Виноват катаклизм: учёные разгадывают главную тайну Эдема
© РИА Новости / Владимир Родионов
Загадочные реки
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал», – говорится в библейской Книге Бытия.
Более того, в Писании указаны примерные ориентиры: большая река за пределами Эдема разветвлялась на четыре речки поменьше. Как минимум две из них достоверно известны и существуют по сей день.
«Имя одной – Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (некий драгоценный камень. – Прим. ред.) и камень оникс. Имя второй реки – Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки – Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река – Евфрат», – повествует Библия.
Хиддекель – название реки Тигр на иврите; она, как и Евфрат, протекает по территориям современных Турции, Сирии и Ирака. А вот с речками Фисон и Гихон (или Геон) гораздо сложнее: ни на одной известной науке карте их попросту нет.
«После грехопадения первых людей рай перестал быть нам доступен. Поэтому в Библии нет конкретных сведений о местоположении Эдема, там просто показано, что он когда-то был на Земле», – отмечает старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Серебряков.
Именно это обстоятельство и подвигало исследователей Библии в разные века искать место, где был Эдем. Причём регион поисков не ограничивался Ближним Востоком.
© Public domain Гравюра Гюстава Доре «Изгнание Адама и Евы из рая»
Рай в горах
Логично, что для поиска Эдема нужно идти вдоль упомянутых в Библии Евфрата и Тигра. Правда, есть одно но: откуда начинать маршрут? От устья, то есть от Персидского залива? Или от истока в Армянском нагорье? Мнения на этот счёт разные.
Самый очевидный вариант, основанный на буквальном прочтении Библии, – искать райский сад в Армянском нагорье. Именно там, по мнению библеиста Томаса Нельсона, находилась земля Хавила, через которую протекала река Фисон. В Книге Бытия говорится, что земля эта была богата золотом и ониксом. А где как не в горной местности их добывать?
«Произошла величайшая катастрофа, возможно, потоп во времена Ноя – и с лица Земли были стёрты следы упоминаемых рек, Фисона и Гихона», – предполагает Нельсон.
CC BY-SA 3.0 / Albero / This is a photo of a natural site in Armenia and Nagorno-Karabakh. Армянское нагорье
Вероятно, русла этих рек попросту пересохли. Либо исчезли в результате землетрясений, которые весьма часты в этом регионе.
В 2001 году археолог Майкл Сандерс заявил, что нашёл следы древних рек – для этого ему пришлось проанализировать сотни снимков, сделанных НАСА. Его доводы выглядели убедительными, и, казалось, тайна Эдема близка к разгадке. Однако спустя несколько месяцев исследователь начал буквально сыпать «сенсациями»: то он нашёл храм Соломона, то Ноев ковчег, то Содом и Гоморру. Серьёзные учёные просто перестали ему доверять.
В том же году британский археолог Дэвид Рол предположил, что под названием Фисон или Гихон скрывается современная река Аракс, берущая своё начало как раз в Армянском нагорье и протекающая через Турцию, Армению, Иран и Азербайджан. Учёный сопоставил расположение Аракса относительно Тигра и Евфрата, а также изучил свидетельства о реке древних евреев и их соседей. Впрочем, и эту версию многие раскритиковали – нет достоверных археологических сведений.
CC BY-SA 4.0 / Shannon / Map of the Aras River highlighted on a map of the Kura River watershed Река Аракс
Ближневосточный пятачок
«Эдем, если говорить о его культурологической ценности, – одно из центральных мест обсуждения как классического, так и каббалистического (мистического) комментария к Пятикнижию (Торе). Согласно классическому прочтению, он находился где-то в Месопотамии.
С точки зрения каббалы (эзотерического учения в иудаизме. – Прим. ред.), существует прорва всяких комментариев, по-разному толкующих данные в Торе ориентиры. Есть даже версия, что Эдем находился в районе Иерусалима. Но в целом поиски ведутся вокруг одного и того же ближневосточного пятачка», – поясняет глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.
Почему именно в Месопотамии? Этот регион в древние времена был очень плодородным (само название переводится как «земля между двух рек»), именно там, как полагают историки, появились первые в мире города. Там же, скорее всего, 14 тысяч лет назад возникло земледелие. Но как в таком случае быть с реками?
CC BY-SA 2.5 / Karl Musser / This is a map of the Tigris - Euphrates Watershed. Евфрат и Тигр
Американский археолог Юринс Заринс в 1996 году принялся искать Эдем в устье Евфрата и Тигра, предположив, что «река для орошения рая» – это не что иное, как Персидский залив. По его мнению, то место, где когда-то мог быть райский сад, находится на морском дне. Рекой Гихон, предполагает профессор, является Карун в Иране. Фисоном могла быть высохшая река Вади-Батин, которая, как выяснили археологи, тысячелетия назад орошала восточную и центральную части Аравийского полуострова.
Тайна страны Дильмун
Одну из подсказок, где искать Эдем, исследователи обнаружили в шумерской мифологии, которая имеет немало параллелей с библейским повествованием. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», одному из древнейших литературных произведений, райский сад мог находиться в стране Дильмун – именно оттуда, как полагали шумеры, произошло человечество.
С Дильмуном четыре тысячи лет шумерское государство вело торговлю, о чём свидетельствуют найденные археологами надписи. Оттуда в Месопотамию привозили медь и драгоценные камни. Вот только непонятно, где конкретно находилась эта страна. Одни полагают, что на острове Бахрейн в Персидском заливе, о чём свидетельствуют найденные остатки керамики.
Другие считают, что на острове Файлака в том же заливе, на территории современного Кувейта. «В бронзовую эпоху на Файлаке находился храм бога Инзака, главного божества Дильмуна, о чём свидетельствуют клинопись и записи на протоарамейском языке», – отмечают специалисты Института археологии Академии наук Словакии, проводившие раскопки.
Остров Файлака. Кувейт
Правда, следы дильмунской культуры учёные находили не только на Аравийском полуострове, но и на побережье Ирана и Пакистана. Это породило предположение, что загадочные реки Фисон и Гихон – Инд и Ганг. Об этом, кстати, упоминал ещё иудейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий.
Эдем уже не тот
Несмотря на то, что помимо иудеев поисками райского сада не менее активно занимались и христиане, и мусульмане, до сих пор остаётся открытым вопрос не только о его местонахождении, но даже о том, что он конкретно собой представлял.
«На иврите «рай» – «иден». Очень трудно сказать, какова его этимология. Поэтому сейчас в иудаизме «другой рай»: то, что в наше время называется «райским садом». То есть это уже не географическое понятие, а скорее метафизическое. С точки зрения каббалы это место, находящееся в одном из высших миров, то есть некое пристанище душ», – отмечает Борух Горин.
В христианстве же на этот счёт много веков идут споры. Основных версий две: либо Эдем был на Земле, но его уничтожил Всемирный потоп, либо Бог «изъял» его из мира.
© Public domain Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
«Согласно этой версии рай нам недоступен. Но те, кто прославил себя святостью, туда попадают. В Писании есть намёки, что там побывал апостол Павел. Разбойник, распятый со Христом, тоже там оказался», – замечает диакон Николай Серебряков.
Правда, остаётся вопрос: это тот самый рай, откуда Бог изгнал Адама и Еву, или же какой-то другой? И на этот счёт в христианстве есть разные точки зрения, но чёткого ответа нет.
«Не совсем корректно утверждать, что рай находится где-то на небе. Тот рай, о котором говорится в Библии, находился всё-таки на Земле. При этом мы в Евангелии читаем: «Отче наш, сущий на небесах» – но это несколько иное. Во всех религиях говорится о небе как о некоем архетипе, который противопоставляется земле. То есть это такое образное понятие духовного мира», – говорит заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.
Вот и согласно исламскому вероучению Эдем находится «над небесами», объясняет муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Об этом говорится в Коране и Сунне (исламском предании).
«Это основная точка зрения в исламе. Например, Ибн Аббас, один из учёных мужей и сподвижников пророка Мухаммеда, полагал, что рай находится «на седьмом небе», а ад – «на седьмой ступени Земли», то есть на глубине. А «эдемский сад» в арабском языке означает некое «место обитания людей, заслуживших рая», а не его название», – поясняет муфтий.
Источник: РИА Новости