Турция возвращает сирийским христианским храмам древние акты на право собственности
Сиро-яковитская Церковь приветствовала решение правительства Турции о возврате 55 старинных актов на церковную собственность, которые закрепляют её права на почти половину издревле принадлежащих Церкви объектов в юго-восточной Турции – эти акты были конфискованы властями несколько лет назад. Пятьдесят из этих актов на право собственности были доставлены в монастырь Святого Гавриила «Мор Габриэль» (самый древний христианский монастырь в мире, основанный в IV веке) близ города Мидьят провинции Мардин. Долгожданные исторические документы были вручены лично архиепископу Тимофею Самуэлю Акташу (Timotheos Samuel Aktaş), главе Сирийской (Сиро-яковитской) православной резиденции в городе Тур Абдин, и Кирьякосу Эргуну (Kuryakos Ergün), главе Фонда святого Гавриила. Кроме того, ещё пять древних правовых актов были возвращены сирийской христианской общине в городе Мардин.
Есть надежда, что бурные перипетии в судьбе документов сирийской христианской общины и тяжбы закончились с принятием 27 марта нового сводного закона парламентом Турции. Этот закон с поправками был тут же введён в действие за подписью президента Реджепа Таипа Эрдогана, и он же распорядился о возвращении этих старинных правовых актов (многие из которых выданы ещё до возникновения Османской империи) их законным владельцам.
«Возвращение этих древних актов было встречено с великой радостью сирийскими христианами в Мардине и за рубежом, – сказал Эргун в интервью газете Cumhuriyet. – Этим поступком власти также признали наши права как религиозного меньшинства в исполнение положений Лозаннского договора». Однако, несмотря на признание «великого значения» этого события, Эргун всё же отметил в интервью новостной службе Doğan: «У нас всё ещё продолжаются тяжбы по вопросу возврата земель, принадлежащих нашим христианским общинам». В местных судах всё ещё рассматриваются дела о возврате законным владельцам целого ряда сирийских монастырей, сельских храмов, кладбищ, 70 винодельческих хозяйств, садов и других церковных земель и активов.
Возврату документов предшествовали долгие месяцы переговоров, тянувшихся с июня 2017 года. Переговоры с властями начались сразу после того, как сирийская христианская община в Мардине сообщила тревожную весть о том, что власти проводят политику ползучей конфискации церковной собственности. С 2014 года власти захватили таким образом в пользу государства примерно 110 объектов церковной собственности. После огласки и решительного выступления сирийской христианской общины против широкомасштабной экспроприации собственности, губернатор Мардина вынужден был пойти на уступки и в июле 2017 года учредил специальную комиссию по примирению и разрешению спора. Если бы не огласка, то многие из правовых актов сирийской христианской общины были бы переданы в государственное казначейство, а оттуда в распоряжение Дирекции религиозных дел – государственной организации, в которой подавляющим влиянием пользуются мусульманские религиозные организации Турции.
Сообщения о захватах христианской церковной собственности властями Турции, прогремевшие по всему миру, первоначально наотрез отрицались целым рядом государственных чиновников, в том числе главой Дирекции религиозных дел, который опроверг сообщения и назвал их ложью и «грязной пропагандой», которая, дескать, специально распространяется за рубежом с целью очернения властей Турции. Но мало-помалу правда стала выплывать наружу, и власти начали неохотно признавать факт широкомасштабных захватов. Наконец, в ноябре 2017 года заместитель премьер-министра Турции Хакан Чавушоглу (Hakan Çavuşoğlu) признал факт «ошибочного» отчуждения церковной собственности и пообещал, что все акты на право собственности будут возвращены законным владельцам.
К началу февраля в турецкой прессе появились сообщения о поправках к новому сводному законопроекту, поданному в парламент Турции, которые должны восстановить в правах сирийские христианские общины страны. Рассмотрев текст сводного законопроекта, юрист Фонда святого Гавриила Руди Шумер (Rudi Sümer) высказал мнение в своём интервью газете Hürriyet, что новые поправки помогут урегулировать судебные тяжбы по возврату церковной собственности в пользу законных владельцев. «После ввода этих поправок властям придётся вернуть порядка 30 церковных объектов, включая монастыри Мор Малке, Мор Якуб и Мор Димет, – отметил Шумер. – Эти три исторические святыни чрезвычайно важны для нас».
Европейский парламент 8 февраля посвятил захватам собственности Сирийской христианской Церкви специальную резолюцию по ситуации с правами человека в Турции. В этой резолюции он «решительно осудил конфискацию 50 арамейских [сирийских] храмов, монастырей и кладбищ в Мардине» и призвал Европейскую комиссию «незамедлительно поднять эти вопросы в диалоге с властями Турции».
Ползучие захваты церковной собственности фактически начались ещё в 2008 году, когда местные власти преобразовали город Мардин в столицу провинции, тут же принялись перекраивать границы, а заодно перерисовали исторические границы земель, принадлежащих древнему монастырю святого Гавриила. В результате этих перекроек власти отрезали большие наделы от монастырских земель и выдали распоряжения о разделе захваченных земель между окружающими сельскими общинами после их «отчуждения у организаций, чьи юридические права на земли истекли». «До 2000 года наши организации и общины, как ни странно, вообще фактически не имели коллективных прав на недвижимость, а потому наши храмы, монастыри и кладбища были официально зарегистрированы как собственность конкретных местных жителей» – пояснил Эргун в интервью газете Cumhuriyet.
Центр восточного монашества Тур Абдин (в переводе означает «Гора Поклонения») с западным форпостом в городе Мардин является древней малой родиной сирийских христиан, которые здесь всё ещё говорят на арамейском диалекте, очень близком к языку Иисуса, а многие здешние храмы и монастыри существуют на этих землях уже 17 веков. В этом регионе на сегодня осталось всего примерно 3 000 сирийских христиан и примерно 20 000 живёт в Стамбуле. Ещё несколько десятков тысяч христиан бежали в Европу за последние десятилетия в результате долгой гражданской войны между курдскими сепаратистами и турецкими войсками на юго-востоке страны.
Регион Тур Абдин издревле славен множеством святых подвижников и сохранил следы древнейшей христианской традиции. В древности в Тур Абдине существовали десятки, если не сотни монастырей, подвизалось множество отшельников, столпников и других подвижников. Ещё в начале XX века христианская община Тур Абдина оставалась весьма многочисленной. Однако в результате этнических чисток начала XX века, политики вытеснения христианского населения, а также постоянных стычек между турками и курдами, от которых больше всего, как правило, страдали христиане, уже к 80-м годам прошлого столетия христианское население региона оказалось на грани исчезновения. Сейчас ситуация здесь немногим лучше.