Члены ИППО приняли участие в спецрепортаже телеканала Кубань-24 о Русской Палестине
«Библейское место — Каранталь. Одна из самых высоких гор на Святой земле. Небо здесь так близко, что можно дотянуться рукой», — говорит корреспондент «Кубань 24» Алла Григоренко.
По преданию, Иисус Христос, искушаемый дьяволом, молился здесь 40 дней и ночей, после отправился в сторону Галилейского моря творить чудеса. Прошло почти два тысячелетия, каждый православный паломник стремится попасть сюда, чтобы пройти по стопам Спасителя. Библейскую землю называют пятым Евангелием. В Израиле немало мест, которые по праву считаются русскими, но утраченными, кажется, безвозвратно.
Герой проекта «Путь Христа» Александр Вепринцев в священном Иерусалиме ищет вдохновения, чтобы написать главную икону своей жизни. Местный гид Бени Нудельман открыл ему еще один Иерусалим — русский.
Русское подворье, на иврите «Миграш ха-Русим», находится в самом центре Иерусалима, в 20 минутах от главной святыни — храма Гроба Господня. На 68 га — обветшавшие архитектурные памятники культуры, полицейские кабриолеты и колючая проволока. О том, что это и есть кусочек России на Святой земле, говорят лишь вывески на фасаде с эмблемой православного палестинского общества и величавый собор с куполами.
«Паломники могут сегодня только разводить руками. Земли, которая принадлежала России, Русской Духовной Миссии, сегодня осталось около 40%, Советская Россия не понимала, какое богатство хранится на этой земле», — рассказывает экскурсовод.
В начале XIX века на Ближнем Востоке был расцвет русского паломничества. Путь к святыням у богомольцев не из легких, да и в самой Палестине небезопасно: чужой язык, отсутствие мест для ночлега, грабежи и убийства. Чтобы пилигримы чувствовали себя на библейской земле как дома, в 1847 году здесь образуется Русская Духовная Миссия, а затем Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО).
«На деньги, которые жертвовала русская аристократия, царская семья, сам царь жертвовал очень большие деньги, купили очень большой участок земли в Иерусалиме вне стен старого города», — говорит диакон Роман Гультяев.
В 1860 году за стенами старого города стал строиться новый — с монастырями, больницей, гостиницей, трапезной и баней. Первым появилось здание Русской Духовной Миссии с домовым храмом, чуть позже — Елизаветинское, Николаевское и Мариинское подворья. Сергиевское, для ночлега привилегированных особ, построили в 1889-м. Здание с угловой башней в виде ладьи освещал лично архимандрит Антонин (Капустин).
«Антонин (Капустин) был начальником Русской Духовной Миссии с 60-х до 1894 года. И нет человека, который бы сделал для Русской Палестины больше, чем отец Антонин», — отмечает начальник Русской Духовной Миссии Русской Православной Церкви Заграницей архимандрит Роман Красковский.
Выпускник Киевской духовной академии фактически в одиночку построил Русскую Палестину. Рискуя жизнью, отец Антонин (Капустин) через подставных лиц приобретал десятки гектаров земли в самых сокровенных христианских местах.
«Если мы с вами соберем ту недвижимость, которая была приобретена за XIX век, общая площадь составляет 2 млн кв. м. Безусловно, это очень мощная инфраструктура, которую сегодня исследователи называют одним общим названием — Русская Палестина», — рассказывает диакон Роман Гультяев.
Вершина Елеонской горы, территория русского женского монастыря. Антонин (Капустин) приобрел этот участок земли 135 лет назад. Главные святыни здесь — Свято-Спасский собор и знаменитая Русская Свеча, самая высокая колокольня в Иерусалиме, ее высота — 64 м. Пятое Евангелие, говорит монах Поликарп, здесь как на ладони. В ясную погоду отчетливо видны Мертвое и Средиземное моря.
Горненский монастырь в Эйн-Кареме — еще один райский уголок православной обители и одно из самых любимых подворий Антонина (Капустина). До рождества Христова в этом месте стоял дом родителей Иоанна Крестителя, три месяца здесь жила Пресвятая Богородица. Монахини до сих соблюдают законы XIX века. Паломникам из России всегда обеспечены приют и поддержка.
«Есть такое чувство у человека, очень ценное и важное — чувство Родины. У каждого родина, наверное, там, где он родился. Святая земля — это вторая родина», — делится паломница из Смоленска Дина Довгань.
«Такое чувство эйфории есть, и ощущение, что оно настоящее», — говорит паломница из Мурманска Елена Ефименко.
«Такое место не хочется покидать никогда», — признается паломник из станицы Старокорсунской Александр Вепринцев.
Русские колокола радостно звучат по округе. А в 1917 году их звон был почти не слышен. После Октябрьской революции паломничество из России на Святую землю прекратилось.
«Дух Русской Палестины был уничтожен, потому что было прекращено паломничество на Святую землю, и связь России со Святой землей прервалась. Русская Палестина как бы тлела, она сохранялась только горстками людей, которые здесь, несмотря ни на что, остались жить», — рассказывает диакон Гультяев.
Елизаветинское, Сергиевское, Мариинское, Николаевское — опустевшие и заброшенные тогда иерусалимские подворья захватил пришедший на смену Османской империи Британский мандат. Там, где молились и пели во славу «Боже, царя храни» русские люди, поселился английский суд, возникла полиция и тюрьма.
Новое государство пересмотрело британскую политику в отношении русской церковной собственности. Израиль признал СССР единственным наследником земель императорской России и предложил Хрущеву продать имущество.
Сделка о продаже русских земель была заключена в 1964 году, за неделю до отставки Хрущева. Из 70 объектов недвижимости Израиль получил 22 лучших участка в Хайфе, Аффуле, Кафр-Кане, Назарете. В русском подворье русскими остались лишь Свято-Троицкий собор и первый этаж здания Духовной Миссии.
«Израильская сторона не хотела давать нужную сумму, которую мы просили. Посол Советского Союза, который тогда был в Израиле, просто вычеркнул из продаваемого имущества Русской Духовной Миссии Свято-Троицкий собор», — сообщает и.о. начальника Русской духовной Миссии игумен Феофан, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества.
Советский Союз просил за святыни 7,5 млн долларов, но получил 4,5 млн — шерстяной пряжей, трикотажем и двумя баржами апельсинов. Большая часть цитрусовых так и не попала на советский прилавок — сгнила.
Первая попытка оспорить незаконность «апельсиновой» сделки была предпринята в 1972 году. Представитель Русской церкви за границей Антоний Граббе выиграл дело, а 7 млн. долларов присвоил себе.
Сегодня на Святую землю приезжают тысячи русских паломников. Вопрос о возвращении разбазаренной русской собственности вновь актуален.
«Такое выкупать надо обратно. Согласится ли Израиль, во-первых, продать это все, а во-вторых, найдутся ли такие деньги. Два таких практических неразрешимых вопроса», — объясняет игумен Феофан.
В 2008 году удалось вернуть Сергиевское подворье. Это пока единственная победа. Отцу Феофану удалось получить разрешение от местных властей на строительство ограды вокруг Свято-Троицкого собора. Переговоры длились несколько лет. Ближайшее соседство с полицией и тюрьмой, говорит священник, мешает монастырскому укладу жизни.
Считается, что молитва, обращенная к Богу на Святой земле, — самая сильная, поэтому священнослужители просят паломников поставить свечку и помолиться за то, чтобы Русский Иерусалим когда-нибудь восстановился в своем первозданном виде.