Храм-подворье святителя Николая Чудотворца в Бари сегодня. В. Кучумов

Вряд ли в России найдется дом православного человека, в котором бы не было иконы святителя Николая Чудотворца. Точно так же среди нашего верующего народа вряд ли обнаружишь того, кто, помолившись святителю Николаю, не получал от него помощи. Поэтому не удивительно, что в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого, есть храм Русской Православной Церкви. Но, хотя русское подворье в Бари имеет почти 100-летнюю историю, в полную силу оно функционирует лишь последние десять лет. О сложной судьбе подворья и о современной его жизни рассказывает настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Владимир Кучумов.


Настоятель подворья протоиерей Владимир Кучумов.
Фото: А. Поспелов / Православие.Ru 

– Паломничество из России к мощам святителя Николая Чудотворца начинается уже в XV веке. Много русских паломников прибывали в Бари и в XVIII веке, и первые истории этих паломничеств датируются именно этим временем. В XIX веке паломничество к мощам святителя Николая становится всесословным: в Бари приезжали и особы императорской фамилии, и представители высшего общества, и видные деятели русской культуры (так, например, поклониться мощам святителя Николая в Бари приехал Н. В. Гоголь), и купцы, и простонародье. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода «книга отзывов» наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей. Традиция ведения этого журнала со временем прекратилась, но то, что осталось, – это очень ценный исторический источник паломничества к мощам святителя Николая.


Лампада в виде корабля перед чтимой иконой свт. Николая.
Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Уже тогда, в XIX веке, остро встал вопрос о том, кто и где будет принимать наших паломников. Эта миссия была возложена поначалу на Императорское православное палестинское общество, которое с 70-х годов XIX века разрабатывало маршрут в Миры Ликийские, где служил и был погребен святитель Николай. Но так как город в то время находился на территории турецких владений, то Палестинское общество переместило свои средства в Бари, где почивают мощи святителя. В 1892 году цесаревич Николай посетил святые мощи, и тогда же возникла идея устройства приюта для русских паломников. Было основано вице-консульство Российской империи в Бари, главной задачей которого стала забота о паломниках. В городе была приобретена большая квартира, где одновременно могли останавливаться до двух десятков человек. Однако это был не лучший выход из положения, и поэтому к 300-летию Дома Романовых был замыслен огромный проект: гостиница и храм при ней. Храм был необходим потому, что католики в начале XX века не допускали православных богослужений на мощах. В то время русские священники не могли даже появляться у мощей в епитрахили.

Для устройства комплекса в новой части города, где в то время располагались виллы горожан, был приобретен участок земли в 1,5 гектара, представлявший собой огромный сад. Это несравнимо больше, чем та земля, которую сейчас занимает подворье (в начале 40-х годов XX века территорию значительно урезали итальянские власти).


Перенесение мощей свт. Николая в Бар-град
В 1913 году на майский праздник святителя Николая был заложен первый камень подворья. Закладкой руководил священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. На мероприятие прибыло много известных людей. Были направлены телеграммы от императора, от великой княгини Елизаветы Федоровны, в которых подчеркивалось большое и важное значение подворья. Комплекс возводился по проекту архитектора А. В. Щусева, который в то время был весьма известен как церковный архитектор. Позже, в советское время, он был также востребован: проектировал мавзолей В. И. Ленина и гостиницу «Москва». Подворье в Бари было его последним церковным архитектурным проектом. Он сам присутствовал здесь в начале строительства.

С началом Первой мировой войны строительство подворья не прекращалось и было завершено к 1920-м годам. Это было возможно потому, что все деньги на строительство находились в Бари. Для подворья уже была даже изготовлена мебель. В то время это было самое современное и благоустроенное здание в Бари, имевшее лифты и центральное отопление – над этим много потрудились наши инженеры. Но беда заключалась в том, что этот духовный центр в 1920-е годы так и не оказался востребован, а храм не был освящен. Освятил храм в 2004 году в зимнее празднование святителю Николаю митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Тогда, в 1920-е годы, на никому не нужном подворье останавливались иногда беженцы из России. В конце 1920-х годов Советский Союз предъявил права на всю зарубежную собственность России, в том числе и на подворье в Бари. Те эмигранты, которые ютились в то время на подворье, пытаясь воспрепятствовать его передаче Советскому Союзу, отдали подворье городу Бари. Но сделали это весьма неуклюже и непродуманно – путем акта купли-продажи. По сути проживавшие на подворье эмигранты, в том числе и князь Николай Жевахов – один из основателей подворья, его продали. За подворье были выручены небольшие деньги, еще была выговорена пожизненная пенсия от города князю Жевахову. Отдали подворье так, что впоследствии вернуть его стало практически невозможным. Правда, было оговорено условие, что подворье будет хоть как-то использоваться для культовых целей. На подворье служил священник Русской Зарубежной Церкви, который выступал арендатором нижнего храма. А так как это уже была собственность города, то священник оформлялся туда на работу как служащий.


Строительство церкви свт. Николая в Бар-граде
В конце 1940-х годов, уже после Второй мировой войны, служивший на подворье священник РПЦЗ Андрей Копецкий перешел в юрисдикцию Экзархата русских приходов в Западной Европе Константинопольской Патриархии. После его смерти в конце 1960-х годов на подворье был назначен другой священник; он, пытаясь избежать суда Константинопольского Патриархата за неканоническую деятельность, перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви.

Подворье постепенно приходило в упадок: здание ветшало, прихожан практически не было. В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Бари стали снова появляться паломники из России. Но Зарубежная Церковь оказалась неготовой к этой ситуации. Я сам приезжал в эти годы в Бари как паломник с одним владыкой и помню, как находившийся на подворье священник не пускал нас в храм, отвечал из-за закрытой двери, обзывая нас большевиками.

В середине 1990-х годов мэр Бари, видя увеличивающийся поток паломников из России, сам обратился в Московский Патриархат с предложением как-то поучаствовать в приеме этих паломников. Последовали длительные переговоры. Наконец в мае 1998 года был подписан протокол о намерениях мэром Бари и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Я принимал активное участие в этих переговорах. В ноябре того же года в Москве был подписан окончательный договор, и в конце того же года я был назначен настоятелем русского храма во имя святителя Николая Чудотворца в Бари. В следующем году мы с матушкой переехали в Италию. Здесь мне пришлось фактически с нуля при очень сильном противодействии представителей Зарубежной Церкви начинать свою деятельность по созданию прихода. Скоро так случилось, что наш приход оказался единственным уголком русской жизни в Бари. Тогда же были налажены очень тесные отношения с базиликой святителя Николая, где почивают его мощи, и мы получили эксклюзивное право на служение у святых мощей Чудотворца. И с тех пор ежедневно там служим. А подворье вместе с храмом стало базой для наших паломников и местом окормления русских людей в Бари.


Мозаика над входом в русское подворье.
Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Мы все время просили власти города передать подворье нам. И когда в очередной раз получили отказ, пришлось обратиться к благочестивым властям России. В 2006 году президент Владимир Владимирович Путин принял меня в Кремле и пообещал поучаствовать в решении этого вопроса. Тогда митрополит Кирилл приложил все усилия, чтобы это событие свершилось. И в 2007 году президент России прибыл в Италию с официальным визитом, по договоренности местом встречи в верхах было выбрано Бари. Бари был выбран не случайно: президент В. В. Путин хотел поклониться мощам так почитаемого в России святителя Николая. Тогда же, в марте 2007 года, был положительно решен вопрос о русской церковной собственности в Бари. Два года ушло на согласование всех позиций, и вот в этом году, тоже в марте, президент Дмитрий Медведев специально прибыл в Бари для участия в торжественной церемонии передачи символических ключей от подворья. Месяц тому назад, в ноябре, подворье было официально передано в вечное пользование Русской Православной Церкви. Теперь перед нами стоит задача выселения всех тех, кто не имеет к нему никакого отношения. Надеюсь, что, как и обещал мэра Бари, это произойдет в течение следующего года. Затем подворье ждет перестройка под духовный и паломнический центр-гостиницу. Так что наконец-то будет реализоваться то, что задумывалось почти 100 лет назад.

Сегодня подворье, кроме обычного для него приема паломников, ведет и миссионерскую работу. Но не среди католиков, потому что это было бы не совсем правильно по отношению к местной архиепископии, которая по-хорошему к нам настроена, а среди приезжающих из России, в том числе и среди русских паломников. Дело в том, что к мощам святителя Николая приезжают и не совсем церковные люди, которые в то же время очень почитают святого. Поклоняясь мощам, присутствуя на богослужении, они переживают некий переломный момент, приходя к воцерковлению. Нередко бывает, что люди приезжают как туристы или за компанию, а потом становятся паломниками, верующими. Я считаю, что миссия такого рода не только возможна, но и необходима в этом городе.

Очень отрадно, что, начиная с 2000 года, нам удалось наладить прибытие на праздники регулярных чартерных рейсов. Каждый праздник в Бари прибывает как минимум один такой рейс. Я думаю, что крайне важно устраивать такое празднование памяти святителя Николая русскими людьми. Это особенно важно именно для нашей страны, верующие которой всегда ощущают поддержку святого. Даже в кризис мы находим благочестивых людей, которые вносят свой вклад в этот праздник, так что мы имеем возможность пригласить в такие рейсы людей, которые другим способом никогда здесь не оказались бы: сирот, малоимущих и т. д. И это чрезвычайно важно – в дни памяти святителя Николая видеть в Бари весь срез нашего общества – от власть предержащих до абсолютно простых людей, которые молятся как братья у мощей святителя: у всех одни чувства в сердцах, одни слова на устах, у всех одинаково просветленные лица. Мне вспоминается название одной книги, посвященной паломничеству в Бари, – «Россия на коленях у гробницы святителя». Это очень точно передает происходящее здесь.


Мраморный престол над мощами свт. Николая в крипте базилики.
Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

В Бари побывало более ста правящих архиереев нашей Церкви. И для нас особо значимо, что наш храм и подворье были освящены нынешним патриархом, который не оставляет нас и теперь своим вниманием. Все рейсы, о которых я говорил выше, организуются по благословению Святейшего Патриарха.

Паломников очень много. Бывает, что на праздники собирается до пяти тысяч человек. У мощей можно увидеть православных из Украины, Молдавии, Грузии – всех, кто празднует память святителя Николая по юлианскому календарю. Но вот что удивляет: у мощей практически не встретишь греков. Мало приезжают из Болгарии и Сербии. Но зато активны православные из Польши.

Расскажу немного и о будничной жизни нашего подворья. Я помню, как на первое богослужение пришло всего пять человек. Сейчас же только постоянных прихожан около 150 человек. Это и русские, и украинцы, и грузины. С последними у нас очень хорошие отношения, несмотря на то, что грузинские политики нас не жалуют. А вот простые люди приходят на службы, исповедуются. Мы позволяем им петь «Символ веры» и «Отче наш» вслед за церковно-славянским на греческом и грузинском. Никакого разделения по национальному признаку у нас на приходе нет. Русские, украинцы, грузины, греки и сербы – все это одно целое.

Есть в нашем приходе и итальянцы, хотя их и не много. Это люди с очень сложной судьбой. Мы, идя им навстречу, какие-то части Божественной литургии служим и на итальянском языке. Так, в нашем храме читается Символ веры и «Отче наш» на итальянском. Кстати, в Италии есть итальянцы – священники Русской Православной Церкви.

Другие, не русские, православные общины в Бари тоже есть, например есть большая румынская община, но у них нет храма. Так что в городе только один православный храм – это русский. Удивительно и символично, что за тысячу лет пребывания мощей святителя Николая в Бари только русскому народу удалось построить здесь храм.

Есть в нашей жизни и огорчения, конечно же. Связаны они с теми, кто прежде ходил в этот храм. Сейчас здесь больше нет прихода Зарубежной Церкви, так как вся территория, в том числе и нижний храм, принадлежит России. И отношение прежде ходивших в это храм к Московскому Патриархату весьма негативное. За все последние годы эти люди ни разу не пришли к нам на богослужения, хотя у них нет сейчас своего священника. Не приходят даже на Пасху, предпочитая ее встречать дома даже в тот момент, когда под их окнами идет наш крестный ход. Эти люди не исповедуются и не причащаются. Но я надеюсь, что эта проблема будет решена миром и что храм Русской Православной Церкви будет желанным местом и для паломников из зарубежной диаспоры.


Православная литургия в день памяти свт. Николая.
Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

С чем едут к святителю Николаю? Прошения в общем-то во многом одинаковы. Но иногда приходиться воспитывать паломников, объясняя, о чем можно просить у мощей, что благочестиво, правильно и выполнимо, а что нельзя. Мое пожелание паломникам, которое основано на опыте общения с ними: просите, что потребно для спасения души. Основные просьбы – это моление о здравии, устройстве бытовой стороны жизни и работы. Чудеса тут очень часто происходят. Мы буквально завалены и письменными, и устными сообщениями от паломников, что в их жизни произошли значимые изменения после молитв у мощей святителя Николая. Особенно растет количество таких откликов после праздников. Содержание этих сообщений одинаково: «Отец Владимир, все, что я просил, я получил. Это просто чудо!» Прошения людей исполняются. Но я считаю главным чудом святителя Николая – исправление жизни людей. Ведь такое, казалось бы, незаметное обстоятельство, как появление осмысленности в повседневной жизни и воцерковление – вот что главное. А с этим потом приходит и время ярких чудес: исцеление от рака, обретение второй половины теми, кто уже отчаялся в этом, обретение жилья или работы. Это осязаемая помощь Божия, которая укрепляет человека на пути спасения. Ничто так не трогает, как исцеление души человеческой.

Повлияло ли служение в Бари на мою жизнь? Конечно! Прежде всего, я сам испытал на себе силу святителя Николая. Я никогда раньше об этом не говорил, но им были явлены чудеса и мне лично, и моей семье. Это были и чудеса исцелений очень яркие. Конечно, святитель давал нам силы и помогал в борьбе за подворье. Это великое чудо, что подворье возродилось из небытия.

Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции – праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник – это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно.

Все итальянцы задают и нашим паломникам, и мне один и тот же вопрос: почему мы избрали своим самым почитаемым святым покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Я отвечаю всегда на этот вопрос так: это не мы его избрали своим святым, а он нас избрал, покровительствуя нам как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это благодарят святителя Николая как власть предержащие, так и простые люди. Я, например, расцениваю визит В. В. Путина в Бари в 2007 году, первый визит главы нового российского государства к мощам святителя Николая, как благодарение от всей исторической Руси за его покровительство. Святитель Николай для очень многих людей является духовным ориентиром. Многие, кто только идет к вере, говорили мне об этом. Помнится, один врач сказал мне, что он не верит в загробную жизнь, но верит в святителя Николая. Вот такой парадокс, который лишь подчеркивает тонкость и сложность души нашего народа. Даже в атеистические времена нецерковные люди могли всегда точно отличить икону святителя Николая от образа другого святого. Такое особое отношение к святителю Николаю, восприятие его как заступника на генетическом уровне удивительно.

Протоиерей Владимир Кучумов, настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари

Поделиться: