Мы русские паломники. О выходе в свет журнала «Русский Паломник»
Он стал лучшим православным журналом в дореволюционной России. Его основателем и главным редактором был русский купец и известный литератор Александр Иванович Поповицкий.
Александр Иванович Поповицкий долго не мог придумать название своему новому журналу. Однажды, майским днём 1885 года он с сыном проезжал в пролётке по Шлиссельбургскому проспекту Санкт-Петербурга в сторону Александро-Невской Лавры. Остановив извозчика напротив Лавры, Александр Иванович решил посетить монастырь, чтобы в Троицком соборе возжечь свечи за здравие своих ближайших родственников. И вдруг увидел, что впереди его конного экипажа в тени развесистого дуба стоят трое крестьян в длиннополых зипунах, с котомками на плечах и посохами в руках.
Александр Иванович сразу же узнал в них бывалых паломников. Так издавна называют в России тех богомольцев, которые всю свою жизнь ходили по святым местам. «Вот для этих-то я и хочу издавать свой журнал», — обращаясь к сыну, заметил Александр Иванович. Он хотел было спросить их, куда они держат путь, но задал совершенно иной вопрос: «Кто вы такие?». И один из них — сутуловатый странник, улыбнувшись, отчеканил: «Мы, барин, русские паломники…».
Александр Иванович резко вскочил с лавки пролётки и, обращаясь к сыну, воскликнул: «Вот! Вот оно — долгожданное заглавие для моего нового журнала… Русский Паломник! Сам Бог его нам указал через этих милых русских людей».
Так явился на свет Божий первый иллюстрированный еженедельный религиозно-нравственный и духовно-литературный журнал «Русский Паломник» для чтения в семье и в школе. И теперь на заглавной виньетке старинного журнала можно видеть паломника, направляющегося к обители. Это — зарисованная по точным указаниям Александра Ивановича фигура того самого богомольца …
«Русский Паломник» стал лучшим изданием в дореволюционной России, таким же почитаемым и любимым среди читателей, как и светский журнал «Нива». Многие духовно-нравственные и просветительские задачи, которые решал журнал «Русский Паломник», совпадали с теми, на которых основывалась работа Императорского Православного Палестинского общества.
1 марта 1881 года в Петербурге террористы убили императора Александра II. И его сыновьям, Великим князьям Сергею и Павлу, посоветовали посетить Святую Землю, чтобы помолиться об убиенном батюшке и ранее умершей матушке. На Святой Земле Великий князь Сергей Александрович впервые увидел паломников из России и понял, что им надо помочь в обустройстве пути и быта. Для решения этой задачи необходимо было придать паломничеству массовый характер и превратить его в религиозно-нравственный порыв всего православного народа.
Святому делу способствовал афонский старец Арсений. Со Святой Афонской горы он в 80-е годы XIX века обращался к жителям православной России: «Начни жизнь новую, благодатную, возрождённую посещением святых мест». Старец Арсений несомненно знал, что паломничество не придумано кем-то из людей, а дано нам от Бога… Ведь ещё в ветхозаветные времена пророк Захария говорил: «…если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю Господу, то не будет дождя у них».
О божественном происхождении паломничества читаем и в одном из номеров старинного журнала «Русский Паломник». В статье «От кого получил начало обычай ходить на поклонение святым местам в Иерусалим» автор пишет, что «… в Четьих-Минеях, в повествованиях об Успении Пресвятыя Богородицы, говорится, между прочим, следующее. Когда по Вознесении Господа на небо, Пресвятая Богородица жила в доме Иоанна Богослова, тогда Она часто выходила из дома и посещала те места, которые Своими стопами и кровию освятил Ея божественный Сын… Пресвятая Дева проливала здесь обильные слёзы и говорила: “Тут любезный Сын Мой был биен; здесь венчан терновым венцом; отсюда вышел, неся Крест Свой, а здесь распят был”. Когда же Она приходила ко гробу Господа, тогда исполнялась неизреченного веселия и с радостными слезами восклицала: “Сын Мой здесь погребен и тут же преславно в третий день и воскрес…” И посему, — говорит повествование об Успении Богоматери, — уже в оное время начася той благочестивый обычай в верных христианах, еже святыя посещати места и поклонятися там Христу Богу, волею за нас страдати изволившему: обычая же того началом была Сама Богородительница. Ей же и прочия святыя жены и мужи последоваху».
Когда же Господь явил мiру первых святых угодников Божиих, то не только в Иерусалим, но и к ним, к их целебным мощам, стали притекать паломники первых веков христианства. Ещё до Крещения Руси совершали хождения во святые места Вселенского Православия и русские богомольцы. А после Крещения Руси зародилась православная традиция паломничества во святые места русские. В XI веке на Руси были прославлены в лике святых убиенные князья Борис и Глеб — первые русские святые. К их мощам приходили на поклонение не только богомольцы из Киевской Руси, но и наши братья во Христе, православные греки из Византии.
Зародившись в Древней Руси, паломничество к началу XX столетия распространилось по всему мiру. Традиции паломничества как части религиозного сознания народа заложили прочные основы духовно-нравственной жизни российского общества и на протяжении всей нашей истории влияли на общественно-политическое, экономическое и культурное развитие страны. Именно в монастырях у мощей святых угодников Божиих наши предки получали заступников, которые молились о спасении их душ. Духовная связь русского общества с православными монастырями всегда осуществлялась через паломничество. Чем больше паломников из разных русских городов и деревень притекало во святые места, тем крепче становились монастыри. А стало быть, духовно возрастало и российское общество.
Православный народ Царской России не умом, а сердцем понимал, что без паломничества жить нельзя. И журнал «Русский Паломник», вплоть до 1917 года, рассказывал о паломничестве во Святую Землю, на Афон, на Синайскую гору, а также о хождении на богомолье в православные монастыри России.
После революции 1917 года безбожные власти закрыли журнал «Русский Паломник». А всем жителям России было строго запрещено не только читать, но и хранить в своих домах какие-либо издания «Русского Паломника». Из всех библиотек, читальных залов и учебных заведений этот полюбившийся народу духовный журнал строжайшим образом изымался и подлежал уничтожению…
Однако Бог поругаем не бывает. В конце 80-х годов прошлого века со Святой Афонской горы пришла радостная весточка. Из скита Белозёрка греческий монах писал в Америку православному Валаамское обществу о том, что на чердаке была найдена подшивка дореволюционного журнала «Русский Паломник».
Журнал был переправлен отцу Серафиму Роузу и он, увидев подшивку, сказал: «Мы, американцы, получили Православие от преподобного Германа и должны в благодарность помочь России». И с 1991 года в России стал издаваться возрождённый журнал «Русский Паломник». Православное Валаамское общество за 20 лет издало 50 номеров журнала.