2013-й год страданий для христиан Сирии
В течение всего года на территории Сирийской Арабской Республики не прекращался начатый в 2011 году военный конфликт между законной властью государства и бандами исламских радикалов.
В 2011 и 2012 годах христиане в Сирии уже сталкивались с агрессией со стороны исламистов, но 2013 год стал знаковым в этом отношении, отразив весь накал антихристианской войны. В докладе «Гонимые и забытые?» организации «Помощь Церкви в беде», который охватывает случаи преследований христиан за 2011–2013 годы, отмечается, что, несмотря на агрессию боевиков против других мусульман, христиане чаще всего оказываются в зоне наиболее жестокого насилия./1/
Патриарх Мелькитской Католической церкви Григорий III приводит следующие данные: около 1200 христиан погибли, разрушено более 60 церквей, 450 тыс. (из 2 миллионов) христиан различных деноминаций покинули Сирию/2/. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш назвал сирийский кризис «худшим с окончания “холодной войны” гуманитарным кризисом»/3/.
2013 год оказался знаковым и в отношении внешнеполитической ситуации вокруг Сирии. Совершенно ясные очертания приняла так называемая «оппозиция»: цивилизованная ее часть показала свою несостоятельность, но во всех красках проявилась деятельность террористических банд, часть которых осенью 2013 года объединилась под общим красноречивым названием «Армия ислама» («Джейш аль-Ислам»). К концу года изменилась риторика западных СМИ, и мировое сообщество стало лучше понимать, что сирийское государство ведет войну не с собственным народом, а фактически с мировым терроризмом. Иллюстрацией этого может послужить то, что американское общество активно противилось планам Президента Б. Обамы по нанесению удара по Сирии в сентябре 2013 года/4/.
В деле урегулирования сирийского конфликта особенного успеха добилась российская дипломатия. Последовательная позиция России, а также виртуозный дипломатический ход, предотвративший военное вторжение ряда западных государств в Сирию, внесли большой вклад в изменение общественного мнения о конфликте и создали предпосылки для созыва конференции «Женева-2». В то же время, во многом благодаря усилиям Русской Православной Церкви и российского государства, проблема тяжелого положения христиан в Сирии стала привлекать к себе больше внимания мирового сообщества/5/.
Однако эти успехи, вкупе с военными успехами сирийской регулярной армии на некоторых направлениях, подтолкнули боевиков к усилению агрессии по отношению к христианскому населению страны. При попытке проанализировать количество поступающих в СМИ новостей о преследованиях христиан в Сирии в 2013 году, становится ясно, что с осени произошел резкий скачок насилия в отношении христиан/6/ Рассмотрим основные случаи направленной против христиан деятельности боевиков с начала 2013 года.
Эту деятельность можно разделить по основным видам. Наиболее часто происходят минометные обстрелы христианских кварталов крупных городов и христианских поселений – сообщения о таких происшествиях регулярно появляются в новостных сводках. В результате обстрелов жертвами зачастую становится мирное христианское население, в том числе женщины и дети, ущерб наносится зданиям церквей и других принадлежащих христианам сооружений. Например, осенью-зимой 2013 года ареной наиболее ожесточенных боев между правительственной армией и боевиками стал горный массив Каламун, который расположен к северу от Дамаска. Здесь находится целый ряд городов, населенных преимущественно христианами. В сентябре 2013 года, после резонансного нападения на Маалюлю, террористы неоднократно пытались ворваться в древний христианский город Сейдная/7/, однако были остановлены местными отрядами самообороны, в результате чего несколько христиан погибли/8/. Однако 21 ноября боевики вновь предприняли массированный обстрел Сейднаи, в результате которого несколько снарядов попало в монастырь, повредив его строения/9/. При этом, по данным известного американского эксперта Реймонда Ибрагима, боевики выкрикивали антихристианские лозунги, угрожая отсечь христианам головы в их же монастыре/10/. В начале декабря 2013 года стало известно, что боевики стекаются в окрестности города и готовят очередное нападение на Сейднаю, планируя захватить ее по сценарию захвата Маалюли/11/.
Говоря о разрушении христианских святынь, следует отметить, что такой вид деятельности также получил широкое распространение. В течение 2013 года было осквернено, полностью или частично разрушено, расхищено множество храмов и монастырей. Среди них – монастыри в Кусейре, Хомсе, Маалюле, Алеппо, Сейднае; множество церквей в Дамаске, Алеппо, Хомсе, Маалюле, Ракке, Хасаке, Дейр эз-Зоре, Ябруде, Сададе, Дейр-Атихе, Гасаньехе, Табке и др. Церкви и монастыри принадлежат Антиохийской Православной Церкви, Мелькитской Католической церкви, Армянской, Маронитской, Сирийской Ортодоксальной церквям. По последним данным, разграбленные христианские реликвии боевики продают как антиквариат за рубеж, намереваясь на вырученные деньги приобретать оружие и боеприпасы, и этой деятельностью серьезно обеспокоено ЮНЕСКО/12/. Однако стоит отметить, что бандиты нападают также и на святыни мусульман: шиитов (и относящихся к ним алавитов), оскверняют и разрушают суннитские мечети.
Другая разновидность преследований – это взимание с христианского населения джизьи (особого налога для немусульман) в захваченных поселениях, что вынуждает местных христиан покидать свои дома. При более радикальных настроениях исламистов христиане полностью уничтожаются и изгоняются из поселения. Так, город Хомс покинуло практически все христианское население (около 140 тыс. человек). Оставшиеся были почти полностью уничтожены боевиками. Пример Хомса – далеко не единственный, подобное творилось во многих городах. Боевики при этом используют широкий арсенал методов устрашения: похищения христиан, насильственное обращение в ислам, изуверские пытки, унижения, изнасилования, публичные казни. Например, в городе Садад творилась настоящая резня: после его освобождения от террористов в октябре были найдены массовые захоронения с телами 45 христиан/13/. Тысячи христиан были вынуждены бежать из Кары, Дейр-Атиха и других городов.
Самым резонансным событием за весь период конфликта стало похищение 22 апреля 2013 года двух митрополитов из Алеппо – православного Павла (Язиджи)/14/ и сиро-яковитского Григория Иоанна (Ибрагима)/15/. Похищение произошло, когда архиереи возвращались после переговоров об освобождении ранее захваченных священников; диакон, управлявший автомобилем митрополитов, был застрелен. Оба иерарха были известными персонами на мировой религиозной арене, регулярно участвовали в крупных межрелигиозных и межцерковных мероприятиях. Требований к освобождению выдвинуто не было. Эти обстоятельства наводят на мысль о том, что похищение имеет далеко идущие политические цели и было осуществлено по указанию извне. Таким образом заинтересованные игроки могут оказывать влияние на Антиохийского Патриарха Иоанна X, который приходится родным братом похищенному митрополиту Павлу.
Еще одним шокирующим актом гонений стал ряд нападений боевиков на поселение Маалюля – сердце сирийского христианства/16/. В сентябре 2013 года произошло первое нападение, в ходе которого боевики убивали христиан, заставляли их принять ислам, обстреливали церкви и монастыри, сбрасывали с них кресты. В начале декабря произошло повторное нападение, в результате которого были похищены 12 православных монахинь и 4 послушницы из монастыря святой Феклы во главе с игуменьей матерью Пелагеей (Сайяф). До сих пор похитители не выдвинули требований к освобождению монахинь.
В уходящем году совершались похищения и убийства священнослужителей других христианских конфессий. В июне в районе Гасаньеха был убит францисканец Франсуа Мурад, в конце июля в Ракке был похищен, а позднее убит оппозиционный по отношению к сирийскому правительству иезуит Паоло дель Ольо. Судьба еще нескольких похищенных клириков Мелькитской и Армянской церквей до сих пор остается неясной.
В настоящий момент большое количество христиан стекается в относительно безопасную местность в районе Хомса под названием «Долина христиан» (Вади ан-Насара), в которой расположено несколько христианских поселений. Местное духовенство и миряне оказывают посильную помощь раненым и беженцам. В ходе личной беседы епископа (ныне митрополита) Антиохийской Православной Церкви Исаака (Бараката) 11 сентября 2013 года с автором иерарх сказал, что многие христиане в Сирии готовы оставаться на своей родине до конца. Лидеры других христианских конфессий в Сирии также делали неоднократные призывы к своей пастве не покидать страну/17/. Несмотря на это, количество беженцев среди христиан растет. Часть из них перемещается в соседние Ливан, Турцию, Иорданию, северные районы Ирака, многие мигрируют в западные страны, где существуют епархии сирийских церквей. Небольшая часть пытается переселиться в Россию. Ситуация осложняется тем, что христиане опасаются, не станут ли власти относиться к ним как к изменникам родины, когда они попытаются возвратиться в Сирию по окончании конфликта. По этой же причине многие боятся официально регистрироваться в качестве беженцев, что лишает их гуманитарной помощи/18/.
Отдельно стоит упомянуть про общину Русской Православной Церкви в Сирии. В связи с позицией России по сирийскому вопросу в адрес российского населения в Сирии стали поступать угрозы расправы со стороны боевиков, в результате многие были вынуждены уехать.
В завершение необходимо сказать и о деятельности Русской Православной Церкви по оказанию помощи сирийским христианам. Проблема преследований и дискриминации в течение года регулярно поднималась Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом на крупных международных площадках, в ходе встреч с политическими и религиозными лидерами в России и за рубежом, а также в средствах массовой информации. Эта деятельность, очевидно, внесла весомый вклад в признание факта преследований христиан, о котором упоминалось в начале данной статьи.
Кроме этого, Церковь оказывает христианам Сирии и материальную помощь. Летом 2013 года Святейший Патриарх объявил общецерковный сбор средств для народа Сирии. В результате было собрано 1,3 миллиона долларов США, которые были перечислены на счет Антиохийского Патриархата. С марта по декабрь 2013 года по благословению Предстоятеля Русской Церкви Императорское Православное Палестинское общество организовало сбор средств и гуманитарной помощи для народа Сирии. Собиралось наиболее необходимое: лекарства, медицинское оборудование, перевязочные материалы, детское питание. В Сирии очень сильный урон нанесен медицинской отрасли, разрушено множество больниц, остро не хватает машин скорой помощи и других необходимых вещей. По состоянию на декабрь 2013 года, в Сирию было направлено 8 партий собранной помощи, которая распределялась как среди христиан, так и среди мусульман/19/.
Подводя итог, следует признать, что христиане в Сирии оказались наиболее уязвимой группой населения. Радикальные исламисты развернули в Сирии полномасштабное истребление христианства. Будущее христианства в Сирии находится под серьезным вопросом. Древнейшим христианским святыням нанесен невосполнимый ущерб, большое число христиан или покинули страну, или остались без крова и средств к существованию. Сирия стала очередным шагом глобального проекта по дестабилизации региона Ближнего Востока. В стране, которая раньше славилась на весь мир своей атмосферой веротерпимости, при помощи внешних сил развернут конфликт на религиозной почве. Последствия того, что в Сирии исламские радикалы из разных стран мира проходят боевую подготовку и набираются живого опыта ведения войны, отзовутся сильным эхом по их возвращении в свои страны. Так как в Сирии сражается много мусульман из Европы, то западным странам будет проще профинансировать очередную войну на Ближнем Востоке, нежели ждать возвращения профессиональных террористов. А следующей страной может стать Ливан, где уже почти готова почва для разжигания конфликта. Учитывая то, что в Ливане проживает большое количество христиан, мир получит очередную волну гонений.
Илья Кашицын
/1/ Persecuted and Forgotten? A Report on Christians oppressed for their Faith 2011–2013. 2013. P. 141
/6/ Анализ был произведен на основании данных информационных агентств «Седмица», «Fides», «International Christian Concern», которые имеют специальные рубрики о гонениях на христиан, а также на основании информационного мониторинга автора за 2013 год
/7/Сейдная – небольшой город в 25 км к северо-востоку от Дамаска, который располагается в горах на высоте 1500 метров. Он имеет очень древнюю историю: по преданию, здесь находится то самое место, на котором Каин убил своего брата Авеля (ранее город назывался Авилинея). Современное название города дает отсылку к находящемуся здесь монастырю Пресвятой Богородицы и переводится с арабского языка как «Наша Госпожа». В монастыре находится одна из самых чтимых икон Богородицы – чудотворная Сейднайская, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Считается, что этот монастырь основан Юстинианом в 547 году. Монастырь является объектом поклонения как для христиан со всего мира, так и для мусульман. В городке находится множество других храмов и монастырей, принадлежащих христианам различных конфессий, среди них – монастыри св. Фомы, св. Ефрема, монастырь Херувимов. Часть населения владеет устным наречием арамейского языка
/14/ В миру Рами Язиджи. Он родной брат Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Иоанна X. Родился в 1959 году в г. Латакия, Сирия. После окончания школы овладел профессией инженера в Университете Тишрина. Во время учебы в школе и университете был одним из общественных активистов. В 1989 году получил степень магистра богословия, а в 1992-м – PhD в Университете Фессалоник, Греция. С 1994 по 2001 год занимал пост декана богословского факультета в Университете Баламанда. В 2000 году Священным Синодом АПЦ был избран митрополитом Алеппо. Автор ряда церковных публикаций на арабском языке
/15/ Известно, что иерарх в 1973–1976 годах изучал церковную историю и восточные каноны в Восточном Институте в Риме. После окормлял сирийских беженцев в Голландии и Швеции. С 1979 года является правящим архиереем Алеппо. С началом конфликта в Сирии посещал Европу с целью представить реальные угрозы Сирии европейским политическим и религиозным деятелям. Также являлся активным участником межрелигиозных и межхристианских мероприятий на международной арене. Состоял в таких организациях, как Всемирный Совет Церквей, Всемирная конференция «Религии за мир» и др.
/16/ Маалюля расположена в западной Сирии, в 56 километрах северо-восточнее Дамаска, в губернаторстве Риф Димашк, на горе Каламун. Название переводится с арамейского языка как «вход». По состоянию на 2005 год, население деревни составляло порядка 2000 человек, большая часть которых – христиане: греко-католики и православные. Во время праздников и в туристический сезон количество населения увеличивалось вплоть до 10 тыс. человек. Маалюля – уникальный исторический памятник на территории Сирии. С 1999 года она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – ее жители до сих пор говорят на арамейском языке, в ней также находятся два крупных памятника – женские монастыри св. равноапостольной Феклы (православный) и свв. мучеников Сергия (Саркиса) и Вакха (греко-католический). По преданию, в Маалюле св. равноапостольная Фекла спасалась от преследований гонителей, укрывшись в одной из пещер, впоследствии там она и почила. До 2011 года Маалюля служила местом паломничества христиан различных конфессий со всего мира. В Маалюле до вторжения исламистов насчитывалось 7 христианских храмов и 2 мечети, при монастыре св. Феклы действовал приют для девочек. Будучи окруженным ореолом сакральности, это поселение пользовалось почетом как среди христиан, так и среди мусульман. В прежние века Маалюля была уважаема даже среди представителей арабских и турецких династий
Поделиться: