Секретарь ИППО Александр Долинин обсудил в Абхазии планы по увековечению памяти Фазиля Искандера

По поручению Председателя Императорского Православного Палестинского Общества С. В. Степашина секретарь ИППО А. И. Долинин, находясь в очередной раз в отпуске в столице Абхазии Сухуми, с 1 по 13 августа встретился с членами ИППО и представителями абхазской интеллигенции.

У этих встреч, ставших традиционными, цель одна: активизировать жизнь Императорского Православного Палестинского Общества в этой республике. На сегодня в Сухуми шесть членов ИППО, в ближайшие месяцы здесь планируется создание представительства Общества.

Сверхзадача этих встреч – популяризации истории и современной деятельности Общества, которая отвечает двухсотлетнему характеру исторических, культурных и духовных отношений между народами России и Абхазии.

Известно, что для православного человека Абхазия представляет большой интерес. История проникновения христианства в эту страну непосредственно связана со Святой Землёй и восходит, по преданию, к проповеди первых учеников Иисуса Христа – апостолов Андрея Первозванного и уроженца Каны Галилейской Симона Кананита (Зилота). Симон остался проповедовать абхазам христианство и принял мученическую смерть от римских легионеров на берегу реки Псырцхи в Новом Афоне, где и был погребён. На могиле апостола в византийский период был построен храм. Недалеко от него сохранилась и почитается пещера, в которой уединялся и молился Симон.

В этих местах, по распоряжению императора Александра II, в 1875 году русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне были переданы 327 десятин земли, развалины храма апостола Симона Кананита и башни, оставшейся от времён генуэзцев, а также немалый денежный вклад. Так в Абхазии появился Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного паломничества.

В 1888 году, 24 сентября, почётные члены Императорского Православного Палестинского Общества император Александр III, императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Николай (будущий Николай II) приезжали на один день в Новый Афон, чтобы принять участие в закладке главного обительского храма – собора во имя великомученика Пантелеимона. 

В память приезда императорской семьи монахи построили на морском берегу, на месте встречи царя с настоятелем, часовню; установили у искусственного водопада мемориальную доску; а вдоль дороги от монастыря до восстановленной в 1882 году древней церкви Симона Кананита, по которой император прошёл пешком, высадили кипарисы (так называемая «царская аллея»). Александр III подарил обители уникальные куранты с непередаваемо мелодичным боем, которые позже были установлены на 50-метровой колокольне монастырского комплекса, основное строительство которого было завершено в 1896 году.

И несмотря на то, что сегодня православие в Абхазии оказалось в сложном положении, культурные  связи России и Абхазии сохраняются и успешно развиваются, в том числе при содействии членов ИППО.

Александр Долинин в меру своих сил и возможностей каждый приезд в республику использует для творческих исследований и написания очерков и репортажей о соотечественниках, которые оставили след в культурной жизни республики.

Недавно он издал в Москве книгу «Жил-был я..», в которой глава «Абхазский Коктебель...» повествует о давних культурных связях абхазской и русской интеллигенции на примере Фазиля Искандера, Бориса Пастернака, Майи Плисецкой, Родиона Щедрина, автора Ленинианы Николая Жукова, академика Андрея Сахарова, музыканта Павла Когана, актёра Михаила Глузского и многих других россиян. Для них сухумская земля  была исключительно дорога.

Здесь фактически провёл своё детство и юность действительный член ИППО, народный художник России, видный учёный, один из авторов российского герба Владимир Никонов (по абхазским мотивам им написан ряд пейзажей: «Озеро Амткел», «Кавказская сосна», 1974 год).

Автор передал свою книгу в Исторический музей Абхазии.

Очерк «Абхазский Коктебель» стал результатом поиска удивительно притягательного дома скульптора, археолога, первооткрывателя исторических мест Владимира Орёлкина, его жены Елены Алексеевны, оперной певицы, старшей дочери Маргариты, которая была литературным секретарём Фазиля Искандера.

На днях в соцсетях появились его зарисовки и фоторепортаж «Абхазские мотивы», навеянные событиями первой половины августа 2016 года.

Дом Орёлкиных сегодня. Как не хватает на нём мемориальной доски! Автор фото: Александр Долинин
 
 
В домике Орёлкиных
 
Сентябрь 2014 года. Возле дома Орёлкиных. Слева направо: Фазиль Искандер, Маргарита Орёлкина, поэт Анатолий Жигулин, библиограф Искандера Зоя Михайлова
 

Мест, связанных с именем Фазиля Искандера, ставшего классиком ещё при жизни, много.

Тема поиска, исследования и дальнейшего оформления в туристические маршруты паломников является одной из главных во время встреч секретаря ИППО Александра Долинина и в прошлом, и особенно в нынешнем году с действительными членами ИППО Сергеем Чхинджерия, отцом Игнатием и активистами Вячеславом Поповым, подавшим заявление о вступлении в Общество, Анатолием  Лагвилава, главным редактором журнала «Алашара» (Свет).

В редакции журнала «Алашара» Сергей Чхинджерия, Агатолий Лагвилава, Александр Долинин
 
Александр Долинин с Сергеем Чхинджерия и о.Игнатием, действительными членами ИППО
 

Сергей Чхинджерия – заслуженный журналист Абхазии, один из редакторов Абхазского телевидения, сослуживец Александра Долинина по Ракетным войскам стратегического назначения, уроженец мест, где провёл детство Фазиль Искандер, признался, что последние десять лет ему снится уже, как  облагораживает родник, который помнит Фазиля¸ воскрешает лозу на месте дома Искандеров, «описывает» вековые деревья, что знают гуманиста, писателя, философа Фазиля Искандера.

Искандеровская Абхазия – в его произведениях. Это прежде всего удивительный край, где между небом и морем расположились «маленький Вавилон» Мухус и горное село Чегем (название литературное, истинное – см. далее), находится рядом с «Петербургом Достоевского», «булгаковской Москвой».

Преобразив Абхазию в центр мироздания, писатель сделал дом центром этого мира, а его обитателей – родственников, соседей, знакомых, их потомков и предков – героями своих произведений.

В старом Сухуми, «маленьком Вавилоне», хорошо знали отца писателя: его семья владела кирпичным заводом, и значительная часть домов в городе была построена из искандеровских кирпичей («Школьный вальс, или Энергия стыда»).

По материнской линии, от поколений абхазских крестьян, унаследовал Искандер «тайну любви крестьянина к своему полю» («История молельного дерева») и святое чувство рода, родства, родины («Большой день Большого дома»).

Фазиль Искандер – потомственный созидатель. Не случайно биография прозаика Искандера начинается рассказом «Первое дело» (1956). Каждый человек когда-то впервые идёт в школу («Мой первый школьный день»), учится плавать («Рассказ о море»), пользоваться часами («Время по часам») или впервые сталкивается со смертью, жестокостью и ложью мира взрослых («Детский сад», «Подвиг Чика»).

Удивителен искандеровский мир, выраженный в произведениях о детстве. Уже в ранних рассказах, вошедших в сборники «Запретный плод», «Тринадцатый подвиг Геракла» (1966), «Дерево детства» (1970), «Первое дело» (1972), «Время счастливых находок» (1973), совмещаются жизнерадостное простодушие ребёнка и мудрая печаль его взрослого двойника, повествующего о счастливой поре детства в страшное время сталинщины. Жестокость прекрасной жизни, первоначально раскрывающаяся как дисгармоническая нота в радостной симфонии детства, в творчестве 1980–1990-х годов – «Под сенью грецкого ореха» (1979); «Защита Чика» (1983); «Праздник ожидания праздника» (1986); «Детство Чика» (1993, 1994); «Сюжет существования» (1999); «Школьный вальс, или Энергия стыда» (1999) – осмысливается в социальном и философском плане.

Силу противостоять злу маленький герой, как и все любимые персонажи Искандера, черпает в личном опыте и мудрости предков: «Это как змея и человек. В природе змеи – кусаться. В природе человека – убивать змею. Так они живут тысячелетия и будут жить» («Подвиг Чика»). «Детский» взгляд на мир естественно открывает абсурдность реальной жизни, будь то бытовые несуразицы или государственное идеологическое безумие. «Детская» вера в здравый смысл, добро и бесконечность жизни аналогичны двойственной функции смеха (осмеяния–утверждения) в народной смеховой культуре. «Дерево детства» Искандера стало аналогом фольклорного Мирового древа, соединяющего землю и небеса, жизнь отдельного человека и судьбу человечества.

Некоторых из литературных героев Искандера нынче можно встретить в виде бронзовых фигурок на набережной в Сухуми.

 
На набережной Сухуми. Бронзовые фигурки героев Фазиля Искандера
 
Пляж, где бывали Фазиль Искандер, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, где провёл своё детство народный художник России, один из авторов Российского Герба учёный Владимир Никонов...
 

…2 августа, в день прощания в Москве с Фазилем Искандером, Председатель ИППО Сергей Степашин выступил по российскому телевидению со словами, которые тронули всех жителей Абхазии.

В этот день члены ИППО в Сухуми не только горевали, но планировали мероприятия по увековечению памяти об Искандере, что вполне по силам нашему Императорскому Православному Палестинскому Обществу.

Проект этот благороден по замыслу и вполне возможен на практике. И начать его реализацию следует с предгорного села Джгиарда (в произведениях Искандера – упрощённое и вымышленное «Чегем») в Очамчырском районе Абхазии.

Поделиться: