сотрудница Паломнической службы Псковской митрополии «Вольный странник». Паломническая поездка, проходившая по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, началась с Божественной литургии в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Паломническая группа ИППО перед входом в Псково-Печерский монастырь
Справка: Расположенный в 340 км на юго‑запад от Санкт‑Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято‑Успенский Псково‑Печерский монастырь ведет свою историю с древних времен.
Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание, «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».
Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево‑Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из‑за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя «начального» инока — преподобного Марка.
Общепризнанной исторической датой основания Псково‑Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева‑Ливонского (ныне г. Тарту). Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.
По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково‑Печерских преподобных.
Печоры: памятник старцам.
«Как прекрасен этот путь: им паломники идут…»
Сопровождавший группу руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко) сослужил архимандриту Марку и насельникам обители за Божественной литургией. Многие паломники исповедовались и причастились Святых Христовых Таин.
По окончании литургии паломники поклонились мощам прп. Симеона Псково-Печерского и деснице св. мученицы Татианы, а также вознесли молитвы перед чтимыми иконами Пресвятой Богородицы.
После подкрепления в трапезной своих физических сил богомольцы вернулись на территорию монастыря: им предстояло услышать интересный рассказ об истории обители, ее прошлом и настоящем, полюбоваться видом монастыря со смотровой площадки, увидеть новый памятник Псково-Печерским старцам и монастырский музей.
Справка: При игумене Дорофее обитель расцвела: в 20‑е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево‑Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского во Пскове. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.
В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители). В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.
К концу 20‑х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево‑Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня обитель свято хранит древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав. Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.
Богомольцы перед монастырской святыней - иконой «Успение Пресвятой Богородицы»
Рака с мощами преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
Во второй половине дня паломники посетили Успенский собор монастыря, где поклонились чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы и честным мощам преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, поставили свечи и подали записки о упокоении и о здравии. Затем паломнический путь лежал в келью архимандрита Иоанна (Крестьянкина), где учиненный монах помазал каждого освященным елеем и окропил святой водой. Некоторым посчастливилось побывать в Музее старцев, экспозиция которого расположена в пещерных келиях преподобного Симеона и архимандрита Серафима.
Испив святой воды из источника, что в Надкладезной часовне, и посетив монастырскую сыроварню, паломники в определенное для них время направились в «Богом зданные пещеры», где нашли место своего погребения многие старцы, подвижники веры и благочестия, архиереи и насельники Псково-Печерского монастыря. В этом подземном городе, где есть свои улицы и перекрестки, кладбище и храмы, богомольцы поклонились погребенным здесь инокам и вознесли молитвы о почивших. Игумен Серафим (Кравченко) совершил в пещерах заупокойную литию и помазал паломников елеем от лампады, установленной над местом погребения архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В пещерном храме Воскресения Христова были пропеты стихиры Пасхи.
В келье архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Святой источник
Справка: В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково‑Печерская обитель была отнесена по Тартусскому договору 1922 года к Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и обитель. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.
Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959‑1975 гг.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен.
В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. 1 апреля 2003 года иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.
После Великой Отечественной войны в Псково‑Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. В обители провел последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков). Схиархимандриты Агапий (Агапов) и Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60‑е и 70‑е годы. Их преемниками стали схиигумен Савва (Остапенко) и архимандрит Адриан (Кирсанов).
Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80‑е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.
Усердием следующего настоятеля архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Крутицкого и Коломенского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно‑реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли.
Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.
Наместник монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству обители. При нем было окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, начато строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов и росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.
Сегодня духовной и просветительской деятельностью монастыря руководит митрополит Псковский и Порховский Тихон, священноархимандрит Свято‑Успенского Псково‑Печерского монастыря, благословляя и освящая труды иноков.
На территории Псковского кремля
Служение Божественной литургии в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря
Богом зданные пещеры: помазание елеем у места погребения архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Попрощавшись с Печорами и святой Псково-Печерской обителью, паломники поехали в Псков, где их ждала встреча с Псковским кремлем и кафедральным собором в честь Пресвятой Троицы. Посетив нижний храм во имя преподобного Серафима Саровского, богомольцы поднялись по 33-м ступеням в верхний храм, где вознесли молитвы перед чтимыми иконами Пресвятой Богородицы – «Чирская», «Псковская» и «Псково-Покровская», а также поклонились мощам святых псковских князей. Кратко помолившись за вечерним богослужением, паломники выдвинулись на железнодорожный вокзал, где их ждал фирменный поезд «Псков»: впереди была обратная дорога в Москву.
Руководитель Паломнической секции игумен Серафим и Управделами ИППО Даниил Бурдыга в Псково-Печерском монастыре
Успенский собор Псково-Печерского монастыря
Троицкий собор Псковского кремля
Автор: руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко)