Израильский профессор Дафне Цимхони: «В Иерусалиме христиане находятся на грани исчезновения»

30 сентября в Москве в актовом зале Российского православного университета святого Иоанна Богослова прошла лекция профессора Дафне Цимхони на тему: «Христиане Святой Земли: прошлое и настоящее». На лекции присутствовал действительный член Московского отделения ИППО, руководитель проекта Содействие в духовном развитии молодежи Павел Карпухин.
Профессор Дафне Цимхони преподает историю современного Ближнего Востока на гуманитарном факультете Техниона – Израильского технологического института. Она получила степени бакалавра и магистра в Иудейском университете Иерусалима, степень доктора философии – в Лондонском университете. Сфера научных интересов – этнические группы на Ближнем Востоке, религия и этнические отношения в Израиле и среди арабов Палестины. Дафне Цимхони является активным участником межрелигиозного диалога в Израиле, член Совета Израильской межрелигиозной ассоциации, автор многочисленных статей и книг, в том числе «Христианские общины Иерусалима и Ближнего Востока».
 
883aae3648afd25b2191d8ee15171182.jpg
 
Лектор представила краткий исторический очерк положения христиан на Святой Земле. По ее словам, с V по XII вв. христиане составляли большинство населения в Палестине. Во время Османского владычества число христиан значительно уменьшилось, а с XV в. население Палестины стало «арабизироваться». При османах у христиан была известная автономия, свобода вероисповедания, но они были ущемлены в правах, подвержены ряду запретов и в целом зависимы от мусульманского большинства, что определило социально-культурное поведение христиан. В XIX в. христианство активизировалось в Палестине, что связано с  борьбой западных держав за влияние на Святой Земле. На протяжении десятилетий россияне, немцы, французы, британцы создавали здесь школы, больницы и т.д. для местных христиан, стали появляться новые церкви, что постепенно привело к тому, что местное христианское население стало вестернизироваться, приобрело «прозападные ориентиры» в культуре и быту.
 
С 1920 по 1947 гг., во время Британского мандата, влияние христиан в Палестине росло, права их расширялись. Хотя число христиан возрастало, доля их в составе населения уменьшалась, т.к. мусульман становилось все больше и больше, за счет высокой рождаемости. Однако во время войны 1948 г., когда большинство исламских лидеров покинули территорию Израиля, христиане Палестины «заполнили вакуум»: бывали периоды, когда половину депутатов в Парламенте Израиля составляли христиане, они считали себя представителями всего арабского населения. Декларация независимости, принятая Израилем в 1948 г., провозглашает полное социально-политическое равенство всех граждан, исключая дискриминацию по признаку религии, языка и т.д., гарантирует свободу совести, образования и культуры. «Это основа израильской демократии. Но не всегда так происходит в реальности», – сказала профессор.
 
Лектор привела некоторые статистические данные. Так, самым крупным центром христианства на Святой Земле считается Израиль – здесь (включая Восточный Иерусалим) живут 123 тыс. христиан. В Иордании их примерно 100 тыс., около 30 тыс. – на Западном берегу реки Иордан и менее 2 тыс. – в секторе Газа. В целом же доля христиан в составе населения Израиля постоянно падает, тогда как возрастает число евреев, приезжающих в эту страну со всего мира. В численном отношении христиане-арабы резко проигрывают мусульманам, которых становится все больше. Например, в 2010 г. население Израиля выглядело так: 75 % – евреи, 17% – мусульмане, по 2 % – арабские христиане и друзы. Доля же других, неарабских христиан, ничтожно мала – 0,04 %. Что касается пропорций среди арабского населения, то 83 % – это мусульмане, 9 % – христиане и 2% – друзы. Как правило,  по оценке Дафне Цимхоне, у христиан более высокий уровень образования, они занимают посты в израильской медицине, где добились значительных успехов.
 
Большинство христиан живет на севере Израиля, где межрелигиозные отношения Д.Цимхони охарактеризовала как «очень хорошие». Иное положение у христиан в Иерусалиме: здесь они – в зоне риска, подвергаются нападениям, как со стороны мусульман, так и ортодоксальных иудеев. Христианином здесь быть опасно, и это приводит к тому, что христиане стали «меньшинством на грани исчезновения».
 
Израильский профессор сказала, что критикует государство Израиль за то, что оно не стремиться положить конец нападениям на христиан в Иерусалиме. Власти Израиля, отметила она, не понимают, что это напрямую связано с международным положением Израиля, может нанести вред израильской демократии, ведь Иерусалим – самый важный город в нашей стране. Большинство населения Израиля осуждают нападения на христиан в Иерусалиме, подчеркнула профессор из Израиля. Она также отметила, что сейчас нет четкой системы международной защиты христианских общин в Иерусалиме, в отличие от XIX в., когда Россия защищала православных греков, Франция – католиков и т.д.
 
Д.Цимхони отметила, что христиане играют позитивную роль, как в самом Израиле, так и в его отношениях с соседями. Исторически христиане привыкли жить в двух культурах – в арабской и западной христианской. Поэтому христиане знают, как разговаривать с обеими сторонами и быть понятыми, им легче стать связующим звеном между Палестинским государством и государством Израиль, подчеркнула лектор. В Иерусалиме, по ее словам, христиане – меньшинство на грани исчезновения, они находятся в зоне риска. Между тем, христиане могут сыграть очень важную роль в процессе мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. Таков главный вывод известного израильского исследователя христианских общин Ближнего Востока профессора Дафне Цимхони.
 
По материалам агенства религиозной информации "Благовест - Инфо"
Поделиться: