Паломники ИППО во Владимире и Муроме

29-30 июня 2024 года паломническая группа Императорского Православного Палестинского Общества посетила святые места Владимирской митрополии. Благодаря поддержке ОАО «Российские железные дороги» 48 человек смогли поклониться святыням Владимира и Мурома, помолиться в храмах и монастырях, принять участие в богослужениях, пообщаться с иерархами, клириками и монашествующими.
Посещение Владимирской епархии, безупречно организованное для нас Паломническим центром Владимирской епархии «Владимирская Русь» и его руководителем иереем Александром Лисиным, началось с молитвы перед почитаемым в народе образом Божией Матери «Боголюбская» и ковчегом с мощами святого мученика Авраамия Бóлгарского, Владимирского чудотворца, в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре.
 
Молитва перед иконой Богородицы «Боголюбская»
 
Справка: Свято-Успенский Княгинин женский монастырь был основан в 1200 г. великим Владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию супруги – княгини Марии Шварновны, дочери чешского князя Шварна. На протяжении семи лет княгиня тяжело болела и желала последние дни своей жизни посвятить Богу служением в монастыре. В 1200 - 1201 гг. в монастыре возвели каменный Успенский собор, в котором Мария в 1206 г. принимает постриг с именем Марфа. Перед своей кончиной она беседовала со своими сыновьями и завещала им жить в любви и мире друг с другом. Через несколько месяцев она мирно отошла ко Господу. В память о ней монастырь стали называть Княгининым. Обитель стала родовой усыпальницей княгинь и княжон владимирского великокняжеского дома. В нем погребены вторая супруга князя Всеволода Большое Гнездо – Анна, супруга святого благоверного князя Александра Невского – Александра в иночестве Васса и ее дочь Евдокия. Монастырь на протяжении своего существования неоднократно страдал от пожаров, татаро-монгольского нашествия на Владимир в 1238 г. и набегов золотоордынских воинов на протяжении XIV-XVI вв. Обитель славилась своими красивыми и богато украшенными Успенским и Казанским храмами. Главной святыней в монастыре были мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Он происходил из Волжской Болгарии, которая исповедовала ислам. Где и когда Авраамий принимает святое Крещение – неизвестно. Однако в 1233 г. он принял мученическую кончину от рук своих жестоких соотечественников за проповедь христианского учения. В 1230 г. владимирский великий князь Георгий Всеволодович после удачного похода на волжских болгар, перенес святые мощи мученика Авраамия и положил их в Княгинином монастыре. После Октябрьской революции 1917 г. обитель была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а кельи отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи святого Авраамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятия небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий (Сахаров) – будущий епископ Ковровский. В 1985 г. в строениях закрытого монастыря разместили музей. В 1993 г. монастырь был открыт и начала возрождаться монашеская жизнь.
 
Помолившись и осмотрев древние настенные фрески Успенского собора, паломники проследовали в трапезную, где их ожидало чаепитие и общение с настоятельницей монастыря – игуменией Ниной, которая рассказала о возрождении и нынешней жизни обители, ее насельницах и духовниках, а также ответила на вопросы гостей. Теплый прием матушки игумении, домашняя атмосфера, интересная беседа, ароматный чай и монастырская выпечка – всё это, конечно, могло нарушить наши дальнейшие планы, но плотную паломническую программу необходимо было выполнять…
 
Собор Княгинина монастыря
 
Центр Владимира изобилует храмами и памятниками архитектуры, позволяющими с головой погрузиться в историю домонгольской Руси: Золотые ворота с надвратной церковью Ризоположения и храм святого великомученика Георгия Победоносца, располагавшийся в центре Великокняжеского двора.
 
Надгробие князя Феодора Ярославича в Георгиевской церкви
 
Справка: Золотые ворота были построены в 1164 г. при владимирском князе Андрее Боголюбском, который перенёс столицу княжества во Владимир из Суздаля. Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Официально Георгиевский храм возведен в 1796 г., но впервые он упоминается в записи о церквях, заложенных князем Юрием Долгоруким в 1129 г., строительство завершил его сын Андрей Боголюбский 30 лет спустя. Храм стал центром монастыря, просуществовавшего до 1778 г., после чего указом императрицы Екатерины II был упразднен, а церковь переведена в ранг обычной приходской. Два года спустя все строения брошенной обители сгорели в пожаре. А еще через 5 лет из белого камня построили храм, который мы видим сегодня. В 1930 г. его закрыли, здание использовали для хозяйственных нужд, здесь даже был коптильный цех рыболовецкой артели. В 2006 г. церковь вернули Русской Православной Церкви, а через два года здесь возобновились службы. В одной из храмовых ниш находится надгробная плита, под которой «положены мощи Благовернаго Великаго Князя Феодора Ярославича, сына Великия Княгини Феодосии и брата св. Благовернаго В<еликаго> Кн<язя> Александра Невскаго».
 
Исторически значимой жемчужиной Владимира и духовно-административным центром Владимиро-Суздальской епархии является Богородице-Рождественский мужской монастырь, где в 1263 году был погребен князь Александр Невский и где в течение нескольких столетий пребывали его святые мощи до их перенесения в Санкт-Петербург. В монастырском трапезном храме в честь Рождества Христова, освященном святителем Феофаном Затворником в 1866 году, ныне находится ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. В этом же храме под сенью стоит гробница с мощами святителя Афанасия, епископа Ковровского, – исповедника, молитвенника, гимнографа и литургиста ХХ века.
 
Паломники у мощей свт. Афанасия Ковровского
 
Справка: история Владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря уходит своими корнями в глубокую древность. До основания Троице-Сергиевой лавры Богородице-Рождественская обитель являлась главным центром монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Точную дату основания монастыря назвать затруднительно. Согласно дошедшим до нас историческим источникам обитель основана между 1197 и 1206 годами благоверным князем Всеволодом III Юрьевичем Большое Гнездо, великим князем Киевским (с 1173 г.) и Владимирским (с 1176 г.) (в крещении Димитрием, 1154-1212 гг.). Начало будущему мужскому монастырю предшествовала закладка в 1191 году в осыпи подле Ивановских ворот храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Существует грамота Московского митрополита святителя Макария, из которой следует, что Богородице-Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., затем первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю, впоследствии получившему статус лавры. Богородице-Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. Так, 8 мая 1629 года, находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. Патриарх Никон 23 января 1653 г. служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил её денежной милостыней.
 
Трапеза в Богородице-Рождественском монастыре
 
Паломнической группе ИППО Богородице-Рождественский монастырь запомнится еще и потому, что здесь паломников из Москвы встретил и приветствовал митрополит Владимирский и Суздальский Тихон, глава Владимирской митрополии и руководитель Владимирского регионального отделения ИППО. Пообщавшись с нами под палящим солнцем, владыка, будучи гостеприимным и радушным хозяином, пригласил всех паломников в трапезную палату, где для гостей был готов обед. Соблюдая монастырский устав, во время трапезы ее участники слушали душеполезное чтение из творений святых отцов. Разделив с нами трапезу, владыка Тихон рассказал нам и об истории епархии, и о ее наиболее известных храмах и монастырях, и о своем 23-летнем служении на Новосибирской кафедре, и о возрождении Оптиной пустыни и московского Данилова монастыря, наместником которого он являлся в 1987-1990 гг., и об уникальных событиях из истории Церкви в советский период… Внимая увлекательному повествованию одного из старейших архипастырей Московского Патриархата, мы вместе с владыкой перелистывали известные и неведомые страницы из многотомной истории Русской Православной Церкви. В своем ответном слове руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко), сопровождавший группу, поблагодарил митрополита Владимирского и Суздальского Тихона за гостеприимство и хлебосольство, слово назидания и экскурс в историю Владимирской земли и древнейшей епархии, передав владыке приветствие и наилучшие благопожелания от Председателя Общества Сергея Степашина. По окончании трапезы митрополит Тихон вручил каждому гостю памятные подарки.
 
Как и подобает паломникам, пешком мы пошли к известному во всем мире своими барельефами и фресками Дмитриевскому собору.
 
Дмитриевский собор XII века
 
Справка: собор, освященный в честь святого великомученика Димитрия Солунского, — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, классический образец владимиро-суздальского зодчества времени его наивысшего расцвета — построен в 1190-е годы как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Выполненный местными мастерами, он поражает своими архитектурными формами, монументальностью, торжественностью, богатым резным убранством. На фасадах собора находятся более полутора тысяч резных камней, в сюжетах которых звучит идея прославления княжеской власти, богоизбранности праведного и мудрого правителя. Рельефы с изображением святых, скачущих всадников, сидящего на троне библейского царя Давида, Александра Македонского, вознесшего к небесам, Давида, побеждающего льва, совершающие свои подвиги Геракла, львиных масок на языке символов прославляют красоту и совершенство мира, созданного по законам божественной гармонии, утверждают идею превосходства княжеской власти. В интерьере собора — фрески XII века византийских мастеров со сценами Страшного суда.
 
У кафедрального собора Владимирской епархии
 
Первый день паломничества завершился в стенах древнего Успенского кафедрального собора, где сначала его ключарь иеромонах Андрей рассказал о соборных святынях и предоставил нам возможность поклониться мощам погребенных в соборе святителей и святых благоверных князей, помолиться перед чтимым и значимым для всей Руси образом Божией Матери «Владимирская», а потом отец Андрей возглавил всенощное бдение, за которым ему сослужили клирики собора и игумен Серафим (Кравченко). По предложению отца Андрея двое из нашей паломнической группы сподобились поучаствовать в переносе огромной по своим размерам иконы Божией Матери «Боголюбская» из собора в автомобиль: на следующий день должен состояться крестный ход по случаю праздника в честь этого образа Царицы Небесной.
   
Справка: Успенский собор — один из старейших русских храмов, святыня Русской Православной Церкви, свидетель важнейших исторических событий, великокняжеский некрополь, хранилище уникальных древних росписей; единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник, сохранивший фрески прославленного иконописца преподобного Андрея Рублёва. Включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор был построен в 1158 — 1160 годы святым князем Андреем Боголюбским. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был долгое время главным храмом всей Русской Земли. В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть до Ивана III (среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита). Под сводами собора покоилась главная русская святыня — Владимирская икона Богоматери. В XV веке он послужил итальянскому зодчему А. Фиораванти образцом для строительства Успенского собора Московского Кремля. В соборе сохранился древнейший русский некрополь — более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Георгий Всеволодович. В соборе находится символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского. В 1408 году стены храма расписал великий мастер «умозрения в красках» Андрей Рублев, и нигде более нет его гениальной живописи на столь значительной площади — свыше 300 кв. м. Созданная им композиция «Страшный суд» полна не ужасным предчувствием адских мук, а созерцательным покоем и пасхальной радостью грядущего Воскресения. Сегодня Успенский собор — это и музей, и действующий храм. 
 
Раннее воскресное утро началось с переезда на комфортабельном автобусе в Муром – город с невероятно увлекательной историей и интересной судьбой. Второй день нашего паломничества был посвящен муромским храмам и монастырям.
 
Под стенами Благовещенского монастыря в Муроме
 
В Благовещенском мужском монастыре, в котором главной святыней являются мощи святых благоверных князей Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора Муромских, наша паломническая группа молилась за Божественной литургией, которую возглавил архимандрит Кронид в сослужении братии и игумена Серафима.
 
Благовещенский монастырь. Божественная литургия
 
Поклонившись честным княжеским мощам и почитаемой в обители иконе Божией Матери «Иверская», посетив монастырские пещеры и церковно-археологический музей, мы подкрепили свои физические силы в трапезной, чтобы быть готовыми к посещению других обителей и святых мест.
 
Муром, Благовещенский монастырь: музей в соборной крипте
 
Справка: Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает благоверному. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого. Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города. Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.
 
Перейдя через дорогу, пролегающую между двумя монашескими обителями, наша паломническая группа оказалась на территории Свято-Троицкого женского монастыря, где хранятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Стоя в неспешной длинной очереди к раке с мощами святых князей под совершавшееся в храме молебное пение им акафиста, паломники смогли помолиться о своих близких и родных.
 
Молебное пение у мощей свв. кнн. Петра и Февронии
 
Справка: Свято-Троицкий женский монастырь основан в 1643 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Обитель была возведена «стараниями» и «тщанием» муромского купца гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова. Строительство началось с возведения Троицкого храма в 1642-1643 годах на месте старого одноименного деревянного храма. По окончании строительных работ Тарасий Цветков просит благословения Рязанского и Муромского епископа при храме устроить девичью обитель. Благословение было дано. В 1648-1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня. Обитель мирно существовала до 1921 года, потом ее закрыли, и монастырская территория стала использоваться под городские нужды. По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба.
 
Рака с частицей мощей прп. Илии Муромца
 
Во второй половине дня мы посетили Спасо-Преображенский мужской монастырь, где в небольшой крипте-усыпальнице находится резная гробница с изображением самого известного на Руси муромлянина – преподобного Илии Муромца: в вырезанную из дерева кисть левой руки вставлена частица мощей, покоящихся в Киево-Печерской лавре. В верхнем храме паломники вознесли молитвы перед образом Царицы Небесной «Скоропослушница».
 
Спасо-Преображенский монастырь
 
Во время посещения Спасо-Преображенского монастыря всего лишь двоим из нашей многочисленной паломнической группы посчастливилось встретиться и пообщаться с правящим архиереем Муромской епархии – епископом Муромским и Вязниковским Нилом: владыка передал свое архипастырское благословение всем паломникам и свой наказ – окунуться в Карачаровской купели.
 
Карачарово. Святой источник
 
Справка: Несмотря на оживлённость и близость к реке, местность, где впоследствии был возведён монастырь, представляла собой удалённую от центра города лесную опушку, вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим раньше монастырь так и назывался: «Спасский, что на бору». Древнейшая иноческая обитель Руси – Муромский Спасский монастырь, согласно преданию, был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли. В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. По преданию, в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
 
Закупив муромских калачей и пирогов, выпекаемых в обители, мы поспешили в Карачарово, откуда родом был Илья Муромец, чтобы исполнить благословение владыки Нила – испить воды из святого источника и окропить себя святой водой (смелые окунались в купель). Карачарово теперь является одним из микрорайонов Мурома, а когда-то это было село на южной городской окраине. В одной из русских народных былин мы читаем:
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град...».
 
Наша задача во второй день паломничества была более скромной – посетить Лазарево и при этом поспеть на поезд в Москву. Божией милостью так оно и произошло.
 
В церкви святого архистратига Божия Михаила, что в селе Лазарево, с недавнего времени почивают в благоукрашенной раке мощи святой праведной Иулиании Лазаревской.
 
Лазарево: церковь Михаила архангела
 
Справка: Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская, являет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. Она была дочерью дворянина Иустина Недюрова. С молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве. Рано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и смеялись. Иулиания сносила всё терпеливо и безропотно. Ее любовь к людям выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду для бедных. Благочестивая и добродетельная жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазарево (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, который вскоре женился на ней. Родители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы и постоянно готова была накормить сирот и одеть бедных. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, отдавала последний кусок просящему. Когда вслед за голодом началась эпидемия, Иулиания целиком посвятила себя уходу за больными. У праведной Иулиании было шесть сыновей и дочь. После гибели двух сыновей она решила удалиться в монастырь, но муж уговорил ее остаться в миру, чтобы продолжать воспитывать детей. По свидетельству сына Иулиании – Каллистрата Осорьина, написавшего ее житие, она в это время стала еще более требовательной к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено. По смерти мужа Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Живя в крайней нищете, она тем не менее всегда была жизнерадостна, приветлива и за всё благодарила Господа. Святая удостоилась посещения святителя Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храмовой молитве. Когда праведная Иулиания отошла ко Господу, то была похоронена рядом с мужем в церкви святого Лазаря. Тут же погребена и ее дочь, схимонахиня Феодосия. В 1614 году были обретены мощи праведной, источавшие благовонное миро, от которого многие получали исцеление.
 
Рака с мощами св. прав. Иулиании Лазаревской
 
Помолившись у мощей святой праведной Иулиании и заехав на ужин в уже знакомый нам Благовещенский мужской монастырь, мы отправились на железнодорожный вокзал: у нас была всего лишь одна минута, чтобы сесть в вагоны проходящего через Муром поезда сообщением Екатеринбург – Москва.
 
Вот таким было наше паломничество во Владимир и Муром. В середине июля – поездка в Вологодскую епархию…
 
Руководитель Паломнической секции ИППО
игумен Серафим (Кравченко)
Поделиться: