Могилы почетных членов ИППО в Киево-Печерской Лавре

Блинова Л.Н.
Евфимий Васильевич Путятин (1803-1883)
В Киеве на территории Лаврского некрополя возле церкви Рождества Богородицы находится могила российского адмирала и дипломата Евфимия Васильевича Путятина (1803-1883), члена-учредителя Императорского Православного Палестинского Общества, избранного в день открытия Императорского Православного Палестинского Общества почетным членом.  

 


Могила адмирала Е. В. Путятина и его супруги в Киево-Печерской лавре.
Фото Г. Свиридовского



 
Евфимий (Ефим) Васильевич Путятин — русский адмирал, граф, государственный деятель и дипломат. В 1855 году он подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией. В 1882 году вместе со своей дочерью Ольгой и сыном Евгением стал членом-учредителем, а затем и почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Много помогал делу Православия в Палестине, Японии, Китае. Имя Путятина носят остров в заливе Петра Великого, мыс в заливе Советская Гавань и мыс в бухте Провидения. Похоронен вместе с женой Марией Владимировной рядом с старшим сыном Василием, который умер раньше родителей. У его могилы завещала похоронить себя Мария Владимировна.

Имя Е.В.Путятина увековечено на мемориальных досках Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме.
 

Ежегодно в День дипломатического работника 10 февраля у могилы российского адмирала проводятся заупокойные богослужения и возлагаются цветы. 

Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)

На территории Киево-Печерской лавры у северной стены Трапезной церкви во имя прп. Антония и Феодосия похоронен еще один почетный член Императорского Православного Палестинского Общества - министр внутренних дел, глава Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), смертельно раненный в Киеве. С 1905 года на П.А. Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений, последнее из которых достигло своей цели. В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и его приближенные, в числе которых был П.А. Столыпин, находились в Киеве по случаю открытия памятника Александру II. 1 (14) сентября 1911 года император и Столыпин присутствовали на спектакле в оперном театре. Во время антракта террорист Д.Г. Богров подошел к Столыпину и дважды выстрелил. Первая пуля попала в руку, вторая, направленная прямо в сердце, отклонилась орденским крестом Святого Владимира и раздробила грудную клетку и печень. Для лечения премьер-министра из разных городов съехалось много профессоров, которые к Столыпину даже не подпускали сестер милосердия, все делали сами. Врачи надеялись на выздоровление. Во Владимирском соборе при огромном количестве народа был отслужен молебен за здравие. Тем временем Столыпин активно инструктировал своего заместителя В.Н. Коковцева. Утром 4 сентября в Киев приехала супруга Столыпина Ольга Борисовна и нашла его вполне бодрым. Но уже вечером состояние П.А. Столыпина ухудшилось, поднялась температура, он начал впадать в забытье, и около 10 часов вечера 5 сентября он скончался.

Первые строки его завещания, написанного задолго до смерти, гласили: «Я хочу быть погребенным там, где меня убьют». Указание Столыпина было исполнено: 9 сентября (ст.с.) Столыпин похоронен в Киево-Печерской лавре.

Фото: Столыпин

Место было выбрано неслучайно. Во время пребывания в Киеве, Петр Аркадьевич за три дня до смертельного выстрела посетил могилу народных героев Ивана Искры и Василия Кочубея, отдавших жизнь за верность царю Петру I и подло убитых по приказу Мазепы. У их могилы была совершена лития в присутствии императора Николая II, и Столыпин произнес речь, прославляющую подвиг во имя царя. 





Фото: Столыпин

В память об этом и с согласия вдовы император Николай II распорядился похоронить Столыпина рядом с могилой почитаемых патриотов.

Подробное описание похорон П.А.Столыпина восстановила по воспоминаниям дочери Столыпина Марии фон Бок, киевского губернатора А.Ф. Гирса и другим источникам Влада Владиславовна Вострикова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории экономики, политики и культуры орловского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Прощание с телом началось еще с 10 часов утра 7 сентября в больнице Маковского, на Мало-Владимирской улице, где скончался Столыпин. После двух часов дня закрытый гроб был вынесен из больницы, помещен на катафалк, запряженный шестью «покрытыми белыми сетками с белыми султанами лошадьми», с тем, чтобы быть перевезенным к месту захоронения. Возле гроба – почетный эскорт из двух жандармских офицеров, одного дворянина, одного земца и чинов Министерства внутренних дел и двух почетных часовых жандармов. За колесницей следовали вдова («за гробом шла окаменелая женщина; внутри ее от глаз внешнего мира спряталось страшное страдание, и это страдание, и вся картина вызывали на глаза массы встречных женщин горячие слезы сочувствия», – писала газета «Киевлянин»), дочь, брат покойного, представители государственных органов, органов местного управления, общественно-политических организаций, церкви. За двумя хорами военной музыки, игравшими попеременно похоронные марши, ехали эскадроны пеших и конных жандармов, на колесницах везли сотни венков, многие с надписями. 

Как вспоминала М.П. Бок, перенос тела «представлял такое грандиозное и внушительное зрелище, что только видевший это мог понять, что значило имя Столыпина в России». 

Прощание с телом продолжилось 8 сентября. Несмотря на дождливую погоду, тысячи людей стекались к лавре. «Никакой храм по своим размерам не в состоянии был бы вместить всех желающих войти в него, – сообщали газеты, – а потому очень многие возвращались, не проникнув в церковь».

Вот, как по описаниям прессы, выглядело место прощания с телом Столыпина. Трапезная церковь «просторная без колонн, византийского стиля… с небольшим круглым куполом, опоясанным одними окнами под сводами, вся покрыта сверху до низу стенной живописью, умеряющей темными фонами яркость света от окон. Перед белым мраморным иконостасом с золотым широким карнизом на средине храма, перед Царскими дверями, на возвышении стоит гроб с телом Министра. Четыре высокие свечи по сторонам, пятая перед алтарем, у аналоя перед иконой. Масса венков образует как бы благоухающий холм из живых цветов, серебра и металла. Справа и слева от этого холма стоит почетное дежурство при гробе, десять человек – по пяти с каждой стороны… На правой стороне черная группа траурных одежд – семья и родные покойного и ближе к дверям группа сановников военных и гражданских… Напротив них церковь заполнена белыми и серыми кителями и мундирами военных и гражданских чинов. Перед гробом дьякон в белом стихире читает псалтырь».

Возле гроба несколько раз совершались панихиды. 


Фото: Столыпин

9 сентября, в день похорон, по сообщениям газет, в Киеве «серое пасмурное утро. Флаги на консульствах приспущены. Со стороны Лавры мчатся автомобили и вереницей движутся экипажи. Для желающих не хватает мест в вагонах трамвая. Они целым потоком направляются в Лавру… Около великих ворот образовалась огромная толпа, заполнившая всю площадь и Трапезную церковь». Люди уже не могли быть допущены в саму церковь, но там непрерывно продолжалось возложение венков.

Для участия в похоронах прибыли министры, члены Государственной думы (за исключением левой оппозиции и крайне правых) во главе с ее председателем М.В. Родзянко, многие члены Государственного совета, высшая военная и гражданская администрация края, представители армии и флота, церковные деятели. Особу царя, по его велению, представлял киевский, волынский и подольский генерал-губернатор Ф.Ф. Трепов. Сам император на погребении не присутствовал, он простился с телом 6 сентября и отбыл из Киева. Из рук в руки переходил подписной лист, который быстро покрывался подписями сановников и общественных деятелей, жертвовавших значительные суммы на памятник Столыпину (установленный в 1913 году он был снесен в 1917).

В 10 часов началась торжественная заупокойная литургия, которую отслужил высокопреосвященный Флавиан – митрополит Киевский и Галицкий. Речи произнесли  протоиерей Г.Я. Прозоров, епископ Холмский Евлогий, возложивший к гробу восьмиконечный  крест  из живых цветов с надписью: «Благодарная крестоносная Холмская Русь самоотверженному борцу и страдальцу за великую неделимую Россию». Обращаясь к лицу почившего, он назвал  Столыпина  крестоносцем, несшим  крест  «духовного возрождения России на родных исторических началах». Слово произнес настоятель Сретенской церкви протоиерей Климент Чемена. 

Фото: Столыпин

В 1 час 50 мин. началось погребение. «Раздался унылый, щемящий душу, погребальный перезвон колоколов. Многочисленная публика, стоявшая в лаврском дворе, обнажила головы. Настал момент выноса тела усопшего из церкви к месту вечного его упокоения». Из храма стали выходить депутации, несшие венки. Послышалось пение «Святый Боже». По команде жандармы обнажили шашки. Полились звуки молитвы «Коль славен», исполняемой военным оркестром, и загудели лаврские колокола, сливаясь в какой-то общий могучий стон. За певчими из храма последовал в белых ризах попарно длинный ряд священников и иеромонахов; за ними несли на бархатных подушках ордена покойного, а далее следовали архимандриты, митрофорные протоиереи, епископы и высокопреосвященный митрополит Флавиан. Раздалась команда «на-караул». В этот момент из храма вынесли гроб, за которым шла вдова  Столыпина, его дети, брат.


Фото: Столыпин

Процессия направилась к северной стене Трапезной церкви, где рядом с могилами Кочубея и Искры, казненными в 1708 г. Мазепой, была вырыта глубокая могила и сооружен склеп. После литии, в начале 3-го часа дня, прах  Столыпина  был опущен в могилу. Стоявший за стенами лавры сводный эскадрон жандармов дал три ружейных залпа. Когда склеп был заделан, окружавшие могилу люди начали медленно расходиться.


Фото: Столыпин

На могилу сначала поставили зеленый восьмиконечный  крест  с табличкой с именем и датой смерти. В октябре 1911 г. сообщалось, что  на   могиле Столыпина  будет построена открытая сень в стиле лаврской Трапезной церкви. 


Фото: Столыпин

Итсорию появления надгробия и его дальнейшую судьбу описала сотрудница Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Алла Егоровна Бартош, заведующая сектором научно-исследовательского отдела истории Киево-Печерской Лавры и ее художественного наследия 

5 сентября 1912 г., с разрешения и по благословению Святейшего Синода, на могиле П. А. Столыпина установили надгробный памятник и металлическое ограждение. Чин освящения памятника совершил Высокопреосвященнейший Платон, архиепископ Алеутский и Североамериканский.

С согласия жены Столыпина — Ольги Борисовны — надгробный памятник из лабрадорита изготовили в скульптурной мастерской итальянского подданного К. О. Гвиди. Он имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества и Их Императорских Высочеств Великих князей».  

По проекту 1912 г. на надгробном кресте планировалось разместить мозаичное изображение Спасителя. Мозаику должен был выполнить художник В. А. Фролов по рисунку В. М. Васнецова. Ко времени установки памятника проект осуществить не успели, поэтому временно установили икону «Сошествие Спасителя во ад», а перед ней — массивную лампаду. Для установки лампады московская фабрика товарищества по производству серебряных и золотых ювелирных изделий «П. Хлебников, сыновья и К°» 3 августа 1912 г. отправила в Киев мастера Ивана Егорова.


Плакат над могилой Столыпина "Монахи, попы, раввины - агенты царизма"
Фото 1920-х годов

24 мая 1917 г. толпа солдат пыталась осквернить могилу Столыпина. Они сорвали прикрепленные к памятнику иконы «Сошествие Спасителя во ад» и «Воскресение Христово», а также лампаду, но надгробие осталось неповрежденным. В последующие годы на могиле неоднократно появлялись антистолыпинские надписи.


Руины Успенского собора. Фото 1942 г.

3 ноября 1941 г. немцами на территории Лавры был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), но надгробный памятник Столыпину, находившийся напротив собора, уцелел, несмотря на мощный взрыв, повредивший и Трапезную церковь. Во время немецкой оккупации, в первых числах августа 1943 г., с могилы исчезла бронзовая надгробная доска с изображением в ее верхней части Голгофского креста и надписью: «5 сентября 1911 года. Петр Аркадьевич Столыпин».

В Центральном Государственном архиве высших органов власти Украины удалось найти документ, подписанный в 1954 г. заместителем министра культуры УССР Я. Сирченко: «На территории Киевского государственного заповедника-музея Киево-Печерская Лавра находится захоронение душителя первой русской революции черносотенца Столыпина. В связи с тем, что эта могила расположена в центральной части ансамбля памятников заповедника, рядом с могилами известных украинских патриотов В. Кочубея и И. Искры, она мешает проведению целенаправленной экскурсии по заповеднику. Министерство культуры УССР считает необходимым нивелировать могилу Столыпина (согласно профилю территории заповедника, а надгробную плиту и крест снять и просить на это Вашего разрешения)». Это письмо было отправлено на имя заместителя председателя Совета Министров С. Гречухи. 

Есть версия, что могила была демонтирована в 1962 году. По сведениям киевского историка и писателя Сергея Смолянникова, в марте 1962-го по каналам советской разведки Хрущеву поступила информация, что в Киев должны прибыть американские туристы - семейство фон Бок, старшая дочь Столыпина Мария (1885-1985, похоронена в Санкт-Франциско) с 1909 года была замужем за морским атташе российского посольства в Берлине Борисом Ивановичем фон Боком, у них была приемная дочь Екатерина. Все это, по мнению Хрущева, должно было стать политической провокацией на фоне 100-летия со дня рождения Столыпина. Кстати, день рождения Столыпина (по н.ст) и самого Никиты Сергеевича приходятся на один день - 14 апреля. Решение было в «хрущевском стиле» - надгробие снять, могилу заасфальтировать, а американским туристам объявить, что на территории Киево-Печерской лавры могилы Столыпина нет… Что и было исполнено. Место захоронения Петра Аркадьевича — кирпичный склеп — покрыли асфальтом. Металлическое ограждение перенесли на соседнее захоронение Искры и Кочубея. Разрушенное надгробие более трех десятилетий лежало на первом ярусе Большой лаврской колокольни. Никаких документов относительно этого варварства не существует, все было решено по «телефонному праву» .


Парадный портрет П.А.Столыпина.
И.С.Глазунов. 2002. Масло, холст, 2x3м.
Фонд изучения наследия П.А. Столыпина

Восстановлена могила Столыпина во многом благодаря И.С. Глазунову, выставка произведений которого открылась в Киеве в феврале 1989 г. После посещения места захоронения Столыпина художник, испытывающий уважение к личности великого реформатора России, обратился к первому секретарю ЦК Компартии Украины С.И. Гуренко, и тот дал указание администрации Киево-Печерского заповедника вернуть надгробие на могилу. 

Многотонная плита и крест были возвращены на свое законное место. Были заново изготовлены утраченная бронзовая чеканная плита и металлическое ограждение. Согласно документам, хранящимся в ЦГАКФФД Украины имени Г. С. Пшеничного, проект восстановления в 1990 г. выполнила Укрпроектреставрация. Тогдашний главный архитектор заповедника А. В. Ситкарева отмечала, что при установлении в 1990 г. надгробия Столыпину обнаружили, что своды склепа-могилы не были повреждены в 1960-х гг. во время демонтажа памятника. Надгробие-памятник был вновь установлен непосредственно над склепом-могилой П. А. Столыпина.

Нынешний облик памятника полностью соответствует историческому оригиналу. Это подтверждают фотодокументы 1911-1950-х гг. из ЦГАКФФД Украины им. Г. С. Пшеничного.





Так к 80-й годовщине гибели П. А. Столыпина памятник был восстановлен за счет государственных средств.

Могилу П. А. Столыпина в мае 1994 г. посетил его внук Дмитрий Аркадьевич Столыпин. Он отметил, что памятник выглядит таким, каким привыкли его воспринимать члены семьи Столыпиных еще с дореволюционных времен, но нуждается в реставрации.

Действительно, надгробный крест треснул, чтобы удержать обломки, его периодически косметически реставрируют то песком и сажей, то черным воском, что нельзя считать полноценной мерой. Лабрадорит активно нагревается от солнечных лучей, и в условиях местного климата идет его дальнейшее разрушение. В настоящее время не утихают споры о замене надгробного креста. Есть мнение, что его нужно заменить на бронзовый, другие возражают, что это уже будет не аутентичный крест. 

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848-1918) 

Последний приют на территории Киево-Печерской Лавры нашел еще один почетный член Императорского Православного Палестинского Общества - митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Василий Никифорович Богоявленский, 1848-1918).

На Киевскую кафедру митрополит Владимир был назначен в 1915 году. Он был наместником Киево-Печерской Лавры и жил на ее территории. 

После начала гражданской войны и  захвата города большевиками в Киеве происходили беспорядки.

25 января / 7 февраля 1918 года пять вооруженных людей (установлена личность лишь одного из них - отставного петлюровского солдата) ворвались в покои митрополита Владимира. Предположительно с целью ограбления и подстрекаемые некоторыми послушниками Лавры, которые поддались на большевистскую пропаганду и жаловались на притеснения. В покоях над владыкой издевались, душили цепочкой от креста. Затем вывели за стены Лавры и расстреляли. 

Найденное братией тело мученика было обезображено большим количеством колотых и огнестрельных ран. 29 января (ст. ст.) тело митрополита было перенесено для отпевания в Великую Успенскую церковь Лавры. 

Похоронен митрополит Владимир был в Крестовоздвиженском храме на территории Ближних пещер Киево-Печерской лавры. 

Место кончины митрополита, в 150 саженях от ворот Лавры, стало посещаться богомольцами. Вскоре на этом месте был установлен деревянный крест.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 г. прославил митрополита Владимира (Богоявленского) в лике священномучеников, установив празднование Собора новомучеников и исповедников Российских — российских святых XX века — «25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного».

В ночь с 26 на 27 июня 1992 года мощи священномученика Владимира были извлечены из склепа и после облачения перенесены для отпевания в Трапезную церковь. По свидетельству очевидцев в момент обретения мощей над Крестовоздвиженским храмом стояло багровое облако, которое сначала приняли за отсвет пожара. В настоящее время мощи находятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Литература

1. А.Е. Бартош. Петр Столыпин. 100 лет со дня смерти. 16 сентября 2011 г. Электронный ресурс: Киевский православный портал

2. В.В. Вострикова. Похороны Столыпина. Электронный ресурс: Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

3. С.Смолянников. Не подлежит забвению… или тайна могилы Столыпина. Сетевой литературно-исторический журнал "Великороссъ". 17 апреля 2012 г.  

4. В. Головин. Воспоминания участников обретения мощей священномученика Владимира. Православие в Украине. 26 июня 2012 г.

Поделиться: