Антиномия «рая» и «ада» в повести-поэме И. А. Бунина «Суходол». О.Н. Брыгина
Как известно, повесть И. А. Бунина «Суходол»
является продолжением традиции русской «усадебной» прозы. В начале XX
в. тема дворянства снова приобрела особую актуальность, что было тесно
связано с общим мировоззрением той эпохи. Для него было характерно
предчувствие грядущей катастрофы, грозящей гибелью уходящей России,
одной из составляющей которой было поместное дворянство. Отсюда
проистекает постоянное обращение авторов начала века к мифологеме
«потерянного рая», которая, в частности, играет основную
структурообразующую роль и в повести И.А. Бунина «Суходол» (1911).
В основе повести Бунина лежат воспоминания
последнего представителя рода Хрущевых о родовом поместье его предков.
Изучая полную «страшных былей» летопись Суходола, рассказчик пытается
понять причины его гибели. Повесть начинается описанием «золотого века»
суходольской усадьбы: «Пока жили французы в суходольском доме, дом
сохранял еще жилой вид. При бабушке еще были в нем как будто и господа,
и хозяева, и власть, и подчинение, и парадные покои, и семейные, и
будни, и праздники» [1]. В дальнейшей истории усадьбы отчетливо
прослеживается сюжет эсхатологического мифа о конце света. Так, в
повествование включается характерный для мифологического сюжета такого
типа мотив нарастающего торжества зла и мрака: «Смерть дедушки, ужас и
необычность этого события, потом война, комета, наводившая ужас на всю
страну, потом пожар, потом случи о воле — все это быстро изменило лица
и души господ, лишило их молодости, беззаботности, прежней
вспыльчивости и отходчивости, а дало злобу, скуку тяжелую,
придирчивость друг к другу. <…> Так просто началась нищета
Суходола» (Бунин-1912. С. 56). Повесть Бунина заканчивается описанием
гибели мира дворянской усадьбы: «И мы застали уже не быт, не жизнь, а
лишь воспоминания о них, полудикую простоту существования, тишину и все
растущую нищету» (Бунин-1912. С. 58).
Но было бы неправильно воспринимать историю
Суходола только как повествование о разрушении некогда прекрасного
мира. В тексте усадьба получает противоречивую трактовку. Семантика
образа Суходола возникает за счет напряжения между разными уровнями
интерпретации, которые обусловлены множественностью субъектов
повествования: «всезнающий» автор, обитатели усадьбы, последний
представитель рода Хрущевых. На основе их пересечения возникает
амбивалентный образ дворянской усадьбы, обретающего черты то «ада», то
«рая».
Основная тема повести — тема «власти земли».
Существенно, что уже само название «Суходол» строится как антитеза
мифологическому понятию «Мать сыра земля». Как известно, в мифологии
существовало двойственное представление о «земле». С одной стороны, это
почва, дающая жизнь, с другой — это преддверие темного подземного мира,
обиталища хтонических существ. В повести Бунина актуализируется именно
второй облик земли. Поэтому такую большую роль в создании образа
Суходольской усадьбы играет концепт «ада». В таком аспекте, как некий
«ад», «мир мертвых», воспринимает старую усадьбу автор-повествователь.
В этом смысле показателен эпизод, в котором описывается первый приезд
последнего потомка рода Хрущевых в Суходол: «Разразился ливень с
оглушительными громовыми ударами и ослепительно-быстрыми, огненными
змеями молний, когда мы под вечер подъезжали к Суходолу. Черно-лиловая
туча тяжко свалилась к северо-западу, величаво заступила полнеба
напротив. Плоско, четко и мертвенно-бледно зеленела равнина хлебов под
ее огромным фоном, ярка и необыкновенно свежа была мелкая мокрая трава
на большой дороге. <…> И вдруг, у самого поворота в Суходол
увидали мы в высоких, мокрых ржах высокую и престранную фигуру
<…> Со страхом глядя в эти глаза <…> поцеловались мы с
подошедшей. Не сама ли это Баба-Яга, подумали мы <…>?»
(Бунин-1912. С. 9). Начало процитированного абзаца напоминает
«мифопоэтическое описание нисхождения в иной мир, в его тьму и холод»
[2]. Экспозиция этого микросюжета — ливень, гром, молнии — создает
определенную атмосферу. Как известно, в сказочных текстах изображение
ненастья часто сопровождает описание встречи героев со
сверхъестественными, демоническими фигурами. В этой перспективе
сравнение первой встреченной обитательницы Суходола с Бабой-Ягой
представляется также не случайным. Как известно, в волшебной сказке
Баба-Яга выполняла функции стража «другого мира», ее избушка
представляла собой переход из «мира живых» в «мир мертвых».
С самого начала повести подчеркивается особый
статус Суходола. В тексте мир усадьбы предстает как некое замкнутое
пространство, отличающееся от «большого мира», со своими «странными»
особенностями, обладающее магической силой, со своими особенными
жителями, языком, преданиями, песнями, особым укладом жизни, в котором
главную роль играют древние верования, сны и предчувствия. Жизнь
суходольцев полна страданий: претерпевает муки от несчастной любви
Наталья, «и счастья, и разума, и облика человеческого лишил Суходол»
«тетю Тоню», с ума сошел Петр Кириллович — их существование в усадьбе
больше похоже на смерть.
Но такое восприятие Суходольской усадьбы как бы
«снимается» на уровне рассказчиков — в восприятии живущих здесь людей
Суходол имеет совсем иной образ. В этом плане особое значение
приобретает взгляд Натальи, обитательницы Суходола, человека
мифологического сознания, буквально верящего в существование всего
необычного, присущего этому миру. Если с точки зрения «всезнающего»
автора, история этой героини предстает как попытка воскресения из «мира
мертвых», которая заканчивается трагически — возвращением в него, то с
позиции рассказывающей о своей судьбе Натальи, она прочитывается как
повествование о «потерянном» и «возвращенном» рае. Лучшая пора ее жизни
связана именно с Суходолом. Здесь зародилась ее любовь к барину Павлу
Петровичу, сделавшая окружающий мир сказочно-прекрасным: «дом
наполнился чем-то <…> чудесным», «и всего сказочнее, страшнее и
праздничнее было за садом» (Бунин-1912. С. 23-25). В ее восприятии нет
ничего лучше Суходола, и когда она, сосланная на дальний хутор за
«провинность» (украденное у барина зеркальце), вспоминает об утраченном
мире, он кажется «таким прекрасным, таким желанным» (Бунин-1912. С.
43). С рассказом о Сошках в повествование входит свойственная сказочным
текстам тема инобытия. В описании этого места оппозиция «свое-чужое»
гораздо более значима, чем оппозиция «лучше-хуже». Если последняя и
играет роль, то только в сознании автора, а не Натальи. В Сошках все
по-другому: хаты, люди, песни. Но все это чужое, отсюда одиночество
героини («И в одиночестве, в глуши, медленно испила она первую,
горько-сладкую отраву неразделенной любви…» (Бунин-1912. С. 42)).
Поэтому возвращение домой воспринимается как вновь обретенное счастье:
«А как забилось сердце, когда увидала она выгон, ряд изб — и усадьбу»
(Бунин-1912. С. 45). Итак, в сознании Натальи Суходол обретает черты
рая.
Дихотомия «ада» и «рая», являющаяся
структурообразующей в повести Бунина, находит разрешение в
представлении о Суходоле последнего потомка рода Хрущевых. Для него
Суходол — «поэтический памятник былого». В этом смысле показателен
заключительный абзац повести: «А теперь уже и совсем пуста суходольская
усадьба. Умерли все помянутые в этой летописи <…> // Только на
погостах чувствуешь, что было так; чувствуешь даже жуткую близость к
ним. Но и для этого надо сделать усилие, посидеть, подумать над родной
могилой, — если только найдешь ее. <…> И сидишь, думаешь, силясь
представить себе всеми забытых Хрущевых. И то бесконечно далеким, то
таким близким начинает казаться их время. Тогда говоришь себе: // — Это
не трудно, не трудно вообразить. Только надо помнить, что вот этот
покосившийся золоченый крест в синем летнем небе и при них был тот же
<…> что так же желтела, зрела рожь в полях, пустых и знойных, а
здесь была тень, прохлада, кусты <…> и в кустах этих так же
бродила, паслась вот такая же, как эта, старая белая кляча с облезлой
зеленоватой холкой и розовыми разбитыми копытами» (Бунин-1912. С.
59-60). Двоящийся образ Суходола, предстающего то раем, то адом
оборачивается теперь образом «ретроспективной утопии». Осуществляется
выход за рамки настоящего с помощью Памяти, которая одна способна
вернуть жизнь ушедшему миру, «облечь его новым смыслом на самой грани
распада»[3], и тогда снова из «хаоса» рождается «космос».
В заключение можно сделать вывод о том, что
многоуровневая повествовательная структура повести дает читателю
возможность по-разному воспринимать созданный в повести образ Суходола:
как инфернальное пространство, «мир мертвых»; как «земной рай»; как
объект Памяти, искусства.
Обращаясь к мифологическим архетипам «ада» и
«рая», автор выводит изображаемое на уровень широкого обобщения. Сквозь
историю судьбы дворянской усадьбы и ее обитателей, проглядывает
универсальная модель мира. В этом контексте созданный в повести
противоречивый образ Суходола приобретает символический смысл. С его
помощью Бунин реализует идею о загадочной, роковой, темной судьбе
России, соединяющей в себе, на первый взгляд, взаимоисключающие черты.
[1]. Бунин И.А. Суходол // Вестник Европы. 1912. № 4. С. 21. Далее цитируется в тексте Бунин-1912 с указанием страницы.
[2]. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 57.
[3]. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 327.
О.Н. Брыгина. Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.208-212
Антропология