Христос среди народа. Евангельский цикл В.Д. Поленова
Христос среди народа
Крестились от него.
В.Д. Поленов. 1887–88 гг.
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. (Мф.3,1-6).
Иоанн Креститель.
В.Д. Поленов. Масло на доске. 15,2 х 7.
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/vasilii-dmitrievich-polenov-russian,-1844-1927-3-c-ce4a641d15
***
Был в пустыне со зверями.
В. Д. Поленов
Был в пустыне.
В.Д. Поленов. 1909 г. Холст, масло.
Вятский (Кировский) художественный музей братьев Виктора и Апполинария Васнецовых.
Картина подарена автором музею в 1911 году
После Крещения в Иордане дух призвал Иисуса Христа в пустыню, где он постился 40 дней и ночей, после чего был искушаем дьяволом.
***
И возвратился в Галилею в силе Духа.
В. Д. Поленов. 1890 г. Холст, масло. 75,5х131.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране». Евангелие от Луки 4:14
Комментарий В. Д. Поленова: «С посохом в руке, глядя вдаль, идет Иисус по освещенной солнцем, каменистой, узкой дороге, высеченной в крутом склоне горы».
***
Вставши утром рано.
В. Д. Поленов
"Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился". (2 Кор. 7, 1-10; Мк. 1, 29-35).
Учитель, где Ты живешь?
В. Д. Поленов
Учитель, где Ты живешь?
В.Д. Поленов. 1900–1910-е гг. Холст, масло. 19,3х29,5 см
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 1997 г.
Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры
Пришли в Его город.
В.Д. Поленов. Из цикла "Из жизни Христа". Холст, масло. 36,5х54.
Подпись автора.
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/vasili-dmitrievich-polenov,-1844-1927-26-c-i0n2v3nliy
По пути в Галилею Иисус посетил в Бретани Иоанна Крестителя, благодаря которому у Христа появились первые ученики. Вскоре Иоанн был отдан под стражу, и Иисус с учениками отправился дальше в Галилею.
Назарет.
В.Д, Поленов
***
Поселился в Капернауме приморском.
В. Д. Поленов
Поселился в Капернауме приморском.
В. Д. Поленов
Палестинский этюд («Поселился в Капернауме Приморском»).
В.Д. Поленов. Холст, масло. 34,4х30.
Ульяновский областной художественный музей
Орепродукция с открытки из набора «Ульяновский областной художественный музей. Выпуск второй».
Изд-во «Изобразительное искусство». Москва. 1974 г.
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 4, 12-17).
***
На Генисаретском (Тивериадском) озере.
В. Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло, 79 х 158.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Справа внизу подпись: В Поленовъ 88 (буквы В и П переплетены).
Приобретена П. М. Третьяковым.
Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 2800.
Картина «Христос на Генисаретском озере» или, как её называл Поленов, «Христос идёт по берегу озера» (ГТГ) является второй работой, задуманной в цикле «Из жизни Христа», которая появилась практически сразу за первой «Христос и грешница», и вызвала столько эмоций у зрителей.
Эскиз – вариант картины находится в Днепропетровском художественном музее. Картина неоднократно повторялась и варьировалась художником. Вариант – повторение, исполненный в 1889 г., находится в Курской картинной галерее имени А. А. Дейнеки, вариант – повторение 1890 г. – в Киевском музее русского искусства.
На Генисаретском (Тивериадском) озере (повтор).
В. Д. Поленов. 1888 или 89 г. Холст, масло, 92×385.
Курская Государственная галерея им.А.А. Дейнеки
Инв. № 80, из коллекции Воронцова
Побережье Галилейского моря, куда пришел Иисус, впоследствии сильно пострадало от войн; только сравнительно недавно этот край стал обретать прежний облик. В евангельские же времена Геннисарет отличался, по словам Флавия, “изумительной природой и красотой”/10/. Фруктовые сады, пальмы и виноградники окаймляли голубые воды. За оградами росли акации, олеандры, миртовые кустарники с белыми цветами. Урожай снимали в течение всех месяцев. Озеро давало обильный улов. Днем и ночью его поверхность была усеяна рыбацкими лодками.
Есть глубокий смысл в том, что проповедь Евангелия оказалась тесно связанной с этой страной. Весть о Царстве Божием впервые прозвучала не в душных, пыльных столицах, а у берегов лазурного озера, среди зеленеющих рощ и холмов, напоминая о том, что красота земли есть отражение вечной красоты Неба.
Вдоль Геннисарета тянулся ряд небольших приморских городков, из которых Иисус отдал предпочтение Капернауму. Евангелисты даже называют Капернаум “Его городом”. Там, рядом с синагогой, построенной римлянином-прозелитом, жил Он в доме Симона, брата Андрея; оттуда Иисус шел проповедовать, направляясь по берегу в Вифсаиду, Хоразин, Магдалу, оттуда ходил на праздники в Иерусалим и туда возвращался. В Капернауме люди стали свидетелями Его первых исцелений... Александр Мень. "Сын Человеческий".
***
Симон и Андрей.
В.Д. Поленов
Иоанн и Иаков.
В. Д. Поленов. 1891 г.?
Частное собрание
Иаков и Иоанн.
В. Д. Поленов. 1885 или 1890 г. Холст на картоне, масло. 28,7х54
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Левий-Матфей.
В. Д. Поленов
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. (Мф. 4, 18-22).
***
В Kане Галилейской
В. Д. Поленов. Холст, масло. 48,5х74,5
Частное собрание. Москва
В Kане Галилейской
В. Д. Поленов. С открытки изд.1957 г.
photoshare.ru
***
По засеянным полям.
В.Д. Поленов
В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. (Мф.12, 1-2).
***
Христос и самаритянка.
В. Д. Поленов
Самаритянка.
В.Д. Поленов. Из цикла "Из жизни Христа". Предположительно ок. 1906 г. Холст, масло. 92х136.
Выставлялась в Праге в 1910 г.
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/vasili-dmitrievich-polenov,-1844-1927-the-samarit-20-c-gkrda8fkhb
***
Магдала.
В.Д. Поленов
Палестинский этюд.
В. Д. Поленов. Холст, масло
Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Поленово, Тульская область
Христос и Мария Магдалина.
В. Д. Поленов
***
Марфа приняла Его в дом свой.
В. Д. Поленов. 1890 г. 43,5х30
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Христос у Марфы и Марии.
В. Д. Поленов
***
Воскрешение дочери Иаира.
В. Д. Поленов. 1870 г.
Воскрешение дочери Иаира.
В. Д. Поленов. Эскиз. 1871. Б., сепия, тушь, черн. карандаш, белила. 40,5х56,5.
Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова
Воскрешение дочери Иаира.
В. Д. Поленов. Эскиз. 1871. Б., карандаш. 49х61,5.
Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова
Воскрешение дочери Иаира.
В. Д. Поленов. 1871 г.
Научно-исследовательский музей Академии художеств, Санкт-Петербург
***
Привели детей.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст, масло. 17,5х29,5.
Москва. Собрание Г. П. Белякова
Привели детей.
В. Д. Поленов. 1899 г. Холст, масло 32х56.
Самарский областной художественный музей
«Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Евангелие от Луки 18:15-17
Комментарий В. Д. Поленова: «Небольшой домик в Иудее; Иисус сидит у стены дома; перед Ним ученики и родители с детьми; последних привели к Иисусу с просьбой возложить руки; Иисус ласкает стоящего перед Ним ребенка».
***
Буря.
В. Д. Поленов
***
Пошел из страны Генисаретской.
В. Д. Поленов
***
Пределы Тирские.
В. Д. Поленов. 1911 г. Холст, масло. 42х80
Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова
Придя «в пределы Тирские и Сидонские», Христос хочет остаться незамеченным, но не может скрыть своего присутствия. «Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и пришедши припала к ногам Его» (Ев.Марка 7,25)
***
Удалился в пустынное место.
В.Д. Поленов
Сюжет картины отражает реакцию Иисуса Христа на известие об убийстве Иродом Иоанна Крестителя:
"И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком". (Мф.14,13).
***
Мечты. Иисус на Генисаретском озере.
В. Д. Поленов. 1894 г.
Мечты.
В. Д. Поленов
«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Евангелие от Иоанна 6:14-15.
Комментарий В. Д. Поленова: Ясное безоблачное небо, справа на скалистом берегу сидит Иисус с посохом, опершись головою на руку, и смотрит вдаль; перед Ним гладкая поверхность Тивериадского озера, за которым противоположный высокий берег.
«…Трудная задача передо мной, непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться,— слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем».
Этот сюжет неоднократно Поленовым повторялся. Записи художника, хранящиеся в архиве Третьяковской галереи сообщают об одном эскизе 1887 года и 6 вариантах (указание в Каталоге Музея-усадьбы В.Д. Поленова. Л., 1964. С. 100). В настоящее время специалистами собрана информация об 11 авторских вариантах-повторениях.
Голова И.И.Левитана в повороте головы Христа в картине "Мечты".
В.Д. Поленов. 1894 г.
Мечты (На горе)
В. Д. Поленов. 1894. 180х165.
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Картина В. Д. Поленова «Мечты»
Одно из значительных произведений В. Д. Поленова на евангельскую тему находится в собрании Радищевского музея.
Василий Дмитриевич Поленов принадлежит к числу самых талантливых представителей русской живописной школы. Профессор Академии художеств, участник многих передвижных выставок, он воспитал целое поколение замечательных мастеров, среди которых были И. И. Левитан, К. А. Коровин, М. В. Нестеров и другие. Широкому зрителю он больше известен как пейзажист, автор удивительных по непосредственности впечатления, чистоте и звучности красок видов среднерусской и восточной природы.
Поленов получил разностороннее образование, совмещая обучение на юридическом факультете Петербургского университета с занятиями в Академии художеств, которую окончил в 1871 году одновременно с И. Е. Репиным. Дипломной работой его стала картина «Воскрешение дочери Иаира». Полотно это было отмечено золотой медалью, а впоследствии было пожертвовано Академией Радищевскому музею, в котором находилось около десяти лет. Так впервые в жизнь художника входит евангельская тема, которая впоследствии стала одной из самых важных в его наследии. Поленов начинает свой творческий путь как исторический живописец, написав две картины из жизни средневековой Европы. Познакомившись в Париже с А. П. Боголюбовым, увлекается пленэрной живописью и после возвращения в Россию продолжает заниматься пейзажем. Но его не покидает мысль о написании большого полотна на сюжет из Евангелия, и в 1887 году появляется знаменитая «Христос и грешница».
Одновременно с работой над ней художник приступает к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных поисков. Большим подспорьем в этом труде для него стала книга французского писателя Жозефа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», где Христос был выведен как реально существующий земной человек. В своем понимании и интерпретации библейских мотивов Поленов также стремился к исторической точности и достоверности. С этой целью он отправляется в путешествие на Восток, в земли Египта, Сирии, Палестины. Во время этой поездки художник пишет огромное количество натурных этюдов, изучает жизнь и быт разных народов, книги и исторические источники. Одновременно он работает над рукописью «Иисус из Галилеи». Результатом долгого и кропотливого труда стали выставки 1909 года, проходившие в Петербурге, Москве и Твери, на которых было представлено несколько десятков картин на евангельскую тему.
Известно, что образ Спасителя всегда привлекал внимание живописцев. С его воплощением связаны представления о добре и зле, справедливости и предательстве, прощении и ненависти. Среди русских художников одним из первых проблему христианской религии как нравственного выбора человека пытался решить Александр Иванов в своей колоссальной работе «Явление Христа народу».
Во второй половине XIX столетия к Евангелию часто обращались Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, М. М. Антокольский. Стремясь провести параллель в своих произведениях между евангельскими событиями и насущными проблемами реальной действительности, они избирали наиболее драматические моменты и наделяли Христа чертами своих современников.
Евангельские сюжеты в истолковании Поленова лишены какой бы то ни было конфликтности. Поленов по натуре своей был чужд всяческой патетики и драматизма. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — писал он. Христос в его представлении не преобразователь-реформатор, не вершитель судеб и не страдалец-мученик, каким его изображали многие. Официальная критика иногда даже порицала автора за отсутствие торжественности и значимости изображаемых моментов, за простонародный облик Спасителя и его скромное платье. Художник стремился к воплощению Иисуса в облике простого человека, вне привычных канонов. Поленовского Христа отличают мягкость и спокойствие, он является носителем гармонии и добра.
Написанная в 1894 году картина «Мечты» из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева вплотную примыкает к евангельскому циклу. Она представляет Христа на берегу Генисаретского озера в Палестине. Это то самое легендарное место, где Иисус произнес свою знаменитую нагорную проповедь. Поленов избегает повествовательного рассказа. Он стремится передать внутреннее состояние путника, углубленного в свои мысли. Христос не смотрит на зрителя. Его взгляд устремлен далеко за горизонт. Образ его неразрывно слит с палестинским пейзажем. Человек и природа совершенно равнозначны в этом произведении Поленова. Они взаимодополняют и обогащают друг друга.
Спустя несколько лет после появления этой картины отец поэта Бориса Пастернака, талантливый художник Леонид Пастернак, вспоминая свою поездку в землю обетованную, писал: «Передо мною раскинулось во всю величавую ширь и мощь Генисаретское озеро; Тивериада, дышавшая трепетным белым жаром своих мечетей и домиков, мягко как бы вычерчивала изгиб берегового прибоя слева. Насупротив меня тянулась фиолетово-розоватая цепь гор с едва видной вышкой Гермона. И такая тишь кругом, такой непередаваемый величавый покой! „Боже мой! — вырвалось из груди моей, — да ведь это же все — Поленов!!! <…> Вся эта гармония красок, взволновавшая меня, все кругом — ведь это поленовская палитра!“.
„Мечты“ существуют в нескольких версиях. Наиболее известные находятся в Русском музее в Петербурге и Музее частных коллекций в Москве. Саратовский вариант отличается лаконичностью композиции, необыкновенной чистотой и свежестью полупрозрачных светоносных красок, продуманностью образа Христа. Спокойствие и величественная тишина словно растворены в окружающей природе. Недвижна водная гладь, в легкой дымке тают очертания горной гряды, выцветшее небо дышит зноем зарождающегося дня. Каменистый берег Генисаретского озера. На огромном валуне — одинокая фигура странника с посохом в руках. О чем его думы и мечты? Об этом можно много размышлять. Возможно, глубже проникнуть в замысел художника помогут слова Эрнеста Ренана, которого так ценил и уважал Поленов: „Эти горы, море, лазурное небо, эти высокие равнины на горизонте для него были не меланхолическим видением души, вопрошающей природу о своей судьбе, но определенным символом, просвечивающей тенью невидимого мира и нового неба“.
Ангелина Ступина
Новости Радищевского музея
К.А.Коровин.
Этюд головы Христа к картине На Тивериадском (Генисаретском) озере.
В.Д. Поленов. 1888 г. или 1904 г.
На горе.
В. Д. Поленов. 1894 г., холст, масло, 151х142.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
У подножия горы.
В.Д. Поленов. 1890-1909 гг.
***
Наставление ученикам.
В. Д. Поленов
***
За кого почитают меня люди?
В. Д. Поленов. 1900 г. 20,8х31,3, картон, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем». Евангелие от Марка 8:27-30
Комментарий В. Д. Поленова: «У потока, через который перекинута арка моста, лицом к зрителю стоит Христос; на каменных ступенях сидят трое учеников с обращенными к Иисусу лицами. Иисус спрашивает их…»
***
Палестинский пейзаж.
Этюд к картине «Он учил».
В. Д. Поленов. 1880 г. Холст, масло. 60х38.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Эта картина была передана в дар кубанской галерее самим автором. Я. В. Жарко, директор музея в 1919-1926 годах, сетовал в письме к художнику на крайне ограниченные средства музея и просил найти «возможным пожертвовать что-либо из имеющихся» у него произведений. В ответ на просьбу в конце 1925 - начале 1926 годов Поленов прислал две работы, сопроводив их примечательной запиской: «Очень сочувствую музеям в небольших центрах, поэтому с удовольствием приношу в дар Кубанскому художественному музею эскиз для картины «Он учил»... и небольшой этюд [«Ока»]». По его словам, в этюде запечатлены «Со скверным настроением» окрестности Оки близ его усадьбы в Бехово, в эскизе - холм на северо-западной стороне Генисаретского озера неподалеку от развалин «ТельХум». Композиция «Он учил» входила в евангельский цикл, который хотел показать в своей галерее Ф.А. Коваленко. Сама картина, экспонировавшаяся на выставке русских художников, организованной Наркомпросом в 1924 году в Нью-Йорке, была продана частному лицу. Ее местонахождение неизвестно, поэтому сохранившийся в нашем собрании этюд приобретает особую художественную ценность. Культура Кубани
Он учил.
В. Д. Поленов
И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Евангелие от Марка, 2:13.
Комментарий В. Д. Поленова: Гористый берег моря между Вифсаидой и Капернаумом, на вершине горы, под отвесной скалой, на возвышении сидит Иисус и учит окруживший Его народ, идущий к Нему со всех сторон по тропинкам.
***
Палестина. Нагорная проповедь.
В. Д. Поленов. 1890 г. Холст на картоне, масло. 87х69.
Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
***
Решили идти в Иерусалим.
В. Д. Поленов