«Время собирать камни…» Выставка народного художника России, члена ИППО Дмитрия Белюкина
В экспозиции представлено около 200 живописных работ, большая часть которых создана за последние 5 лет, причём некоторые из них будут показаны впервые.
Творческий диапазон одного из наиболее успешных современных живописцев, убеждённого приверженца классической школы живописи Дмитрия Белюкина очень широк: он работает практически во всех жанрах – исторические картины, портреты, пейзажи, книжные иллюстрации.
На этой выставке зрители увидят исторические полотна, работы серии «Святые места Православия», а также многочисленные пейзажи, созданные по материалам частых поездок художника как по России, так и по Европе. Центральными произведениями экспозиции, по всей вероятности, станут триптих «Иерусалим. Рассвет» (2017), «Панорама восточного побережья Афона с монастырём Ставроникита и кельями» (2016) и «Раннее утро на озере» (2017), написанная на Валдае, одном из любимых мест живописца. «Время собирать камни...» – библейская цитата, взятая в название выставки, предвещает погружение зрителя в пейзажи городов Святой Земли, реки Иордан, Галилейского моря.
Посетители экспозиции также пройдут по тропам недоступного для многих Афона, удела Пресвятой Богородицы, посетят редкие северные монастыри России. Но у названия есть и другой глубинный смысл, заложенный автором. Это деликатный совет начать «собирать камни» во всех сферах общественной и духовной жизни. Это касается и целой страны, и каждой семьи, и отдельного человека.
«Нужно «собрать камни» и в душе, внутри себя, иногда остановиться и подумать, не упускаем ли мы в ежедневной суете что-то более важное», – говорит художник.
Пейзажи Дмитрия Белюкина – не просто «изображение природы» среднего или более крупного размера, а осмысленные философские образы, картины-размышления. Особенно это относится к серии «Святые места Православия».
В работах 2016–2017 годов художник использует крупный формат полотна, но немногие знают, что обязательный метод работы мастера над большой картиной – натурный этюд, сделанный иногда за один-два часа.
Натурные работы под общим названием «Впечатления православного паломника», представляющие интерес для знатоков живописи, будут также представлены в экспозиции.
Несмотря на то, что Дмитрий Белюкин по праву считается родоначальником белогвардейской темы в российском искусстве (его полотно «Белая Россия. Исход» (1992–1994) стало хрестоматийным), на этой выставке, чтобы не отойти от темы, мастер сознательно показывает только одну работу о трагических событиях столетней давности. Это картина «Осколки» (1996). На ней изображён сидящий рядом с развалинами дворянской усадьбы крестьянский мальчик, который пытается сложить из осколков разбитую тарелочку. Написанная больше 20 лет назад, эта картина не потеряла актуальности и сегодня.
Дмитрий Белюкин является также одним из ведущих живописцев Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В созданных работах на военную и историческую тематику батальные сцены ему удаётся подать в неожиданном, даже лирическом ракурсе с индивидуально найденным колоритом.
Это работы «Гибель императорской гвардии», «Утро Бородинской битвы» (Война 1812 года) и «Последний подвиг эскадры» (Крымская война). Каждая работа связана с теми или иными воспоминаниями, которыми художник готов поделиться со зрителями в дни работы выставки, предполагается проведение встреч с посетителями в выходные дни.
Например, пейзаж «Свято-Пантелеимонов монастырь утром» ассоциируется с опрометчивым решением художника, впервые попавшего на Афон, нарушить Устав Святой Горы и искупаться в море. Там на него напал огромный осьминог, наш герой с грехом пополам его одолел, после чего к трапезе монахов и паломников были поданы свежие «морепродукты». Все следующие 7 поездок на Афон прошли без нарушения Устава. Помимо гармонии, света и прекрасной живописи, экспозиция характерна ощущением радости и гармонии.