Исследование картины И. Е. Репина «Утро Воскресения. Христос и Мария Магдалина». Г. С. Чурак, Л. И. Гладкова

Возникшая в последние годы тенденция возвращения в Россию живописи известных и малоизвестных художников вновь вводит в отечественное искусство произведения, на многие десятилетия выпавшие из сферы наших знаний и изучения. Картина И. Е. Репина «Утро Воскресения. Христос и Мария Магдалина» (1920–1921, холст, масло. 212x141) была известна специалистам по черно-белым фотографиям, редким некачественным воспроизведениям и по переписке художника.

Возвращенная ныне в Россию и исследованная специалистами Третьяковской галереи картина заставила вновь с полной серьезностью отнестись к «позднему» Репину и убедиться в несостоятельности устоявшегося тезиса об «увядании» его позднего творчества и «старческой немощи», по определению И. Грабаря. Комплексный подход к изучению этого произведения включал стилистический анализ, широкое использование эпистолярного наследия художника, мемуарной литературы и технологические исследования с помощью УФЛ„ МБС, подробное рентгенографирование картины. Именно последнее — анализ и прочтение рентгенограмм дали возможность не просто выявить специфику художественного почерка и живописного метода позднего Репина, что это само по себе очень важно, т. к. подобных материалов в накапливающемся банке данных недостаточно. Но главное — именно рентгенологическое исследование позволило «раскрыть» и «прочитать» последовательность работы Репина над одним из самых серьезных и содержательных произведений, воссоздать зарождение, поэтапное изменение замысла и его окончательное воплощение на холсте.

Репин называет картину в письмах по-разному: «Христос и Мария Магдалина», «Встреча Христа с Марией Магдалиной», «Утро Воскресения», «Радость Воскресения», «Не прикасайся ко мне». Отличия в названиях могут представляться несущественными, так как основная завязка остается неизменной. Однако при обращении к евангельскому тексту становится очевидным, что каждая строка в Евангелии от Иоанна (гл. 20, ст. 11-17), на текст которого опирался Репин, давала ему возможность интерпретации различных временных последовательностей в раскрытии сюжета и одновременно выражения сложных духовных и психологических оттенков встречи Христа и Магдалины. Как часто бывало у Репина, поиски композиционных и смысловых происходили не в эскизах, а на самом холсте. Художник безжалостно уничтожал одни фигуры, переписывал другие. В докладе рассматривается процесс и стадии работы Репина над картиной, выявляющиеся благодаря совместной с технологами работе по изучению этого произведения, соответствующие тем названиям, которые дает ему сам автор. Именно рентгенологические исследования картины позволили сделать еще одно важное наблюдение.

Было отвергнуто бытовавшее среди специалистов, занимающихся изучением Репина, утверждение, что на этом холсте художником прежде был написан иной евангельский сюжет — «Неверие Фомы». Параллельное изучение эпистолярного наследия Репина подтвердило выводы технологов, что работа над этими двумя произведениями, как часто бывало у Репина, шла практически одновременно, но на разных холстах. Благодаря этим исследованиям восполняются наши знания о важнейших страницах творческой биографии великого мастера в сложный, противоречивый, не до конца проясненный поздний период его творчества.

Чурак Г. С., Гладкова Л. И.,
Государственная Третьяковская галерея

История Выборга

Поделиться: