Опубликована статья профессора Кирилла Балдина о работе Костромского отдела ИППО
В XIV выпуске «Краеведческих записок» — издании Ивановского областного краеведческого общества — опубликована статья, рассказывающая о дореволюционной деятельности Костромского отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Ее автор — профессор, заведующий кафедрой истории Ивановского государственного университета, председатель Ивановского отделения К. Е. Балдин.
Полное название статьи «Духовно-просветительная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества среди населения Костромской епархии в конце XIX – начале XX в.».
В статье идет речь об организации отделом палестинских чтений для населения, о том, как распространялась среди рабочих, крестьян, средних городских слоев популярная литература — написанные доступным народным языком брошюры и листки.
Чтения в Костромской епархии начались 21 ноября 1898 года в губернском центре в читальне им. А. Н. Островского. Их открыл епархиальный владыка Виссарион, который обратился к аудитории с речью, в которой рассказал о целях Палестинского общества и о задачах начинавшихся чтений. Затем преподаватель Костромской духовной семинарии И. М. Студитский познакомил присутствовавших с географией Палестины, т. е. с ее реками, озерами, горными вершинами, связанными с земской жизнью Иисуса Христа.
По традиции чтения сопровождались демонстрацией «туманных картин» через «волшебный фонарь», т. е. слайдов (которые в то время были не пленочными, а стеклянными) через диапроектор. Весной 1899 года Костромской отдел получил волшебный фонарь, высланный из Петербурга советом Палестинского общества. Сначала он был предоставлен отделу во временное пользование, а потом по решению совета общества подарен костромичам. Еще ранее был получен из столицы комплект из 60 слайдов. Сначала использовались слайды с довольно примитивным черно-белым рисунком, который неважно воспроизводился на экране. Позже, в начале ХХ в., стали использоваться более качественные диапозитивы, раскрашенные в разные цвета. Что касается волшебных фонарей, то они сначала работали на ацетилене, эти модели были не очень надежным. Например, во время чтений в феврале 1909 года газ взорвался, что вызвало панику среди присутствовавшей публики. В дальнейшем появились «волшебные фонари», работавшие на электричестве.
Со временем чтения в Костроме приобрели большую популярность, на них даже можно было приобрести абонемент.
Костромской епархиальный отдел отличался среди других значительной активностью и продолжал свою работу до Февральской революции, после которой деятельность Палестинского общества пошла по иному пути.
Полное название статьи «Духовно-просветительная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества среди населения Костромской епархии в конце XIX – начале XX в.».
В статье идет речь об организации отделом палестинских чтений для населения, о том, как распространялась среди рабочих, крестьян, средних городских слоев популярная литература — написанные доступным народным языком брошюры и листки.
Чтения в Костромской епархии начались 21 ноября 1898 года в губернском центре в читальне им. А. Н. Островского. Их открыл епархиальный владыка Виссарион, который обратился к аудитории с речью, в которой рассказал о целях Палестинского общества и о задачах начинавшихся чтений. Затем преподаватель Костромской духовной семинарии И. М. Студитский познакомил присутствовавших с географией Палестины, т. е. с ее реками, озерами, горными вершинами, связанными с земской жизнью Иисуса Христа.
По традиции чтения сопровождались демонстрацией «туманных картин» через «волшебный фонарь», т. е. слайдов (которые в то время были не пленочными, а стеклянными) через диапроектор. Весной 1899 года Костромской отдел получил волшебный фонарь, высланный из Петербурга советом Палестинского общества. Сначала он был предоставлен отделу во временное пользование, а потом по решению совета общества подарен костромичам. Еще ранее был получен из столицы комплект из 60 слайдов. Сначала использовались слайды с довольно примитивным черно-белым рисунком, который неважно воспроизводился на экране. Позже, в начале ХХ в., стали использоваться более качественные диапозитивы, раскрашенные в разные цвета. Что касается волшебных фонарей, то они сначала работали на ацетилене, эти модели были не очень надежным. Например, во время чтений в феврале 1909 года газ взорвался, что вызвало панику среди присутствовавшей публики. В дальнейшем появились «волшебные фонари», работавшие на электричестве.
Со временем чтения в Костроме приобрели большую популярность, на них даже можно было приобрести абонемент.
Костромской епархиальный отдел отличался среди других значительной активностью и продолжал свою работу до Февральской революции, после которой деятельность Палестинского общества пошла по иному пути.
Полный текст статьи >>>
Поделиться: