Авиабезопасность Израиля:
мы не хотим знать о вас все, мы хотим, чтобы вы долетели
У путешественников опытных, как и у путешественников неопытных, часто
складывается особое отношение к израильским службам авиабезопасности.
Нельзя сказать, чтобы отношение сильно лестное: ведь какие-то
настойчивые люди задают многочисленные, нахальные и утомительные
вопросы. Ну действительно: зачем кому-то знать, что я буду делать в
Праге, для чего я приехал в Израиль и когда именно я упаковал свои
чемоданы?
Даже легенды ходят о свирепых чудо-юдищах, лезущих сразу и в душу, и
в чемоданы. А о том, что именно в аэропорту Бен-Гурион делают с людьми
в кабинках для личного досмотра, говорят только шепотом и непременно
озираясь по сторонам.
Надо сказать, у сотрудников служб безопасности тоже есть что рассказать о пассажирах.
Например, как-то на посадку пошла группа итальянцев, руководитель
которой был одет Санта-Клаусом, а его подопечные туристы – эльфами
(хорошо хоть, не оленями). Случился отряд православных с лампадой,
которая должна была гореть вечно, в том числе и в салоне эконом-класса
их чартерного рейса в Грецию (нет, огонь был не олимпийский, хотя
ассоциация понятна). Яркие впечатления доставила группа из 400
нигерийских паломников в красивой разноцветной одежде, которые пели
мелодичные гимны и танцевали свои пластичные танцы до самого паспортного
контроля. Не забыт и одинокий, но решительный японец, вырвавшийся из
кабинки для личного досмотра голым и промчавшийся по терминалу с диким
самурайским кличем.
Помимо этого слегка эксцентричного колорита, встречаются и случаи
"иерусалимского синдрома" – особого психоза, охватывающего некоторых
верующих при посещении столицы. Несмотря на то, что многим из страждущих
своевременно оказывается квалифицированная медицинская помощь,
некоторые все же умудряются избежать ласковых объятий санитаров и как-то
добираются до аэропорта. Поэтому отдельные сотрудники могут
похвастаться личным знакомством с царем Давидом, пророком Илией, а также
несколькими Иисусами, один из которых даже умудрился принести в
аэропорт большой деревянный крест.
Безопасность на всех израильских авиалиниях и во всех израильских
аэропортах – механизм многоуровневый и чрезвычайно сложный. Можно без
преувеличения сказать, что проверка пассажира начинается задолго до
того, как он прибывает в аэропорт. Даже если злоумышленник сумел пройти
сквозь предполетный опрос и личный досмотр (за последние тридцать лет
известен лишь один подобный случай), на борту самолета его встретят и
обезвредят вооруженные агенты.
Результаты говорят сами за себя: первый и последний угон самолета
"Эль-Аль" произошел 46 лет назад, в 1968 году. С тех пор система
успешно предотвратила многочисленные попытки навредить пассажирам рейсов
израильских авиакомпаний – цели номер один для большинства террористов
на планете.
Ицхак Йефет, ведущий специалист в области авиабезопасности, стоял у
истоков этой системы (тогда существовала только государственная
международная авиакомпания "Эль-Аль"). По его словам, агенты службы
безопасности – это ветераны боевых частей, как правило, студенты или
недавно окончившие вуз. Требования к сотрудникам высоки, они проходят
длительную и интенсивную подготовку.
"Мы тесно сотрудничаем с разведслужбами, наша цель – сделать так,
чтобы мы стали неприятным сюрпризом для террориста, а не наоборот. Но
даже лучшая в мире разведка не может проникнуть во все террористические
группы. Поэтому, хотя подавляющее большинство пассажиров – пассажиры
bona fide, мы вынуждены интервьюировать каждого из них. Главный наш враг
– это рутина. Мы постоянно проверяем бдительность наших сотрудников,
например, посылая специально подготовленных "подозрительных" пассажиров.
Несмотря на высокую стоимость подготовки каждого агента, сотрудник,
пропустивший такого пассажира, не может продолжать работу в службе
безопасности. Для наших сотрудников каждый рейс – это их первый рейс, и
каждый пассажир – это первый пассажир”.
Основные компоненты этой системы складывались несколько лет.
Решение не допустить повторения угона 1968 года (12 заложников
провели тогда в плену 39 дней) было принято правительством буквально
сразу по следам этого инцидента.
Уже в 1969 году вооруженный охранник, Мордехай Рахамим, уничтожил
одного из четверых террористов, атаковавших самолет в аэропорту Цюриха.
Беспристрастный швейцарский суд посадил Мордехая за решетку, обвинив в
предумышленном убийстве – он выйдет на свободу лишь через несколько
месяцев и в результате дипломатического скандала.
В 1970 году, в ходе инцидента "Доусон филд", также известного как
Hijack Sunday, самолет компании "Эль-Аль" должны были попытаться угнать
четверо террористов. Служба безопасности успешно отсеяла двоих из них,
не допустив к посадке, а вооруженный агент на борту самолета обезвредил
двоих других, одного из них уничтожив. Тогда, кстати, были успешно
угнаны четыре самолета других авиакомпаний – но не "Эль-Аль".
Кстати, террористы тогда почему-то позабыли, что антисионизм – это
вовсе не антисемитизм, и удерживали в заложниках евреев-граждан других
стран. По-видимому, считали их потенциальными сионистами.
В 1972 году, спустя всего несколько дней после бойни на мюнхенской
Олимпиаде, на борту рейса Рим – Тель-Авив после набора высоты
барометрический детонатор подорвал небольшую бомбу. Благодаря пассивным
мерам безопасности, повреждения были некритичны и самолет успешно
вернулся в аэропорт.
Основная – и ключевая – разница между израильской системой
безопасности и мерами, принятыми в других странах, заключается в том,
что пока американцы и европейцы ищут оружие, у нас фокусируются на
человеке. Поэтому в США пассажиров заставляют снимать обувь,
ограничивают объем жидкости в ручной клади, просвечивают их до
скандальной наготы (к сожалению, устройство показывает не безупречный
рельеф мускулатуры, а жир, его скрывающий), а в Израиле пассажирам
задают вопросы.
Суть подобного интервью в том, чтобы выстроить цепочку вопросов,
которая найдет в легенде брешь или углубится в подробности, не
продуманные злоумышленниками до конца. Повторяясь и переспрашивая,
сотрудник внимательно следит за реакцией пассажира. Если у сотрудника
возникают подозрения, пассажира ждет более тщательный досмотр.
Ицхак Йефет приводит два случая, когда один лишь этот метод позволил предотвратить большую беду.
"В 1982 году некий немец-уголовник, выйдя из тюрьмы, познакомился с
какими-то очень добрыми людьми. Они кормили его в дорогих ресторанах,
всячески ублажали и везде за него платили, а затем пригласили поехать с
ними за компанию в Швейцарию. Там ему предложили по-быстрому
заработать: немцу предстояло провезти партию наркотиков в Израиль. Ему
заплатили на месте 5 тыс. долларов, сообщили адрес в Тель-Авиве, приметы
связного и пароль. Передав наркотики, он получит еще пять тысяч
долларов – итого десять тысяч за неделю. Немец, недолго думая,
согласился и взял подготовленный для него чемодан.
Просвечивание багажа ничего не показало, и паспорт был в порядке. На
вопрос сотрудника о цели визита контрабандист сообщил адрес в Израиле и
реквизиты фирмы, с которой он едет проводить деловые переговоры. Но
тут сотрудник спросил его, почему, живя в Германии, он купил билет на
самолет в Швейцарии. Этого вопроса пассажир не ожидал, стал мяться и
нервничать, чем вызвал дополнительные подозрения. При досмотре чемодана
была обнаружена взрывчатка".
Наиболее вопиющий случай произошел в Лондоне в 1986 году.
30-летняя горничная Энн Мэри Мёрфи познакомилась с Незаром Хиндауи,
импозантным палестинским юношей. Через некоторое время Энн
забеременела, и возлюбленные на пятом месяце решили всё же пожениться.
Незар убедил Энн, что жениться следует в Израиле, там-де она получит
благословение от его семьи. Он помог ей собрать чемодан и отвез ее в
аэропорт Хитроу.
"Ей начали осторожно задавать вопросы – все-таки живот у нее был уже
довольно заметен, – вспоминает Йефет. – Бывали ли вы в Израиле раньше?
Нет. На какой срок вы туда летите? Две недели. Где будете жить?
"Хилтон", Тель-Авив. А вы забронировали номер? Нет, мне сказали, что там
всегда есть свободные номера. А кто вам сказал? Эмм..."
Когда в чемодане обнаружили полтора килограмма взрывчатки, заботливо
подложенной храбрым борцом за независимость беременной от него
невесте, Энн упала в обморок. А когда пришла в себя, очень подробно
рассказала властям все, что знала о Хиндауи. Как выяснилось, операцию
планировала и попыталась осуществить сирийская разведка, и по следам
этого инцидента Великобритания разорвала дипломатические отношения с
Сирией.
Сравнения трех случаев первой половины двухтысячных годов показывают эффективность системы безопасности и в наши дни.
О событиях 2001 года в США написано достаточно, можно только
добавить, что террористы действовали крайне неосторожно и, будь в США
похожая система безопасности, вызвали бы подозрение по целому ряду
признаков (таких, как билеты в один конец без багажа).
В 2004 году в России две женщины чуть было не опоздали на рейс – что
само по себе могло бы послужить основанием для дополнительной проверки
сотрудниками. Но система авиабезопасности в России не сработала –
женщин без проблем провели через контроль и посадили на самолеты. В том
двойном теракте погибло 89 человек.
В 2002 году гражданин Израиля Тауфик Фикра сумел пронести на борт
самолета небольшой перочинный ножик, скрыв его в поясе. Когда самолет
уже взлетел, Тауфик выхватил ножик и побежал по проходу в сторону кабины
и навстречу нокауту – буквально через несколько секунд его заметил и
обезвредил скрытый агент.
Система, принятая в аэропорту Бен-Гурион, а также на всех рейсах
израильских авиалиний за рубежом, – не всегда приятная, но необходимая
мера безопасности, не раз доказавшая свою эффективность в ситуации,
когда террористы не гнушаются никакими методами для достижения своих
целей. Задача сотрудника, ведущего утомительный опрос – пропустить
добросовестных пассажиров и отсеять подозрительных, а не разузнать цвет
яблок, которые вы ели вчера за ужином. Переспрашивать, уточнять,
выяснять неожиданные подробности – все это способы обнаружить террориста
или пассажира, которого используют "вслепую".
Лучшая линия поведения – это здравый смысл и спокойные, простые и ясные ответы на задаваемые вопросы.
Здравый смысл и спокойствие тут на первом месте, и вот, например,
почему: как-то в аэропорт приехал ирландец, принявший в Израиле ислам.
Он выскочил из такси, закричал "Аллах Акбар" и рванулся в здание
терминала, но, разумеется, не добежал. Уже в больнице, когда он вновь
смог пусть и невнятно, но разговаривать, ирландец объяснил, что очень
боялся опоздать и торопился на посадку, поэтому, выйдя из такси, громко
восславил Аллаха за то, что, кажется, успевает на рейс – и побежал
поскорее проходить регистрацию.
Поэтому нервничать в аэропорту не нужно. Раз уж вы понимаете, что и
зачем делает служба безопасности, лучше просто прямо и честно отвечать
на их вопросы.
В конце концов, вы заинтересованы в благополучном исходе перелета несколько больше агентов, остающихся на земле.
Илья Дубинский