Фотографии Святой Земли. Ателье Бонфис и братьев Цангаки

В конце XIX в. неизвестный паломник приобрёл в Иерусалиме альбом, составленный из 18 фотографических изображений видов святынь трёх основных ближневосточных конфессий и исторических мест Палестины с аранжировками из засушенных цветов и растений на оборотах.
Заглавие на титульном листе «Фотографии Святой Земли» приведено на трёх языках: французском, английском и немецком. Примечателен переплёт альбома: крышки из дерева украшены резьбой и инкрустацией, покрыты лаком. На верхней крышке есть изображение креста, на нижней – надпись на французском и древнееврейском языках: «Иерусалим». На корешке из чёрной кожи золотым тиснением нанесено английское заглавие: «Photographs of the Holy Land».
 
Верхняя крышка переплета
Верхняя крышка переплёта
 
Страницы альбома
Страницы альбома
 
 Нижняя крышка переплета
Нижняя крышка переплёта
 

Этот альбом был в 2001 году приобретён Отделом рукописей РНБ (шифр: Евр.н.с. 234, размер: 22,5 ´31 см). Все фотографии в альбоме, кроме одной, имеют подпись ателье Бонфис (Bonfils) без инициалов; её можно разглядеть, как правило, на одном из более тёмных мест снимка. Фотографии снабжены также пояснительными аннотациями либо только на французском, либо на французском и английском языках. Каждая из таких подписей имеет номер, под которым, очевидно, негатив был описан в одном из печатных каталогов этого известного фотографического ателье. Единственным исключением является первый снимок альбома, изображающий вид Яффы с моря; на нём стоит подпись: Цангаки (Zangaki).

Помещённые на оборотах листов, напротив фотографий, декоративные флористические картины сохранились на удивление хорошо, невзирая на то, что составляющие их травы и цветы были сорваны и высушены более века тому назад.

Пейзажи, виды с достопримечательностями и развалинами древних сооружений разных эпох и цивилизаций, несомненно, пользовались большим спросом у посещавших Ближний Восток туристов, среди которых особую категорию составляли паломники, устремлявшиеся к святыням Палестины из стран Европы и из-за океана. Продавцы разного рода сувенирной продукции, славящиеся во все времена своим умением угадывать вкусы и настроения потенциального клиента, быстро поняли, что оформленные соответствующим образом подборки фотографий святых мест могут стать прекрасным напоминанием о путешествии, и что любой достаточно состоятельный пилигрим будет рад привезти такой сувенир с собой на родину. Часто первым изображением в таких альбомах бывает вид Яффы (совр. Яффо), морского порта, с которого некогда начинали своё знакомство со Святой Землёй все вновь прибывшие путешественники. В различных государственных библиотечных собраниях, а также на интернет-аукционах нередко можно найти подобные нашему альбомы, заключённые в полированные крышки из оливкового дерева. Художественные флористические композиции, помещённые напротив фотоснимков, придают таким альбомам особый налёт ностальгии и романтики.

Одним из предприимчивых торговцев, занимавшихся продажей ковров, антиквариата и фотографий, был Булос Мео (Boulos Meo), владелец магазина возле Яффских ворот в Иерусалиме. Основанное им торговое предприятие просуществовало больше века, с 1872 года по 1994 год. Все эти годы магазин носил имя первого владельца. Его потомок, Рами Мео, эмигрировал в Австралию, куда, по-видимому, вывез и значительную семейную коллекцию старых фотографий Палестины и Ближнего Востока. В предисловии к организованной в 2011 году в Канберре фотовыставки «Я – Иерусалим» («I am Jerusalem») он упомянул о том, каким большим спросом пользовались у клиентов семейного магазина фотографии ателье Бонфис: «В 1976 году после смерти Поля Мео, внука Булоса Мео, моя мать и я взяли на себя управление делом. Мы возродили магазин, отдав предпочтение антиквариату и старым книгам. Среди наиболее успешно продававшихся товаров были оригинальные литографии Дэвида Робертса (1796–1864) и фотографии Феликса Бонфиса (1831–1885). Эти изображения, относящиеся ко времени основания фирмы Булос Мео, можно было найти только в нашем магазине…».

Возможно, приобретённый библиотекой альбом фотографий святых мест Палестины был создан именно по заказу фирмы Булоса Мео. Многие из подобных альбомов несут на титульном листе название этого магазина, как, например, несколько более поздний по времени создания альбом раскрашенных фотографий, хранящийся в Секторе русских фондов XVIII–XXI вв. Отдела рукописей РНБ (Ф. 341. Собрание Картавова, № 823). Хотя на титуле нашего сборника фотографий упоминание Булоса Мео отсутствует, всё же можно предположить, что книга была создана в ранний период деятельности его антикварного магазина.

Следует отметить, что композиции из засушенных цветов, аналогичные помещённым в публикуемом альбоме, использовались и другими производителями сувенирной продукции. Их можно найти, например, в альбомах рисунков, печатавшихся первой иерусалимской типо-литографией А.-Л. Монзона (Abraham-Leib Monsohn). В Отделе эстампов РНБ хранится один такой маленький альбом, изготовленный издательством А. Л. Кахане (Verlag v. A. L. Kahane) для иудейских паломников из Европы, о чём свидетельствует подборка видов, символика цветочных композиций («звезда Давида» вместо креста), а также сопровождающие гербарий цитаты исключительно из Ветхого Завета на древнееврейском языке.

Представленный здесь альбом интересен как документ эпохи, артефакт, составляющий часть паломнической и туристической культуры Палестины конца XIX – начала XX веков. Но не менее ценен он и своими фотографиями, почти все из которых изготовлены одним из самых крупных и известных ателье Ближнего Востока – Maison Bonfils, «Домом Бонфиса».

Его основатель Феликс Бонфис (Félix Bonfils) родился 8 марта 1831 года в Сен-Ипполит-дю-Фор, на юге Франции. Его первоначальной профессией было переплётное дело, однако вскоре он увлёкся фотографией. В 1860 году Бонфис впервые оказался на военной службе в Ливане, где впоследствии осел и в 1867 году основал успешное семейное дело – фотоателье, просуществовавшее до 1918 года. К 1871 году собрание ателье уже насчитывала 15000 альбомных отпечатков, сделанных с 590 негативов, которые он снял в самых разных местах Восточного Средиземноморья – в Сирии, Палестине, Египте и Греции. Занимался он также и созданием стереографических снимков.

В 1876 году ателье начинает публиковать и распространять каталоги своих фотографий, которые способствовали росту популярности фотографа и распространению его работ по всему миру, вплоть до Соединённых Штатов Америки. В 1878 году Бонфис сам отобрал свои лучшие работы и опубликовал их в пятитомном альбоме, удостоившимся золотой медали на Всемирной выставке в Париже (Bonfils F. Souvenirs d’Orient: Album pittoresque des sites, villes et ruines les plus remarquables de l’Égypte, de la Nubie, de la Palestine, de la Syrie et de la Grèce. Alès (Gard): Bonfils, 1878). В результате неустанных трудов, которые, после смерти Феликса в 1885 году, были продолжены его женой Лидией и сыном Адрианом, студия создала одно из самых обширных собраний фотоматериалов, иллюстрирующих пейзажи, «типы» и сцены повседневной жизни стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Снимки ателье отличаются чрезвычайно высоким качеством. В то время негативы делались на стекле, покрытом коллодионной эмульсией, которая обладает гораздо меньшей светочувствительностью, чем современные материалы, но разрешающая её способность гораздо выше. Фотографии закреплялись яичным белком, на взбивание которого, вероятно, не один час своей жизни потратила супруга мастера, Лидия, заявлявшая не раз, что не может более выносить запаха яиц, и, вероятно, даже запрещавшая подавать их к завтраку. Как отмечают современные специалисты, на фотографиях ателье Бонфис практически нет «зерна», при значительном увеличении можно разглядеть мельчайшие архитектурные и ландшафтные детали, что весьма ценно для современных историков культуры и археологов.

Феликс Бонфис жил в эпоху, когда Ближний Восток, всё ещё сохранявший свою ветхозаветную архаичность, вековой уклад жизни, уже стоял на пороге огромных перемен, кардинально изменивших облик его древних городов и их жителей. Фотографу удалось запечатлеть эту тонкую, возможно даже незаметную ему самому, как современнику происходящего, грань. Изображённые на фотоснимках пейзажи зачастую «обитаемы»: на них можно увидеть как бы случайно оказавшихся в кадре местных жителей в их повседневной одежде. Так, перед входом в Храм Гроба Господня мы видим и местных торговцев, продающих паломнические сувениры, и выстроившихся перед дверями монахов и священнослужителей, а на ступенях справа виднеются два господина в европейских костюмах. Вид Иерусалима с Елеонской горы оживляют две женские фигуры под раскидистой оливой на первом плане; главными героями пустынной панорамы Иерихона представляются два пастуха, стерегущие большое стадо чёрных коз.

Интересно, что на одной из фотографий Бонфиса, запечатлешей Яффские ворота со стороны города, можно увидеть вывеску магазина: «Boulos Meo: Souvenirs of theHoly Landin olive-wood, pearl, at photographs, guide-books, flowers, etc.». («Булос Мео: Сувениры Святой земли из оливкового дерева, жемчуга, на фотографиях, путеводители, цветы и так далее»).

О братьях Цангаки, авторах открывающей альбом фотографии, время не сохранило почти никаких достоверных фактов. Их работы относятся к 1870–1900 годам. Братья были греками, предположительно, киприотами; наибольшей популярностью и известностью пользуется серия их снимков, сделанных в Египте.

Публикация альбома «Фотографии Святой Земли» даёт возможность как пролистать его целиком, так и просмотреть по отдельности составляющие его фотоснимки и гербарные композиции. Засушенные цветы и травы позволяют непосредственно прикоснуться к частице природы тех мест, которые изображены на фотографиях. В дарственной надписи 1922 года неизвестный владелец альбома писал: «Пусть цветочные узоры, созданные в тиши монастырской кельи искусной рукою монаха, всегда навевают тихие и сладкие грёзы о красочном, ярком и благоуханном, где нет места ни пошлости, ни лжи, ни злобе людской…».

Ястребова О.М. 

Поделиться: