Доклад руководителя Кипрского отделения ИППО, прозвучавший в рамках презентации книги «Путешествие игумена Даниила по Святой земле»
Представляем Вашему вниманию доклад редактора и издателя, руководителя Кипрского отделения ИППО, академика РАЕН Леонида Буланова:
«Книга «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле» является памятником древнерусской литературы начала 12 века, за основу редакторского текста была взята книга 1864 года «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле» под редакцией А.С. Норова. Книга была предоставлена научной библиотекой А.И. Герцена города Киров. Книга была полностью изменена по схеме современного издания 2023 г., и издана под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества.
Издана в год педагога и наставника объявленным Указом Президента В.В. Путиным и в год памяти В.Н. Хитрово объявленный в Императорском Православном Палестинском Обществе.
Редакционный совет книги «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле» возглавляет Председатель ИППО Сергей Степашин, в совет входят более десяти человек, это известные ученые, политические и общественные деятели. Вступительное слово к книге написал Председатель ИППО Сергей Степашин, действительный член ИППО Валерий Коликов и председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов.
Читая вступительное слово книги, читатель может понять, о чем произведение, как с ним обращаться, чему оно может научить и что можно узнать в нем.
Произведение сложное, но при этом читается с большим интересом и увлечением. Какова же особенность книги «Путешествие игумена Даниила по Святой земле»: книга читается, как хронотопное произведение, то есть мы вместе игуменом Даниилом переносимся в 1113 и 1115 год и проходим от Царьграда, по островам Эгейского моря, Средиземного моря, попадаем на остров Святых Кипр, а далее в Яффу и Иерусалим. Не теряется ощущение, когда читаешь эту книгу, что мы путешествуем с игуменом Даниилом, внимательно вникаем в святые земли, и молимся с ним в церквях и монастырях.
Редактор книги Леонид Буланов наполнил современный текст 2023 года, картами, цветными фотографиями святых мест, таких как церковь святого Лазаря на Кипре, монастырь Ставровуни, монастырь святой Феклы и монастырь Махерас. Святой земли даны фотографии; Храма Гроба Господня, Сионской Горы, старого города Иерусалима, Елеонской Горы, Храма Рождества Христова в Вифлееме, горы Фавор, место Крещения Господня- Вифавары. Надо отдельно отметить, что все фотографии были сделаны лично председателем Кипрского отделения ИППО Леонидом Булановым и секретарем отделения Нелей Плешаковой.
Не стоит пересказывать весь редакторский текст, но члены Императорского Православного Палестинского Общества и читатели могут открыть много нового и загадочного для себя так например; игумен Даниил описывает схождение Благодатного Огня на Пасху в Храме Гроба Господня, из его описания мы узнаем что, Иерусалимский Патриарх не заходил в Кувуклию, а молился рядом с ней, и Благодатный огонь сходил и зажигал свечи молившихся в Храме Гроба Господня. Мы узнаем о том, что во времена игумена Даниила на горе Фавор, был источник воды, который бил из-под камня, мы узнаем о том, что в Иерихоне от дерева Закхея остался один лишь пенек. Сейчас благодаря стараниям Императорского Православного Палестинского Общества, дерево Закхея восстановлено и благополучно растет.
Не надо забывать о том, что игумен Даниил пришедший из русской земли, попал на святую землю во времена кровопролитных боев крестоносцев направленные на освобождение святынь христианства.
Благодаря научным изысканиям Кипрского отделения ИППО в конце современного текста (2023 г.) были написаны комментарии, даны современные и старинные карты острова Кипр, современного и старого Иерусалима и Палестины. В архивах Ближнего Востока члены Кипрского отделения ИППО, нашли старинные фотографии и рисунки, которыми наглядно сопроводили комментарии так например; Леонидом Булановым и Нелей Плешаковой было найдено описание Кувуклии Гроба Господня: «Перед входом в Кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад - вне и внутри Кувуклии. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Перед иконой Воскресения (она расположена над входом в кувуклию) висит лампада императора Николая II в память о Великом Князе Сергее Александровиче, Первом Председателе Императорского Православного Палестинского Общества /1882-1905 г.г./» и еще описание реликвии Базилики Рождества Христова в Вифлееме: «Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы, второго Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Святой образ русского письма, Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которой Пресвятая Дева улыбается». Еще одно научное изыскание, относящееся к открытию архимандрита Антонина (Капустина) Мамврийского дуба. Он исследовал окрестности Хеврона, сверял свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. В 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастал Мамврийский дуб. Место стало привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской церкви расширялась. В начале XX века здесь был построен храм в честь святых Праотцев и основан монастырь Святой Троицы.
В начале XX века Филипп Луганский как благословение Святой земли привёз в Россию из паломнической поездки веточку Мамврийского дуба, посадил веточку. Вскоре из веточки вырос молодой дуб, а у корней забил источник, названный в честь Параскевы Пятницы.
Государственного деятеля, ученного, писателя А.С. Норова направил в Святую землю Император Александр II, меня Леонида Буланова в 2009 году общее собрание Императорского Православного Палестинского Общества направило для открытия отделения ИППО и изучения святых земель. Один из итогов этой деятельности вышедшая книга в 2023 году «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле»
Теперь мы переходим ко второй части книги оригинального текста А.С. Норова 1864 года.
Вторая часть начинается с титульного листа книги, на которой оригинальным текстом того времени написано «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле» в начале XII-го века (1113-1115 г.), издано археографическою коммиссиею под редакцией А.С. Норова с его критическими замечаниями (с приложением карты Палестины, плана Иерусалима и снимками с рукописей) С-Петербург 1864 г.
Текст А.С. Норова снабжен старинными картами Палестины, Кипра, Иерусалима. В нынешнем издании 2023 года в тексте стоят фото 19 и начала 20 века предоставленные директором музея истории Императорского Православного Палестинского Общества Григорием Маневичем, что разумно вписывается в текст того времени.
Комментарии А.С. Норова в некоторых случаях потеряли свою актуальность, за счет потери археологических строений, изменение географических путей и ландшафтов, поэтому редактором Леонидом Булановым издания 2023 года книги «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле», даны некоторые комментарии А.С. Норова, с изменениями и новыми формулировками так например, остров Крит характеризуется в нынешней трактовке, как материковое поселение в Антиохийской земле. Из комментариев А.С. Норова взяты основные упоминания мест в святой земле, такие как Вифлеем, Иерусалим, Яффа, город Аскалон, острова Мраморного и Эгейского моря, которые уже изменили свои названия с греческих на турецкие. Не мало важно упоминание А.С. Норовым летописей и переписанных рукописей игумена Даниила, отрывки из этих рукописей он дает в своей книге. Такое тщательное изучение А.С. Норовым работы игумена Даниила, говорит и о большой точности путешественника и паломника начала 12 века игумена Даниила, мы еще раз убеждаемся в том, что спустя 910 лет игумен Даниил описывал святые земли с большой точностью, прозорливостью кратко и ясно. Огромнейшую работу провел А.С. Норов по книге игумена Даниила, он не только изучал это теоретически, но и практически, ездил по святым землям, вникая во все подробности не только духовной жизни, но и исторического, археологического, архитектурного, территориального и географического расположения святынь Ближнего Востока.
Работа А.С. Норова поражает своей объемностью пониманием происходящего, с отображением религиозной реальности того времени.
В конце книги редактор Леонид Буланов дает краткий словарь иностранных слов, употребляемых в тексте: Монах, игумен, апостол, Лавра, фимиам, еретик, епископ, что подтверждает, то что эти слова настолько влились в нашу жизнь, что мы даже не подозреваем их греческого происхождения.
Таким образом можно сказать что Императорское Православное Палестинское Общество издало книгу «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле», как научно-академическую книгу и в тоже время доступную для всех, что придает книге научную популярность в ее изложении.
Книгу может понимать читатель достаточно юного возраста используя комментарии при ему не понятных словах и выражениях, человек в зрелом возрасте, который обладает уже достаточным набором знаний для понимания святых земель и их расположения. То есть другими словами возраст читателя не играет большой роли при понимании изучения святых земель, пути паломничества, основных святынь христианства и географического расположения. Высказывались, даже мнения включить книгу «Путешествие игумена Даниила по святой земле» в программу обучения в средней школе. Конечно это мнение основано на основе изучения литературного памятника Древней Руси начала 12 века. Книга должна интересовать большой круг читателей, что позволит читателям, иметь более широкое понимание, о древней Руси, о глубокой христианской вере, об истории познания мира и паломнических путей. Ведь тот путь, который был описан паломником Даниилом он использовался долгие века, и востребован в наше время. Николай Гоголь в путешествие по святой земле взял с собой книгу игумена Даниила, и она для него была не только путеводителем, но и вдохновляла его во время паломничества.
Первым, кто опубликовал (частично) «Хождение» игумена Даниила, был Н. М. Карамзин. В примечании 211 к т. II, гл. VI «Истории Государства Российского» он его отчасти пересказал и привел обширные выдержки: о короле Балдуине I, о чуде сошествия святого огня в Великую субботу… «Хождение» игумена Даниила было достаточно популярным чтением — по разным подсчетам, сохранилось, от 120 до 150 списков этого произведения.
В конце 1832 — начале 1833 г. Гоголь читал и делал выписки из «Истории Государства Российского». Гоголевская заметка под названием «Набожность» восходит именно к этому месту в гл. VI истории Карамзина (в заметке Гоголь перепутал имена Святополка и Святослава): «Монахи путешествовали к святым местам: игумен Даниил во время Святослава был в Иерусалиме во времена Балдуина I»
Мысль Н.В. Гоголя о поездке в Св. Землю и ее осуществление находились в неразрывной связи с развитием его религиозно-нравственного мировоззрения. Поэтому и сам Гоголь смотрел на свое путешествие в Палестину как “на важнейшее из событий своей жизни”. Действительно, путешествие Гоголя в Св. Землю явилось выдающимся событием в его жизни, в котором раскрылись новые черты личности писателя, проявились его усиленные стремления к нравственному самоусовершенствованию, его религиозность. В самом деле, — писал Гоголь, — “человеку, не носящему ни клобука, ни митры, считающему и доныне важным делом выставить неважные дела и пустоту жизни, такому человеку — не правда ли? странно предпринять такое путешествие?”. Слухи о путешествии Гоголя распространились в таком искаженном виде, что самой матери Гоголя представлялось, что ее сын “намерен остаться навсегда в Иерусалиме”. Но никто не знал настоящей причины этого путешествия, потому что мало кому были знакомы духовные чаяния великого писателя.
Неизвестно, читал ли Гоголь произведения древнерусской паломнической литературы (пусть в выдержках и пересказе, как в случае с «Хождением» игумена Даниила) или судил о них понаслышке. Но то что он имел какое-то представление об этой литературе, сомнению не подлежит. Паломничества, хождения — когда-то один из ведущих жанров древнерусской литературы, к XIX в. оказался на периферии литературного процесса, оставаясь массовым чтением только в простонародной среде, у купечества и мелкого провинциального дворянства. Соответствующим образом сокращалась и сама практика паломнических путешествий на Святую Землю.
В 1882 году по указу Александра III, была учреждена общественная организация Императорское Православное Палестинское Общество и интерес к паломничеству возобновился снова.
В 1896 году была издана книга «Житье и хожение Данила Русьскыя земли игумена» текст воспроизведен по древнейшему списку 15 века изданному Православным Палестинским Обществом, издание И. Глазунова.
Издание данной книги увеличило в разы интерес к паломничеству к святым землям, тысячи людей отправлялись в паломничество по маршруту игумена Даниила, восхищаясь текстом его книги: точностью, краткостью и лаконичностью его описаний, храбростью и отвагой, глубокой религиозностью и мужеством с которыми он совершил трудное паломничество в начале 12 века.
Многие исследователи и богословы называют Даниила "игуменом земли Русской ", сравнивая его предтечей преподобного Сергия Радонежского, который с честью принял это звание благодаря своему значению для русского монашества. В лице игумена Даниила за два столетия до появления на свет преподобного Сергия молодая Церковь Русская и все жители русских земель обрели молитвенника и предстоятеля перед Богом. Свой длинный путь игумен Даниил начал из Чернигова, и основной целью его была Святая земля Палестины, где совершил свой земной путь Господь Иисус Христос и где находятся священные для всех христиан места: Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Елеонская гора и Голгофа.
В мире существует три пути; Шелковый путь, который идет из Китая в Среднюю Азию и далее, из Варяг в Греки, Варяги приплывали в Финский залив из Балтийского моря попадали в Неву, затем в Ладожское озеро, далее в реку Волхов, озеро Ильмень, в реку Ловать, которая является левым притоком Днепра, из Днепра в Черное море и дальше…. Третий путь, это путь паломников. Первый путь паломников из Руси описал игумен Даниил, второй путь паломничества через Европу и Рим описал Василий Григорович-Барский, и путь, который был открыт Председателем ИППО Сергеем Степашиным «Россия-Кипр-Святая Земля» в 2019 году.
Хочется закончить данный доклад словами игумена Даниила:
«Будет же всем, читающим писание это, благословение от Бога, и от Святого Гроба Господня, и от всех мест этих святых: примут они награду от Бога наравне с ходившими по местам этим святым. Ибо блаженны видевшие
и уверовавшие, втройне же блаженны не видевшие, но уверовавшие. Веруя, пришел ведь Авраам в Землю обетованную. Поистине ведь вера равна добрым делам. Но Бога ради, братья, господа мои, не попрекните меня за скудоумие мое и грубость мою. Да не поругано будет писание это ради меня,
но ради Бога и ради святых этих мест. Кто с любовью прочтет, да примет награду от Бога Спаса нашего Иисуса Христа. Да пребудет Бог мира со всеми вами вовеки. Аминь».
Автор текста - руководитель Кипрского отделения ИППО, профессор, академик РАЕН Леонид Буланов