Святейший Патриарх Кирилл почтил память павших в Брестской крепости
В Никольском храме, историческом Николаевском гарнизонном соборе на территории крепости, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную литию в память о защитниках Брестской крепости и всех павших в Великой Отечественной войне.
Его Святейшеству сослужили: Патриарший экзарх всей Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел и собор иерархов Белорусской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион - почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов - действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, духовенство Белорусского экзархата, священники из России и Украины.
В храме молились сестры действующего при храме сестричества во имя блаженной Валентины Минской, военнослужащие 38 десантной бригады Вооруженных сил Республики Беларусь, члены братства святителя Спиридона Тримифунтского и молодежных организаций Белорусского экзархата.
По окончании литии на площади Церемониалов в Брестской крепости состоялся митинг-реквием. Телеканал «Союз» осуществлял прямую трансляцию мероприятий из храма и с площади.
В числе почетных гостей на митинге присутствовали уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Брестского областного исполнительного комитета А.В. Лис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь А.А. Суриков, ветераны Великой Отечественной войны.
После музыкально-театрализованного представления, посвященного подвигу защитников крепости, Святейший Патриарх Кирилл и председатель Брестского облисполкома А.В. Лис приняли участие в церемонии возложения венков к мемориалу героев Брестской крепости, а затем обратились со словами к участникам митинга.
Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Братья и сестры! Именно так я сейчас обращаюсь к вам.
Перед мысленным взором стоит страшная картина: гарнизон, окруженный превосходящим во много крат противником, вступает в смертный бой. Наверное, среди защитников крепости не было в тот момент ни одного, кто бы не понимал: невозможно выдержать натиск врага, во много крат превосходящего числом, и остаться в живых. И что же сделали эти люди? Они не устремились в бегство. Они не стали выяснять, кто из них старший, кто младший, кому спасаться, кому оставаться. Они не стали вырывать друг у друга кружку воды, которая могла бы спасти кому-то жизнь. Они вместе, как один, приняли на себя этот удар. Они были братьями и сестрами.
Это приводит к мысли о том, что есть в мире, есть в нашей жизни нечто, что способно соединять людей больше, чем родная кровь. Из опыта мы знаем, что родная кровь не является гарантией братских отношений, и с великой скорбью люди порой свидетельствуют о том, что иссякла любовь и разрушилась семья. Но в тот момент, когда бойцы в Брестской крепости плечом к плечу встали на защиту Родины, ни у кого не было сомнений. Там было подлинное братство, разорвать которое не могла даже смерть.
Вот и в нашей жизни должно быть нечто, что связывает нас еще прочней, чем родная кровь. Мы все с вами одна семья. И не только потому, что в нас течет кровь, восходящая к нашим предкам, но и потому что мы прожили одну историю, разделив и радости, и скорби. И как поделить эту историю? Как разделить Брестскую крепость, на какие секторы, где в соответствии с национальными предпочтениями осуществлялись бы те или иные церемонии? Есть вещи неделимые, как в идеале неделима человеческая семья.
Героическая защита Брестской крепости являет нам символ единства, символ способности совместно преодолевать смертельную опасность и побеждать. Защитники Брестской крепости победили врага, и именно поэтому мы здесь сегодня стоим. Конечно, мы испытываем боль за всех тех людей, в основном молодых, которые погибли в первые дни войны. Но одновременно с какой гордостью, с каким чувством трепета мысленно склоняешь главу перед этим подвигом, сознавая его значение для самого себя, для каждого современного человека, будь то белорус, россиянин или украинец, — для каждого, кто является наследником великого прошлого!
Я от всего сердца желаю мира и процветания всему нашему народу, вне зависимости от национальностей. Народу, который вышел из единой купели Крещения. Сегодня мы живем в разных государствах, суверенитет которых признается и уважается всеми. Но народ с его судьбой, с его историческим путем — это наш народ, и за него проливали кровь герои Брестской крепости.
Дай Бог мира и процветания нашему народу. Дай Бог процветания Бресту, белорусской земле, земле российской, земле украинской и многим-многим людям, которые по духу — наши братья и сестры. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.
В память о своем пребывании на этом святом месте 22 июня в 4 часа утра, я бы хотел передать для Брестской крепости изображение Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Какое замечательное название: Радость для всех скорбящих! А скорбь, как и радость, — часть человеческой жизни. Так пусть предстательством Божией Матери, силой Божией наши скорби претворяются в радость. Храни вас всех Господь».
После осмотра мемориального комплекса Брестской крепости Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие лица отбыли в Москву. В аэропорту Тельмы г. Бреста Святейшего Владыку провожали митрополит Минский и Заславский Павел и иерархи Белорусской Православной Церкви, Л.П. Гуляко, А.В. Лис. Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил руководство Республики Беларусь, Брестской области и епископат Белорусского экзархата за организацию Первосвятительского визита.
***
Брестская крепость
Сооружение крепости началось в 1833 году по проекту военного топографа и инженера Карла Оппермана. Основные строительные работы были завершены к апрелю 1842 года.
С началом Первой мировой войны крепость усиленно готовилась к обороне, но в ночь на 13 августа 1915 года в ходе общего отступления была оставлена и частично взорвана русскими войсками. 3 марта 1918 года в Цитадели, в так называемом Белом дворце (бывшая церковь униатского монастыря базилиан) был подписан Брестский мир. Крепость находилась в руках немцев до конца 1918 года, а затем под контролем поляков. В межвоенный период использовалась как казарма, военный склад и политическая тюрьма.
На следующий день после начала Второй мировой войны, 2 сентября 1939 года, Брестская крепость впервые подверглась бомбежке со стороны немцев. Начальником гарнизона 11 сентября был назначен отставной генерал Константин Плисовский, в распоряжении которого находилось не более 2500 человек. Немецкие части имели превосходство над защитниками крепости в пехоте в 2 раза, в танках — в 4 раза, в артиллерии — в 6 раз. При этом с 14 сентября защитники крепости, потеряв до 40% состава, отбили 7 немецких атак. В ночь на 17 сентября раненый Плисовский отдал приказ покинуть крепость и перейти через Буг на юг.
22 сентября 1939 года крепость была передана Красной Армии. К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировался ряд воинских подразделений численностью около 9 тысяч человек, не считая членов семей военнослужащих (300 семей).
По плану немецкого командования, крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны. 22 июня в 4.15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 4.45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов.
К вечеру 24 июня оборона крепости сосредоточилась в Кобринском укреплении и Цитадели. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причем применялись огнеметы. 26 июня пал последний участок обороны Цитадели возле Трехарочных ворот, 29 июня — Восточный форт. Организованная оборона крепости на этом закончилась — оставались лишь изолированные группы и одиночные бойцы.
Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41». По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.
Потери вермахта у Брестской крепости составили 1121 человек убитыми и ранеными, что составляет 5 % от общих потерь гитлеровской армии на всем советско-германском фронте за первую неделю войны. Потери Красной Армии составили от 5000 до 6000 солдат попавшими в плен, около 2000 убитыми.
Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку Сергею Смирнову, а также поддержавшему его инициативу поэту Константину Симонову.
8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание «крепость-герой». С 1971 года она является мемориальным комплексом. Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Кибальникова. В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек.
Николаевский гарнизонный собор города Бреста
Собор находится на территории мемориального комплекса «Брестская крепость-герой». Строительство храма было завершено в 1879 году. Автором проекта был академик Российской академии художеств архитектор Давид Гримм. Строение было возведено в византийском стиле. Храм посещали российские императоры Александр II, Александр III, Николай II.
В 1939 году, когда Брест вошел в состав СССР, собор стал использоваться как гарнизонный клуб. В ходе боев в июне 1941 года здание стало главным пунктом обороны Брестской крепости. Во время Второй мировой войны собор значительно пострадал от снарядов, но выстоял.
В 1994 году власти вернули храм Брестской епархии Белорусского Экзархата, и началась его масштабная реставрация. 22 июня этого года в нижнем храме собора было совершено первое за послевоенный период богослужение.
С первого дня возрождения храма его настоятелем являлся протоиерей Игорь Умец, впоследствии руководитель отдела Брестской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами. Благодаря стараниям отца Игоря, в том числе его изысканиям в архивах военного ведомства Санкт-Петербурга, внешний вид Николаевской церкви приблизился к изначальному и приобрел ту величественную красоту, которой отличался гарнизонный собор крепости до революции. Протоиерей Игорь Умец скоропостижно скончался в 2011 году.
В 1995 году Николаевский гарнизонный собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, где совершил заупокойную службу по погибшим воинам. В 2001 году Святейший Патриарх Алексий II освятил верхний престол храма — в честь святителя Николая Чудотворца.
В 2003 году в дар для звонницы собора были переданы 7 колоколов от правительства Украины, которые освятил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко преподнес в дар храму икону святителя Николая, куда впоследствии была вставлена частица мощей святого.
Во время восстановительных работ в храме неоднократно находили фрагменты останков, поэтому было принято решение об основании нижнего храма, посвященного памяти павших в боях. В 2012 году епископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил освящение нижнего храма в честь мученика Иоанна Воина.
При храме расположен приходской дом с колокольней и крестильней. Здесь располагается воскресная школа, создана библиотека, постоянно пополняющаяся редкими научно-богословскими и историческими изданиями, обустроен конференц-зал. При приходе действуют молодежное братство в честь святителя Спиридона Тримифунтского и сестричество милосердия в честь блаженной Валентины Минской.
Как и до 1917 года, в соборе окормляется воинство: воинские части Брестского гарнизона, пограничные заставы, батальон внутренних войск, силовые структуры. Клирики собора посещают воинские части, проводят вероучительные беседы с личным составом и офицерами, отвечают на вопросы, волнующие военнослужащих. Торжественные воинские присяги на территории цитадели сопровождаются молитвенным наставлением новобранцев.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси