RSS
Написать
Карта сайта
Eng

ИППО на карте мира

ИППО в Интернете

ИППО на канале youtube

 

 



стр. 3 из 4

Русская Палестина и ближневосточная политика императорской России
 в исторической науке: проблемы и перспективы

Приветственное слово директора Института российской истории РАН
д.и.н. Ю. А. Петрова

В нашей исторической литературе русско-ближневосточные церковные отношения рассматривались обычно почти исключительно в общем контексте истории отношений со странами Ближнего Востока. При этом, учитывая, что современная карта Ближнего Востока представляет регион почти исключительно мусульманской (арабской, турецкой, персидской и т. д.) культуры, специфика Православного Востока (именно так назывался интересующий нас регион в XIX–нач. XX вв.) неизбежно терялась за собственно востоковедческой проблематикой. Понятие Православного Востока, существовавшее в дореволюционной литературе, даже и тогда не стало концептом историографии. Между тем, говоря о русско-иерусалимских, русско-антиохийских, русско-синайских, русско-константинопольских отношениях, мы должны четко отдавать себе отчет в том, что связи и контакты, вместе с юрисдикционными границами соответствующих Патриархатов, полностью вписаны в пределы так называемого поствизантийского пространства и исторически представляли – отчасти и ныне представляют собой часть культурно и духовно выделенного особого православного мира.

Россия и другие земли и государства, исторической пуповиной связанные с наследием Византии, образуют и сегодня вполне определенное религиозно-культурное и геополитическое единство. В российской традиции народы и Церкви поствизантийского Востока издревле рассматривались как область покровительства и интересов Московского царства, а затем Российской Империи.

Следствием сказанного является выделенность региона с точки зрения парадигмы церковно-государственных отношений. Специфика отношения восточных иерархов и Патриархов к личному носителю имперского начала (к царю, императору, великим князьям царствующего дома) состояла в том, что представители Восточных Церквей, независимо от земного, политического подданства, – в некоем сакральном смысле и не всегда озвучиваемым образом – тем не менее осознавали себя по-прежнему также и духовными «подданными» Православного Императора.

Между тем, эта, для нашей сегодняшней конференции во многих отношениях важнейшая тема на протяжении долгого времени оставалась вне зоны внимания отечественных историков – как церковных, так и светских. Для светских ученых проблематика оказывалась слишком «духовной», для конфессиональных — преимущественно светской, относящейся к истории дипломатических отношений. Для школы исторического материализма не существовало самой материи межцерковных отношений, церковной дипломатии, Православной Империи и т. п. Лишь в последние годы, когда отечественные историки смогли свободнее обращаться к архивным материалам  и освободились от цензурных и идеологических шор, исследованиям Православного Востока и, у нас на глазах на стыке истории Церкви и истории дипломатии возникает новое актуальное и перспективное междисциплинарное направление исследований — православное востоковедение как наука о Православном Востоке и  его связях с Россией. Хотя монографии и большие исследовательские работы в данной области можно пока пересчитать по пальцам, сфера документальных публикаций неуклонно расширяется. Наложение проблематики историко-дипломатической на церковно-политическую специфику стран, объединяемых понятием Православного Востока, открывает практически новый пласт неисследованной исторической реальности.

Не пытаясь в кратком обзоре охватить все грани преломления и воплощения темы Русской Палестины в исторической науке, отмечу несколько важнейших направлений.

О всемирно-исторической ответственности России и русской науки перед Востоком писал в свое время академик Ф. И. Успенский: «По отношению к оставленному Византией наследству мы напрасно стали бы себя обманывать, что в нашей воле уклониться от деятельной роли в ликвидации дел по этому наследству. Хотя вообще от наследника зависит, принимать наследство или отказаться, но роль России в Восточном вопросе завещана историей и не может быть изменена по произволу, если только какое-либо определенное потрясение не даст нам способности забвения, не отшибет память о том, чем мы жили, к чему стремились, от чего страдали». «Определенное потрясение» 1917 года на несколько десятилетий «отшибло у нас  память» о Христианском Востоке и его наследии. И хотя сегодня память возвращается, отечественными исследователями не всегда сознается особая сложность библейского региона в его исторической, полиэтнической, многорелигиозной и культурной уникальности, а также особенностей российского православного духовного и дипломатического присутствия на Ближнем Востоке в условиях конкуренции с представителями западного латинско-протестантского мира.

Актуальность данной проблематики определяется значением наших научных результатов для выработки современной парадигмы внешнеполитической концепции России и РПЦ, – прежде всего, межцерковных и межцивилизационных отношений России и стран библейского региона.

Не менее важен анализ истории русского присутствия на Ближнем Востоке с точки зрения его институциональной структуры, определяющих факторов и механизмов,  взаимодействия светских и церковных дипломатических инстанций, научных и гуманитарных учреждений – во всей их сложности и противоречивости. Проблематика межведомственных и институциональных взаимодействий и противоречий внутри государственной (и церковно-государственной) системы императорской России совершенно неисследована ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.

Между тем, чтобы выявить специфику подобного взаимодействия, необходимо проанализировать на максимально широком историко-архивном материале историю, развитие и реформирование как конкретных русских учреждений, предназначенных для работы в регионе, так и стоящих за ними руководящих инстанций (МИД, Св. Синод). Источниковой базой должны при этом служить материалы русских и зарубежных архивов, в том числе архивохранилищ Иерусалима только в недавнее время ставшего доступным Синодального архива Русской Зарубежной Церкви. Лишь системный анализ различных категорий источников позволит преодолеть сложившиеся стереотипы.

Не менее актуально изучение политического, культурного, религиозного взаимодействия и противостояния России и западных держав в Святой Земле и на Ближнем Востоке в целом. Внимание к духовному аспекту проблемы не отменяет задач исследования столкновения военно-политических и экономических интересов держав, во многом определяющих современную геополитическую и культурно-гуманитарную ситуацию в регионе. Имеется в виду правильное определение значения ближневосточного и прежде всего иерусалимского направления во внешней политике России и других великих держав; выявление и оценка фактора религиозно-цивилизационного противостояния в борьбе за ближневосточные интересы; анализ специфики и эффективности деятельности русских учреждений на фоне активной работы и пропаганды соответствующих западно-европейских и американских структур.

Вне контекста русско-французского, русско-английского, русско-германского сотрудничества и конкуренции нельзя правильно понять и проанализировать масштаб и эффективность реального русского присутствия в Палестине. Насколько мне известно, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии не существует ни одного компаративистского исследования по данной теме. Между тем, сравнительный анализ одновременного конкурирующего развития российских и европейских школьных, научных и гуманитарных программ и проектов позволил бы глубже раскрыть во многом определяющую роль  России по отношению к арабскому населению в его противостоянии политической и духовной экспансии Запада.

И наконец – но вовсе не в последнюю очередь – проблематика самой «Русской Палестины» — уникальной, наработанной в течение полутора столетий совместных государственных, церковных, научно-общественных усилий сложной системы храмов, монастырей, подворий, земельных участков, которая и сегодня остается одним из главнейших факторов российского присутствия в регионе. Судьба русской собственности на Востоке в течение XX в., борьба советского и российского руководства за возвращение отечественного наследия на территориях Израиля, Палестины и в других странах, где имелась в императорский период русская недвижимость, крайне мало изучены, между тем, без учета и понимания этой материальной основы невозможна цельная картина русско-ближневосточных политических, культурных и духовных связей.

Не мне говорить – в присутствии представителей руководства Императорского Православного Палестинского Общества –  о том, насколько материальное и научное достояние ИППО оказывается вновь востребованным и апробированным инструментом внешней политики России сегодня, в связи с активизацией российского присутствия в регионе. Возвращение российских недвижимостей является неотъемлемой частью этого процесса. На базе участков и подворий, принадлежащих исторически ИППО (Иерусалим, Иерихон, Вифлеем), разворачивается работа по созданию научных, культурно-просветительных и гуманитарных центров, способствующих укреплению влияния России, ее положительного имиджа в глазах общественности стран Ближнего Востока. И их история еще не написана.

Выполнение названных задач впрямую зависит от полноты охвата исследуемого архивного материала. Как я сказал уже выше, едва ли историкам России в ее связях с Ближним Востоком возможно опираться в своих исследованиях исключительно  на отечественные и на «восточные», прежде всего, иерусалимские архивы. Глобальные масштабы современного информационного обмена, охватывающего мировое сообщество, предполагают адекватные методы межцивилизационного обмена. Научные проекты, нацеленные на комплексное исследование Святой Земли в ее исторических, культурных и конфессиональных связях, нуждаются в устойчивой опоре на корпус достоверных и научно верифицируемых данных, выявление и обработка которых невозможны без перспективных международных и междисциплинарных проектов. Соответственно, доступность на взаимной основе национальных архивных фондов способствуют формированию взаимного доверия на уровне государственных и церковных учреждений различных стран, которые образуют и хранят архивные фонды, а также созданию благоприятной научно-информационной среды, не оставляющей места ни управляемому прошлому, ни его мифологизации.

Сказанное с необходимостью заставляет меня посвятить несколько слов недавно созданному научному учреждению нового, принципиально международного, типа – Русскому Историческому Институту и необходимости открытия его отделения в Иерусалиме.

Достойным и справедливым кажется мне в этой связи вспомнить слова, сказанные в 1903 году по поводу необходимости Русского Института в Иерусалиме секретарем Палестинского общества, великим русским историком-византинистом Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским: «Императорскому Православному Палестинскому Обществу весьма благовременно подумать и об открытии в Иерусалиме своего археологического института, чтобы не идти на буксире у научных авторитетов Запада, но вносить и свою русскую лепту в сокровищницу человеческого знания. Стоя мужественно на страже интересов православия и народности в Палестине и Сирии, ввиду натиска со стороны инославных вероисповеданий Запада, Императорскому Палестинскому Обществу необходимо противопоставить и на поприще научной разработки истории собственные русские ученые силы, недостаток в которых оно едва ли может ощущать. Польза от такого института для русской науки вне всякого сомнения». Проект создания Русского института в Иерусалиме вновь оказался затем на повестке дня в марте 1915 г. – в связи с ожидавшимся победоносным завершением первой мировой войны и декларацией российского МИД о присоединении Константинополя к России.

С тех пор прошло 100 лет. Развитие отечественной науки и культуры, возвращение России подобающего ей места в мировом научном сообществе, решение стоящих перед страной внешнеполитических и гуманитарных задач вновь поставили на повестку дня создание необходимых структур для укрепления русского научного и культурного присутствия в мире, в том числе в Ближневосточном регионе. Развитая система зарубежных научных организаций давно практикуется всеми развитыми странами. Особенно характерно иностранное научное присутствие для таких центров мировой истории и культуры как Константинополь (Стамбул) и Иерусалим. На этом фоне тот факт, что только наша страна лишена возможности утверждать свое научное, культурное и общественное присутствие за рубежом при помощи аналогичных научно-общественных организаций, выглядит, на мой взгляд, совершенно нетерпимым.

Поэтому с благодарностью и удовлетворением по отношению к Палестинскому Обществу хочу напомнить, что идея Дмитриевского не пропала втуне. Палестинское Общество стало одним из соучредителей Русского исторического Института, возглавляемого деканом исторического факультета МГУ академиком С. П. Карповым. 7 июля 2008 г. Русский исторический институт был учрежден Российской Академией наук, Московским Государственным Университетом им. М. В. Ломоносова, Русской Православной Церковью и Императорским Православным Палестинским Обществом. Затем институт прошел, как положено, государственную регистрацию, состоялось первое учредительное заседание правления Института. Наш Институт российской истории РАН готов оказать научную и организационную поддержку и помощь в осуществлении столь актуального и перспективного направления работы. Это будет способствовать развитию международных связей и взаимодействий отечественной исторической науки, необходимых не только для эффективного функционирования науки и образования, но и для сохранения государственного престижа и национальной идентичности в современном глобализующемся мире.


28 марта 2013 г.

Тэги: научные мероприятия, приветствие Степашина С.В., Петров Ю.А., Грачёв Ю.А., Лисовой Н.Н., Бутова Р.Б., прот. Алексий Марченко, Житенёв С.Ю., Гагарин Г.Г., Матар Д., Бибиков М.В., Фонкич Б.Л., Смирнова И.Ю., Мельникова Л.В., 400-летие Романовых

Первая 1 2 3 4 Последняя
Пред. Оглавление раздела След.
В основное меню