Слово об архиепископе Димитрии (Самбикине). А.А. Дмитриевский
Архиепископ Димитрий (Самбикин),
3.10.1839, слобода Караяшник Острогожского у. Воронежской губ.- 17.03.1908, Казань.
Фотография нач. ХХ в РГИА
17 марта (имеется в виду 1908 год. Прим.IPPO.Ru) от крупозного воспаления легких скончался почетный член Общества (с 1892 года. Прим.IPPO.Ru) Димитрий (Самбикин), архиепископ Казанский. Уроженец Воронежской епархии, завершивший свое богословское образование в Петербургской духовной Академии со степенью магистра богословия, в виду болезненного состояния здоровья, занял на первых порах скромную должность библиотекаря публичной библиотеки в родном Воронеже, а потом в 1866 году-преподавателя местной духовной семинарии и приходского священника. За свои педагогические способности и плодотворную литературную деятельность, после вдовства, он в 1872 г. был избран ректором Тамбовской духовной семинарии, с возведением в 1877году в сан архимандрита. В 1881 г. любовь к родине перетянула его на службу в родную Воронежскую семинарию. Как образцовый педагог, ректор пр. Димитрий оставил по себе самую прекрасную память, что с особенною выразительностию сказалось в горячих, глубоко прочувствованных надгробных ръчах и многочисленных некрологах-воспоминаниях, произнесенных и написанных после кончины его многочисленными благодарными учениками. В 1886 г. пр.Димитрий меняет педагогическую службу на епархиальную, будучи хиротонисан в епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Преемственно занимая потом кафедру епископа Балтского, Подольского викария, самостоятельные епископские кафедры - подольскую, тверскую и казанскую, как человек светлого ума, широких взглядов, благородного характера, всегда общительно -доступный, весьма живой, энергичный, почивший и на епархиальной службе пользовался симпатиями подчиненного ему духовенства. Отличаясь стойкостию и определенностию своих убеждений, поступиться коими он не мог и не желал, и будучи искусным администратором, он вместе с тем стяжал себе славу и ревностного молитвенника, любившего благолепие богослужебного чина и красоту церковных храмов.
Еще на школьной скамье начав изучать памятники родной старины, он приобрел навык и вкус к литературным научным занятиям. Почивший архипастырь составил себе почетную известность своими многочисленными литературными трудами по агиологии, агиографии, по литургике и исторической старине тех епархий, где он проходил свою епархиальную и педагогическую службу.
Научные труды арх. Димитрия по агиологии приобрели ему honoris causa и высшую ученую степень доктора церковной истории. В своих научных изысканиях почивший архипастырь уделял время и вопросам агиологии палестинской и палестиноведению вообще. Из-под его плодовитого пера вышло несколько произведений в этой области ведения.
Охотно и с полною готовностию владыка исполнял поручения Совета Общества, связанные с его ученою деятельностию. Весьма веские и благожелательные критические замечания арх. Димитрия на Палестинский Месяцеслов, приготовленный было к изданию Палестинским Обществом, помешали появлению его в свет, и месяцеслов этот остается доселе еще неизданным. Как председатель Отделов тех епархий, в которых почивший владыка святительствовал (Тверской и Казанский отделы ИППО. Прим.IPPO.Ru), он оставил по себе благодарную память. Отличаясь живою отзывчивостию и энергичною плодотворною деятельностию, направленною на удовлетворение разнообразных насущных нужд Общества, он ревностно споспешествовал в достижении благих целей, какие оно преследует.
Общество никогда не забудет чрезвычайно симпатичного отклика владыки на знаменательный день его 25-летнего юбилея, отпразднованный 21 мая в 1907 году. Архиепископ Казанский Димитрий не только светло праздновал это торжество в Казанском Отделе, но издал специальный сборник по палестиноведению ,,Иерусалим и Св. Земля“, в котором весьма содержательное слово ,,О заслугах Палестинского Общества“ принадлежит его плодовитому перу.