Посещение Святейшим Патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 года
Этот визит стал исторической гранью, отделившей эпоху прошлую — дореволюционную и постреволюционную — от настоящей. В том, уже далеком и достопамятном для нас 1945 году, когда наша Родина находилась на вершине величия и мирового признания, этот визит явился естественным следствием и видимым отражением духовного смысла пройденного Россией исторического пути. Культурно тяготея в своей истории и к Востоку и к Западу, Россия духовно жила восприятием библейского образа Святой Земли, раскрывая в евразийском масштабе — от Балтики до Великого океана — исторический смысл судьбы Богообетованной земли, имевшей в соприкосновении с Египтом и Вавилоном свой запад и свой восток.
В событиях мировой жизни, как и в человеческих судьбах, присутствует тайна, сокровенный смысл которой угадывается и оправдывается лишь в измерении вечности. Русские взошли на горные хребты Кавказа и Памира, чтобы с высоты исторического величия России обозреть земную родину Спасителя мира и вместе с тем явить гарантии духовной неприкосновенности этого исторического очага христианства. В миссии Святейшего Патриарха Алексия 1 Москва заявила о своем историческом праве на церковное присутствие в Святой Земле. Лично самому Святейшему Патриарху Алексию 1 как носителю, по выражению Синтагмы Матфея Властаря, живого и одушевленного образа Христа — Господь судил первому из Российских Первосвятителей поклониться от имени духовно окормляемого им русского народа Живоносному Гробу Господню и посетить драгоценные для русского религиозного чувства священные места Святого Града и Палестины.
Первое посещение Святейшим Патриархом Алексием I Святой Земли началось 28 мая 1945 года, в первые дни наступившего в Европе мира. Святейший Патриарх Алексий I, вступивший 4 февраля 1945 года на Московский Первосвятительский Престол, не мог не усматривать в посещении Святой Земли видимый знак благословения Божия на открывавшееся перед ним высокое и ответственное поприще Первосвятительского служения Церкви.
Визит Святейшего Патриарха Алексия I в Святую Землю в 1945 году носил официальный церковный характер и ставил вполне определенные цели: поклонение Святейшего Патриарха и членов русской делегации христианским святыням Иерусалима и Палестины, совместное богослужение Патриархов Иерусалимской и Русской Церквей, встречи с представителями Древних Восточных Церквей и других Православных Церквей, общение с русскими соотечественниками, которые жили в Палестине и оказались в условиях эмиграции в юрисдикции Заграничной Церкви.
Находящиеся в библиотеке Московской Духовной академии дневниковые записи Святейшего Патриарха Алексия I, сделанные им в мае 1945 года, к сожалению, прерываются записью от 9 мая 1945 года (там написано слово «Победа») и в дальнейшем ни слова не сообщают о личных впечатлениях Святейшего Патриарха ни во время посещения Святой Земли, ни после возвращения его на родину1.
Вылетев из Москвы ранним утром 28 мая 1945 года, Святейший Патриарх и его свита совершили перелет по маршруту Москва — Тегеран — Багдад - Дамаск, а оттуда на автомобилях через Бейрут прибыли в пределы Святой Земли.
В 15 километрах от Иерусалима Святейший Патриарх и его спутники были встречены наместником Иерусалимского Патриарха Тимофея архиепископом Афиногором, а в самом Иерусалиме - толпами восторженного народа и духовенством.
От Давидовых ворот Святейший Патриарх Алексий I в сопровождении духовенства и народа направился к храму Воскресения Христова, главной святыни всего христианского мира. На этом пути, у здания Иерусалимской Патриархии, высокого паломника из России встретил Блаженнейший Патриарх Тимофей. У входа в храм Воскресения Христова обоих Патриархов встретил сонм духовенства в праздничных светлых облачениях. В духовном трепете и со слезами на глазах Святейший Патриарх Алексий I поклонился Гробу Господню и другим святыням Иерусалимского храма. Блаженнейший Патриарх Тимофей обратился к Святейшему Патриарху Алексию I с приветственным словом, чествуя в его лице православную Москву с ее Кремлем и древними храмами. Он сказал: «Эту счастливую встречу двух Патриархов во всечестном храме Воскресения Христова принимаем как дар Божий. Это первый раз, когда Российский Патриарх приезжает как поклонник Живоносного Гроба Господня. За это от всего сердца мы благодарим Бога. И по случаю этого исторического дня да ниспошлем мы Наше Апостольское благословение всему Русскому благочестивому народу и великим его начальникам»2. В словах Блаженнейшего Патриарха Тимофея чувствуется глубокое уважение к России, которая на протяжении многих веков оставалась надеждой всего православного Востока и которая теперь, после победоносного окончания Великой Отечественной войны, находилась в зените, апогее своей славы.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I на встрече с представителями Молодежной христианской ассоциации Young Men’s Christian Association (Y.M.C.A.).
1945 г. Отель Y.M.C.A. в Иерусалиме
Фото из Библиотеки Конгресса США
Посещение Святейшим Патриархом Алексием I Святого Града Иерусалима явилось в подлинном смысле историческим событием. Никто из предшественников Святейшего Патриарха Алексия I на Московском Первосвятительском Престоле не имел этой благодатной возможности. Государи и Патриархи Московской Руси, оказывая материальную и духовную поддержку Святой Иерусалимской Церкви, не могли из-за политической обстановки в Палестине, находившейся под властью Османской империи, совершить поклонение святыням Святой Земли. После Первой мировой войны, в ходе которой силами России была сокрушена военная мощь Турции и после которой Палестина была объявлена мандатной территорией, оккупированной английскими войсками, политическая обстановка уже в самой России исключала всякую возможность постановки вопроса о посещении Святой Земли Святейшим Патриархом Тихоном и его преемниками, Местоблюстителями Патриаршего Престола.
И только теперь, после окончания Великой Отечественной войны, во время которой произошел радикальный перелом в церковно-государственных отношениях России, позволивший Русской Православной Церкви получить свое официальное признание, посещение Святой Земли Главой Русской Церкви стало не только возможным, но и желательным, поскольку церковное присутствие России в Палестине определялось новой парадигмой интересов державного государственного правительства.
На фоне происходившей реабилитации традиций русского дореволюционного прошлого, отношения к отечественной истории, литературе и искусству - такое событие, как паломническое путешествие Святейшего Патриарха всея Руси в Святой Град Иерусалим должно было восприниматься как явление вполне закономерное. Кроме того нужно отметить, что это была первая поездка русской церковной делегации за рубеж, и это обстоятельство означало, что длившееся четверть века пребывание Русской Церкви за железным занавесом оставалось теперь за порогом истории. Выезды высших иерархов Русской Церкви в зарубежные страны должны были продемонстрировать перед союзниками по Второй мировой войне и перед всем миром демократические права граждан и свободное положение Церкви в послевоенной России.
Следует, однако, во всех названных объективных предпосылках, определивших возможность посещения Святейшим Патриархом Алексием I Святой Земли, видеть прежде всего проявление всеблагой и всемудрой воли Божией, что, несомненно, не мог не сознавать и сам Святейший Патриарх Алексий I. В ответной речи на слова приветствия Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Тимофея Святейший Патриарх Алексий I говорил о том душевном трепете и благоговении, с которым он и его спутники вступили на Священную Землю, освященную Божественными стопами Спасителя мира. «В лице моего недостоинства, - говорил Патриарх, — вся Православная Русская Церковь склоняется к подножию Гроба Господня и молится о благословении Божием Русской Церкви и Русскому народу»3.
Святейший Патриарх Алексий I поблагодарил Блаженнейшего Иерусалимского Патриарха Тимофея за то радушие, с которым он встретил русскую церковную делегацию, и выразил молитвенное благопожелание о дальнейшем укреплении духовного единения между Иерусалимской и Русской Церквами.
Существенным вкладом и самой яркой манифестацией этого духовного единения между Церквами-Сестрами и послужило паломничество в Святую Землю Святейшего Патриарха Алексия I.
Фотографии Патриарха Алексия I из альбома "Первое в истории Русской Православной Церкви посещение Первосвятителем Святых мест Палестины и Египта. 27 мая – 26 июня, 1945".
Аукционный дом «Кабинетъ». Архив аукциона №19(64). Лот 406.
12 фотографий размером 13 х 9 см. Бумага, фотография. Редкость!
Фотографии наклеены на паспарту и помещены в старинный фотоальбом в переплете, обтянутом бархатом, с серебряной накладкой на верхней крышке, серебряными углами, застежкой и «ножками», с тройным золотым обрезом. Незначительные потертости переплета.
Последующие дни пребывания Святейшего Патриарха Алексия I во Святой Земле были наполнены посещением священных достопримечательностей Святого Града и его окрестностей. Святейший Патриарх совершал богослужения, принимал многочисленных посетителей. Настоятель Иерусалимского Крестного монастыря архимандрит Григорий так описал впечатления православных жителей Иерусалима от служения Главы Русской Церкви: «Когда Святейший Алексий служил у Гроба Господня - весь град потрясеся»4.
В своих выступлениях Святейший Патриарх Алексий I не раз высказывал свое благоговение по отношению к святыням Иерусалима и к Матери всех Церквей — Церкви Иерусалимской. Так, в храме Воскресения Христова он сказал: «Мы навсегда сохраним в своем сердце это благословение Матери всех Церквей. Это благословение мы понесем с собой на нашу родину, как благословение Церкви Иерусалимской нашей родной Русской Церкви и русскому народу. Мы веруем, что это единение в молитве между нашими Церквами будет служить источником благодатного утешения для вас и для нас. Оно послужит к еще большему укреплению связей между нашими Православными Церквами»5.
Известно, что Святейший Патриарх Алексий I воспринял благодать архиерейства от Антиохийского Патриарха Григория IV при рукоположении во епископа в 1913 году в Великом Новгороде, всегда благоговел перед Православным Востоком. В благословении и молитвах Восточных Патриархов он видел источник благословения Божия России в самые суровые и самые трудные для нее времена. В своей речи в Тронном зале Иерусалимской Патриархии Святейший Патриарх Алексий I сказал: «Мы веруем, что сильны молитвы Иерусалимской Церкви и ее Предстоятеля. И мы видим, что, как сказал Его Блаженство Патриарх, — Господь благословил исполнением ту молитву, которую возносили здесь в начале войны о России и о Российской Церкви Предстоятели Церквей Иерусалимской и Антиохийской. Я думаю, что та полная победа, которая дарована Богом нашим народам, есть также плод этой молитвы. Сегодня в этом святейшем месте молились мы, смиренные предстоятели Церквей Антиохийской, Иерусалимской и Российской. И я верю, что эта молитва принесет новое благословение и много счастья нашим Церквам и нашим народам»6.
6 июня 1945 года, покидая Святую Землю, Святейший Патриарх Алексий I при прощании с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Тимофеем сказал: «Я считаю для себя великим счастьем, что удостоился быть в Святом Граде Иерусалиме... <и> где бы я ни был, я всю свою жизнь буду вспоминать эти счастливые для меня дни пребывания в Святой Земле»7.
В тот же день русская церковная делегация прибыла в Каир. Святейшего Патриарха Алексия I приветствовал Александрийский Патриарх Христофор. В ответной речи Святейший Патриарх Алексий I заявил: «Я очень счастлив, что посетил Святой Град Иерусалим. Я также рад быть гостем среди вас, хранителей Православия на Востоке, который богат древними святынями. Русский народ любит и уважает эти святые места»8.
Восторженный прием был оказан Святейшему Патриарху Алексию I в Александрии. «Александрийцы у здания колледжа с криками: Да здравствует Патриарх Алексий! Да здравствует Россия! — приветствовали Патриарха Алексия I»9.
Оценивая визит русской церковной делегации в Египет, атташе Советской миссии в Египте И. Бурцев писал: «Путешествие делегации Русской Православной Церкви по Египту имеет огромное историческое значение. Католицизм скомпрометировал себя в связях с фашизмом в только что пережитой войне. Он продолжает теперь поддерживать темные силы реакции, мешает народам установить прочный мир и добрые взаимоотношения между народами. Народы Среднего Востока все больше убеждаются в том, что Православие — это одна из передовых и прогрессивных религий, которая ближе стоит к народу и понимает задачи переживаемого момента...Они убедились, что Патриарх Московский, русские митрополиты и священники стоят гораздо выше священников других стран по знанию своего дела, благородству и культуре»10.
Посещение Главой Русской Церкви Святой Земли всколыхнуло патриотические чувства русских людей в Палестине, давно потерявших связь с родиной. Их встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I явились нравственной предпосылкой скорого возвращения Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в лоно Святой Матери-Церкви, под отеческий омофор Патриархов Московских и всея Руси.
_______________
Примечания
1 Этого нельзя сказать о втором путешествии. В дневниковых записях Святейшего Патриарха Алексия I за ноябрь 1960 года такие отметки сделаны.
«Ноябрь 1960, 17-го. Четверг. Все эти дни занимался с Казем-Беком переводами моих предполагаемых речей в Александрии, Антиохии и Иерусалиме.
22-го. Вторник. От Министерства иностранных дел — Герасимов сделал нам, отъезжающим на Восток, доклад об общем положении, об общем политическом положении в Египте, Ливане и Пакистане.
23-е. Среда. Владимир Алексеевич Куроедов и Макарцев — по вопросам, связанным с нашим путешествием на Восток.
24-е. Четверг. Посол Ливана. От ТАСС - Анна Михайловна.
Вчера были Абрамов и Кузнецов, включенные в нашу делегацию.
Сегодня я приобщался Святых Тайн за Литургией, совершенной в Крестовой церкви отцом Алексием». (Имеется в виду - отцом Алексием Остаповым. - А. П.)
2 Зернов М., священник. Историческое путешествие: Приложения: Речь Патриарха Иерусалимского Тимофея / / ЖМП. 1945. № 8. С. 25.
3 Ответная речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Иерусалимскому Тимофею / / Там же.
4 Елховский В., протоиерей. День Ангела Святейшего Патриарха Алексия в Иерусалиме / /ЖМП. 1949. № 4. С. 6.
5 Зернов М., священник. Указ. соч. / / ЖМП. 1945. № 8. С. 26.
6 Там же.
7 Там же.
8 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1, № 64. С. 246.
9 Там же. С. 257.
10 Там же. С. 266.
Архимандрит Платон (Игумнов),
профессор Московской Духовной академии
Богословские труды №35 1999 г., С.59-63