Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня
Вселенную и исполнение ея Ты основал eси.
Север и море Ты создал eси:
Фавор и Ермон.
Твоя мышца с силою
да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.
Блажени людие ведущии воскликновение
Господи, во свете лица Твоего пойдут,
И о имени Твоем возрадуются.
Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на «гору высокую», чтобы помолиться. И вдруг «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи.
Святая гора Фавор
Окрестности горы Фавор
Величественная высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место, всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей.
Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. Книга Судей повествует о пророчице Деворе, стоявшей во главе израильтян/1/: «пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, … на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израелевы на суд». (Суд. 4:4). Женщины начинают играть решающую роль в племенном объединении израильтян, начиная с периода сестры Моисея Мариам и до Саломеи Александры, возглавлявшей Хасмонейское царство в последние годы его расцвета/2/. Девора, вдохновленная Богом, борец за свободу, призвала к себе Варака – выдающегося военачальника из удела колена Неффалима и сказала ему: "Повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы и многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои". (Суд. 4:6-7)
Современное бедуинское селение Дебурия у подножия горы Фавор
На сегодняшний память пророчицы Деворы сохранилась в названии бедуинского села, расположенного у подножья горы Фавор. Село имеет название Дебурия в память о библейской битве и ее вдохновительнице/5/.
Гора Фавор связана с еще одной битвой израильтян, только уже с римлянами. Войско Александра — сына Аристобула терпит у горы Фавор тяжелое поражение римлянам в 53 году до н.э. при императоре Помпее. В этом сражении погибает более 10 тысяч иудеев/6/. У древнего историка Иосифа Флавия/7/ гора Фавор называется Итавирион/8/.
При Иосифе Флавии — командующем северным округом армии иудейских повстанцев в 67 году н.э.- часть из них закрепляется в гарнизоне на горе Фавор, держа там оборону до полного истощения запасов продовольствия и воды. Флавий в своей знаменитой книге „Иудейская война“ так описывает это событие:
Руины древних построек на горе Фавор
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о „горе высокой“/10/.
повторяет Аркульфа и упоминает о „большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной“/20/.
Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин/29/ в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году/30/. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. Анонимный греческий паломник 1253–54 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет»/31/. О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах он хранит полное молчание/32/.
С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение/33/.
В 1799 году святую гору снова огласили звуки войны. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору/35/.
Андрей Николаевич Муравьев
Другой русский паломник Андрей Николаевич Муравьев/36/, посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание от посещения горы Фавор:
Через пять лет после А. Муравьева в 1835 г. святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель — Авраам Сергеевич Норов/38/, который вспоминал, что „остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня“/39/.
В 1840-м году афонский постриженик инок Парфений, посещая гору Фавор, вспоминал, как там происходило богослужение:
Такая ситуация продолжала оставаться все 50-е годы XIX века, и по этому поводу так писалось в русской печати того времени: „на Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами“/41/.
Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры в обществе. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский):
Гора Фавор. 1851 г.
С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем странствуя по Галилее решил поселиться вместе с сиротой — выходцем из своей родной деревни иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей/43/. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной/44/.
Гора Фавор. Фото 1877 г.
Дорога, ведущая к греческому православному женскому монастырю Преображения,
выросшему вокруг храма, построенного арх. Иринархом
Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 25 декабря 1859 года. Дело продолжил его верный ученик — иеродиакон Нестор, получивший от старца завещание довести все постройки до конца. Русский паломник В. Каминский, посетивший гору Фавор в апреле 1862 года за несколько месяцев до освящения храма, описывает, как выглядел тогда храм.
6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским. До этого патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей. Это распоряжение патриарха, потревожившее прах всеми глубокочтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман бедуинов/47/.
Русская плащаница — дар паломников из России
Икона Преображения, пожертвованная председателем ИППО
великим князем Сергием Александровичем
Новые пожертвования со стороны России были использованы для внутренней отделки храма. Благодаря указаниям и просьбам нового начальника русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, бывший посол русский в Константинополе граф Н. П. Игнатьев в 1869 году выхлопотал у русского правительства для Фаворской обители 2.000 рублей/48/.
Центральный придел во имя Преображения Господня
Верхняя часть
Центральный придел во имя Преображения
Иконостас
Левый придел свв. Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского |
Правый придел св.пророков Илии и Моисея
|
Мемориальная памятная мраморная доска архимандриту Иринарху. Расположена в приделе пророков Моисея и Илии |
Чудотворная акафистная икона Божией Матери, |
Следы древних сооружений сохранились в алтарных абсидах храма. Храм трехпрестольный: центральный — посвящен Преображению Господню, правый — пророкам Моисею и Илии, левый — Георгию Победоносцу и Дмитрию Солунскому. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре — образ Преображения — дар великого Князя Сергия Александровича — председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Первоначальное место погребения старца Иринарха отмечено мемориальной мраморной доской справа от алтаря придела пророков Моисея и Илии.
Колокольня, построенная на пожертвование русской благодетельницы Ольги Кокиной
Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Воздвигнута она на пожертвования русской благодетельницы Ольги Кокиной/49/. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень. Греческий монастырь давал убежище до 400-м русским паломникам, для чего позади храма построены сводчатые залы/50/. Из храмовых святынь на сегодняшний день особо почитается акафистная икона Божией Матери, находящаяся слева по входу в храм. Рядом с храмом находится пещера Мелхиседека, в окрестностях которой согласно преданию, Мелхиседек встретил праотца Авраама с хлебом и вином/51/.
Несколько позднее, чем было осуществлено православное строительство на горе Фавор, католические монахи-францисканцы начали работы на другой стороне горы Фавор по восстановлению руин, оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы очень скромной/52/. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. „Она небольшая и имеет вид часовни, — пишет О. Александр.— Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней“/53/.
Древние сооружения, найденные в результате археологических раскопок
в католическом монастыре на горе Фавор
В 1913 году известный русский церковный историк и ученый секретарь Императорского Православного Палестинского Общества А. А. Дмитриевский писал:
Католическая базилика Преображения Господня на горе Фавор,
построенная итальянскими братьями архитекторами Антонио и Джудио Барлуцци в 1919–24 годах
Интерьер католической базилики Преображения Господня на горе Фавор
В 1919–24 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения. В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом:
__________________
Примечания
/1/. Хаим Герцог, Мордехай Гишон. „Библейские сражения“. Москва. Изд-во „Астрель“. Стр. 65
/2/. Там же.
/3/. Владимир Цывкин. „По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история“. Иерусалим. Стр.218
/4/. Хаим Герцог, Мордехай Гишон. „Библейские сражения“. Москва. Изд-во „Астрель“. Стр. 66
/5/. Там же.
/6/. Иосиф Флавий. „Иудейская война“. Изд. „Фолио“. Харьков. Книга первая. Глава восьмая. Стр.36
/7/. Иосиф Флавий. (Josephus Flavius) Йосеф бен Матитьяху (ок. 37 – ок. 100), еврейский историк и военачальник. Иосиф происходил из знатной семьи священнослужителей, в возрасте 19 лет присоединился к фарисеям и стал влиятельным человеком в Иудее. Около 64 побывал в Риме, желая добиться от Нерона освобождения нескольких знатных евреев. Мощь и культурное превосходство римлян произвели огромное впечатление на Иосифа. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления, и, не испытывая энтузиазма, был вынужден к ним присоединиться. Иосифу была поручена оборона Галилеи, т. е. северной части Палестины, однако его действия были малоуспешными, и, выдержав 47-дневную осаду в городе Иотапате, он в 67 попал в плен к будущему императору Веспасиану. Чтобы спасти себе жизнь и помочь соотечественникам после их неизбежного поражения, Иосиф предложил свои услуги Веспасиану и до конца войны был переводчиком у него и Тита, а также посредником между римлянами и евреями. После падения Иерусалима в 70 Иосиф отправился в Рим, где получил римское гражданство и пенсион. Иосиф известен дошедшими до нас на греческом языке трудами – Иудейская война (о восстании 66–70) и Иудейские древности (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Как и трактат Против Апиона, они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа. (Энциклопедия „Кругосвет“)
/8/. Там же стр. 36, стр. 261.
/9/. Там же. Книга четвертая. Глава первая. Стр. 261
/10/. Евангелие от Матфея (16, 21-28), Евангелие от Марка (8, 31-39).
/11/. Евангелие от Луки (9, 22-27).
/12/. А.А. Дмитриевский. „Праздник Преображения на горе Фавор“. 1913 год. Издание Императорского Православного Палестинского Общества.
/13/. Евангелие от Луки (9, 32).
/14/. Tobler et Molinier. Itinera Hierosolymitana t. l, pag. 94. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/15/. А.А. Дмитриевский. „Праздник Преображения на горе Фавор“. 1913 год. Издание Императорского Православного Палестинского Общества.
/16/. Евангелие от Луки (9, 39)
/17/. Архимандрит Августин (Никитин). „Русские паломники у католических святынь“. Фавор. Храм Преображения.
/18/. Владимир Цывкин. „По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история “. Иерусалим. Стр.220
/19/. Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis), 674–735, церковный историк, монах, автор „Historia ecclestastica gentis Anglorum“, единственного источника древнейшей истории Англии до 731 (изд. Holder, 1890, и Plummer, 1816). (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
/20/. Ibid pag. 230. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/21/. Ibid pag. 260. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/22/. Это определение вполне отвечает нынешнему положению греческаго храма во имя Преображения Господня. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/23/. Православный Палестинский Сборник III и IX вв. стр. 111—115 Спб. 1885. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/24/. Танкред († 1112) — племянник Боэмунда Тарентского, один из героев первого крестового похода. Когда в Южной Италии образовалось крестоносное ополчение, Т. примкнул к нему. Его неукротимая натура обнаружилась во время переговоров с Алексеем Комненом в 1096 г., когда вожди крестоносцев принуждены были присягнуть в вассальной верности царю: чтобы избавиться от этого позора, Т. переплыл на Азиатский берег. Только после сдачи Никеи грекам (1097), когда крестоносцы возобновили свою присягу, Т., не без бурного сопротивления, согласился признать себя вассалом царя. Поход от Никеи до Иepycaлима сопровождался рядом рыцарских подвигов Т., который вместе с Боэмундом и Робертом почти всегда был впереди. На границах Киликии Т. и Балдуин Фландрский были отряжены для завоевания областей, где жили армянские и туземные христиане, жаждавшие избавления от турецкого ига. Завоевание Киликии пошло быстро, но оба вождя так перессорились при взятии Тарса и Мамистры, как, подобно другим предводителям крестоносцев, мечтали об основании княжеств на Востоке. Осада Антиохии (1097-1098) дала Т. возможность стать героем романтических приключений, воспетых у Тасса. Из развалин монастыря он совершал со своим отрядом изумительные наезды, о которых сложились легенды. Во время штурма Иерусалима Т. сделал пролом в стене и вместе с Робертом Нормандским ворвался в город в числе первых. После Аскалонской битвы (19 авг. 1099 г.) многие крестоносцы вернулись на родину, но Т. остался в Св. Земле, основав в Тивериаде княжество, которое стремился расширить на счет эмира дамасского и арабов. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
/25/. Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/26/. Зевульф (англ. Saewulf) — англосаксонец, сочинение которого о путешествии в Святую Землю, представляющее весьма важный исторический источник, сохранилось в единственной рукописи XII века в библиотеке колледжа Corpus Christi Кембриджского университета. Он путешествовал в 1102—1103. Русский перевод его путешествия сделан П. Безобразовым („Сборник Православной Палестинской общины“ т. III, вып. 3); в предисловии переводчика указаны заграничные издания и литература. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
/27/. Православный Палестинский сборник 1885 г. „Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102–1103 гг.“
/28/. Православный Палестинский Сборник в. XXIII (т. VIII, в. II) стр. 8—9, 37—38. Спб. 1889. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/29/. Салах-ад-Дин, Саладин, Юсуф ибн Айюб (1138 — 4.3.1193, Дамаск), правитель Египта с 1171, основатель династии Айюбидов. Курд по происхождению. Сын Айюба ибн Шади — одного из военачальников сирийского султана Нур-ад-дина, успешно боровшегося с крестоносцами. В 1164–69 участвовал в военных походах на Египет. В 1169 был назначен везиром Египта, а в 1171, после смерти последнего халифа династии Фатимидов, захватил власть в Египте и провозгласил сюзеренитет Аббасидов, получив от них в 1174 титул султана. После смерти Нур-ад-дина в 1174–86 подчинил его сирийские владения и некоторые владения мелких иракских правителей. 3–4 июля 1187 войско С. разгромило крестоносцев под Хиттином (Палестина), 2 октября 1187 взяло Иерусалим, затем изгнало крестоносцев из большей частью Сирии и Палестины. Внутренняя политика С. характеризовалась развитием военно-ленной системы, некоторым снижением налогов, укреплением суннитской ортодоксии. (БСЭ).
/30/.Владимир Цывкин. „По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история“. Иерусалим. Стр.220
/31/.Православный Палестинский Сборник т. XIV, в. 1, стр. 2, 11, Спб. 1895 г.
/32/.Указанное произведение А. А. Дмитриевского.
/33/.Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/34/.Странствования Василия Григоровича Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. П. СПб., 1886, с. 148
/35/.Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/36/.Муравьев Андрей Николаевич — писатель (1806 — 1874), брат М.-Виленского. Состоял на военной службе; затем был чиновником за обер-прокурорским столом при Святейшем Синоде, членом присутствия в азиатском департаменте. Сочинения М. были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. М. исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития, чего до тех пор частным лицам не дозволялось, и тем дал возможность появиться в свет более совершенному труду преосвященного Филарета. М. имел большое влияние на наше духовенство, так как считался другом московского митрополита Филарета. Главные труды: „Письма о богослужении Вост. кафол. церкви“»(1836; 11 изданий, переведены на все почти европейские языки), «История российской церкви» (1838; 4-е изд. 1844; переведено на языки: английский, немецкий, греческий; М. первый воспользовался здесь запечатанным дотоле делом Никона и открыл его для других исследователей), «Сношения России с Востоком по делам церковным»" (1858 — 60), «Путешествие по св. местам русским» (1836 и позже), «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1855 — 58; 2-е изд. 1859 — 68), «Путешествие по святым местам в 1830 году» (ib., 1832 и позже); «Первые 4 века христианства» (Санкт-Петербург, 1840; 3-е изд. 1866), «Правда вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (Санкт-Петербург, 1841 и 1849; есть греческий перевод), «Письма с Востока в 1849 — 50 годах» (Санкт-Петербург, 1851), «Слово кафол. православия Римскому католичеству» (М., 1852 и 1853; перевод на языки греческий, французский, польский), «Раскол, обличаемый своею историей» (Санкт-Петербург, 1854), «Question religieuse d'Orient et d'Occident» (три серии, М., 1856, Санкт-Петербург, 1858 — 59). Из трагедий его напечатана лишь одна: «Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Палестине» (в 1832 году шла без успеха на александринской сцене). Воспоминания М. напечатаны в «Русском Обозрении» (1895, № 5).— Ср. воспоминания С. Сулимы и Н. Путяты в «Русском Архиве» (1876, № 7); Казанского в «Душеполезном Чтении» (1877, книга III); Н. Лесков «Синодальные персоны» («Исторический Вестник», 1882 год, № 11).
/37/.(Путешествие ко Св. Местам в 1830 г.). Цит. по Спутник паломника по Святым местам епископа Мефодия Кульмана. Из книги «Святая Земля». Париж 1961 г.
/38/.Норов Авраам Сергеевич — государственный деятель и писатель (1795 — 1869). Учился в благородном пансионе при Московском университете; участвуя юнкером в Отечественной войне, при Бородине был ранен в ногу, которую пришлось отнять. В 1850 — 1854 годы был товарищем министра, в 1854 — 58 годы — министром народного просвещения. При нем комплект студентов в университетах был расширен, установлена командировка магистров, по избранию университетов, за границу, расширена программа преподавания по древним языкам. До известной степени Норов старался облегчить положение печати; ходатайствовал о дозволении печати заниматься осуждением проектировавшейся в то время судебной реформы, против чего восставал министр юстиции граф В. Н. Панин. Современники Норова рисуют его человеком добрым, отзывчивым, проникнутым хорошими стремлениями, но бесхарактерным, вследствие чего важнейшие вопросы воспитания и образования оставались в пренебрежении. Норов много писал в стихах и в прозе. Особенно известны его «Путешествия» по Сицилии, святым местам, Египту и Нубии (Санкт-Петербург, 1854). Кроме четырех новых языков, он владел языками классическими и древнееврейским. Был членом Академии Наук. (Русский биографический словарь)
/39/.Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. Ч. 1–2. Изд. 3-е. СПб., 1854, с. 208. Цит. по Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/40/. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле постриженика святыя Афонския горы инока Парфения. М., 1856, с. 93 Цит. по Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/41/. Мансуров Б. П. Странствование в Палестину. Б. (м,б) г., с. 138 Цит. по Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/42/. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. T. I. СПб., 1894, с. 531. Цит. по Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/43/. Указанное произведение А. А. Дмитриевского.
/44/. Там же.
/45/. Дело Палест. Комит. № 15 (бывшаго Азиатск. Департ. № 926) л. 3 об.—1. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/46/. 2 ч. Воспоминаний «за годы с 1 июля 1861 по 17 апреля 1864 г.» В. Каминскаго рукопись Библиотеки Императорского Православного Палестинского Общества. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/47/. Дело Пал. Комитета № 15 (Аз. Ден. № 926) л. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.
/48/. А. Дмитриевский, «Граф Н. П. Игнатьев, как церковно-политический деятель на православном Востоке», Спб. 1909 г. стр. 28.
/49/. Н. Н. Лисовой. «Свидетельства Бога на земле. Фавор – гора Преображения». М. Издание РПЦ. Стр.99
/50/. Спутник паломника по Святым местам епископа Мефодия Кульмана. Из книги «Святая Земля». Париж 1961 г.
/51/. Бытие (14:18)
/52/. Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч.
/53/. Анисимов А., свящ. Путевые записки русского пастыря о священном Востоке. Изд. 2-е. СПб.,1889, с. 320–321. Цит. по Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.
/54/. Якубович А. И. Прогулки по Палестине.
/55/. Дмитриевский А. А. Праздник Преображения на Фаворе. СПб.,1913, с. 27.
/56/. Спутник паломника по Святым местам епископа Мефодия Кульмана. Из книги «Святая Земля». Париж 1961 г.