Спустя 100 лет участники семинара ИППО прошли по стопам великой княгини Елизаветы Федоровны в Калужской области

29 октября 2011 года, в завершающий день семинара для руководителей региональных отделений Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество», состоялась паломническая поездка по маршруту паломничества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, Председателя ИППО, на Калужскую землю в 1911 году.
Первым участники семинара посетили мужской монастырь Свято-Тихонова пустынь. Здесь побывала 20 октября (1 ноября), в свой день рождения, с паломническим визитом Великая Княгиня Елизавета Федоровна сто лет назад.

«В шесть часов утра, Её Высочество проследовала в Тихонову пустынь, где присутствовала на ранней Божественной Литургии, панихиде и молебне преподобному Тихону, Калужскому Чудотворцу. Посетила Ее Высочество и часовню, где хранился дуб, служивший обиталищем при жизни святому» — писали «Калужские губернские ведомости».




Для гостей из Императорского Православного Палестинского Общества была проведена экскурсия по монастырю и его музею, где в настоящее время развернута экспозиция, рассказывающая об истории Сергиева скита Калужского отдела ИППО в память в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича, и представлена выставка «Строитель спасения» об отце Герасиме, первом настоятеле Сергиева скита, члене Калужского отдела ИППО. Выставка подготовлена Благотворительным фондом «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря», возглавляемого членами Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Паниным (президент фонда) и С. Я. Ваксманом (генеральный директор фонда).

Председатель Калужского отделения ИППО В. Н. Гороховатский сообщил, что выставка может стать основой для возобновления деятельности музея Великого Князя Сергея Александровича и истории ИППО, который действовал в Сергиевом скиту до революции. Калужское отделение ИППО планирует возобновить работу музея к 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества.


Паломники встретились с монахом Свято-Тихоновой пустыни отцом Никитой, который ровно год назад провел первую панихиду по Великому Князю Сергею Александровичу на территории бывшего Сергиева скита в память в Бозе почившего Великого Князя Сергея Александровича.




Далее участники семинара побывали на святом источнике Свято-Тихоновой пустыни, в котором искупались, и так же, как и сто лет назад Елизавета Федоровна, набрали святой воды. Кладезь святого Тихона Калужского был вырыт самим преподобным в 1887 году. Вода в нем считается целебной, до сего дня на источнике происходят исцеления.


Затем участники семинара отправились на место бывшего Сергиева скита Калужского отдела ИППО. Сейчас здесь ничто не напоминает, что когда-то здесь был обустроен монастырь с храмами, келиями, домом для воинов-инвалидов, иконной и книжной лавкой, музеем памяти Великого Князя Сергея Александровича, церковно-приходской школой, гостиницей для паломников…


Член Калужского отдела ИППО игумен Герасим (Гаврилов)

Существуют свидетельства, что старец иеросхимомонах Герасим (Брагин), который жил в Тихоновой пустыни, предсказал своему келейнику Михаилу (Гаврилову), постриженному в 1899 году с именем Герасим, что у дер.Мстихино будет построен скит, и что ему придется здесь потрудиться. Так все и случилось. Сначала монах Герасим (Гаврилов) поставил на этом месте шалаш и стал предаваться молитве, постепенно к нему стали присоединяться другие желающие подвигов уединенных. Когда в годовщину смерти первого Председателя ИППО Великого Князя Сергия Александровича 4(17) февраля 1906 года члены Калужского отдела ИППО собрались и решили основать в его память обитель, ни у кого не было сомнений в выборе места. Настоятелем обители и стал игумен Герасим (Гаврилов).

Первым был построен дом для увечных воинов, а в день именин Великого Князя, 5(18) июля 1906 года, состоялась торжественная закладка основного храма обители во имя Сергия, Радонежского Чудотворца, а ровно через год в храме уже торжественно освящали главный престол во имя преподобного Сергия Радонежского. После чина освящения на открытой площадке перед церковью была отслужена Божественная Литургия. Все молились за упокоение души Великого Князя Сергия Александровича. На торжества прибыл помощник Председателя Императорского Православного Палестинского Общества генерал М. П. Степанов. Он же принимал военный парад, который был устроен по случаю столь памятного дня. После парада было освящено еще два здания скита: странноприимный дом и церковно-приходская школа. На следующий день был освящен второй престол в храме — во имя Успения Пресвятой Богородицы.


Великой Княгине Елизавете Федоровне впервые удалось побывать в Сергиевом скиту лишь в 1911 году.

Детали приезда Елизаветы Федоровны в Сергиев скит сохранили «Калужские губернские ведомости» за 1911 год № 108. 19 октября 1911 года Великая Княгиня прибыла на разъезд № 19 с игуменьей Московской Покровской общины. На лошадях, в открытой коляске, Елисавета Феодоровна проследовала в скит, где в Сергиевом храме была встречена на паперти настоятелем скита с крестом и святой водой. Иеромонах Герасим приветствовал Великую Княгиню словами: «С любовью о Господе Иисусе Христе встречаем Ваше Императорское Высочество в Сергиевом скиту, построенном в память незабвенного Августейшего Супруга Вашего, Основателя и первого Председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Грядите с миром под Покров Божией Матери».

Сразу же по прибытии началась Божественная Литургия. Около четырех часов вечера Ее Высочество посетила келью настоятеля и больницу скита, где имела общение со всеми, нашедшими приют в обители. После трапезы Великая Княгиня посетила книжную лавку, где приобрела несколько святых икон и крестов. В шесть часов вечера началась заупокойная всенощная, закончившаяся в одиннадцать вечера, на которой также молилась В. К. Елисавета Феодоровна.

На следующий день ранним утром Елизавета Федоровна отправилась в Тихонову пустынь. В три часа дня Ее Высочество возвратилась в Сергиев скит, где сразу же отправилась на всенощное бдение. По окончании службы иеромонах Герасим и архимандрит Лаврентий поднесли Великой Княгине святые иконы, а Ее Высочество передала в дар священнические и диаконские облачения. Настоятелю иеромонаху Герасиму (Гаврилову) она подарила образ святых Марфы и Марии. В 10 часов вечера В. К. Елисавета Феодоровна покинула обитель и отправилась в Москву.

Еще раз посетить Сергиев скит Великой Княгине Елизавете Федоровне удалось в 1915 году. После своего первого посещения она называла Сергиев скит не иначе, как только «наш любимый и дорогой скит». В 1913 году в обители для нее был устроен уютный домик, был открыт музей памяти Великого Князя Сергея Александровича.


Паломники тоже с удовольствием посещали Сергиев скит.

Вот, например, что пишет паломница Мария Гурко в 1911 году:

«В первый раз и нам пришлось посетить этот райский уголок. Всего лишь пять лет тому назад начал отец Герасим постройку скита по завещанию своего иеросхимонаха Герасима, без всяких средств, с тем же чудным упованием, с каким в глубине веков сам преподобный Сергий воздвигал свою обитель в дремучих лесах Коломенских, с тою ясною улыбкой, с какой преподобный Серафим говаривал: «Лавра у нас будет, храм какой,— все у нас будет!»»

А вот свидетельство другого паломника Г. Тулина, написанное после 1913 года.

«Мы ехали в Калугу, когда на повороте дороги увидели часовню, и в то же время из лесу донесся тихий звон.

— Что за монастырь? — спрашиваем у возницы, деревенского парня.
— Сергиевский скит.
— Давно ли существует?
— Лет десять, не больше…
— Сворачивай, вези в обитель.

По глухой лесной дороге вечером мы приехали к деревянным воротам скита. Старец-привратник указал нам гостиницу, приветливо сиявшую огнями. По случаю праздника гостиница была переполнена приезжими, но впечатление оставалось такое, что в ней никого не было. Суета и шум, царящие в других монастырях, здесь совершенно отсутствовали. По скрипучей деревянной лестнице мы поднялись во второй этаж, где брат Николай указал нам комнатку, в которой мы и поселились.

В скиту в это время шла служба. В новой церкви, построенной на средства благотворителей, трепетало пламя свечей. Со стен глядели строгие лики святых. Повсюду светлые тона церковной живописи. Церковь расписывали московские живописцы по офортам известного академика Шмакова. Иноки пели великолепно, на два хора. Устав службы здесь самый строгий, так называемый «оптинский», в северных же монастырях пользуются уставом валаамским. В церкви много молящихся, прибывших из деревень крестьян. Обитель пользуется среди крестьян большим почетом. Она выросла на их глазах, усовершенствована трудами братии. Это духовное детище, юный скит, стало ярким светильником веры и благочестия. Все в нем дышит очарованием мира.

Утром мы без проводника осматривали обитель. Конечно, в ней нет освященной веками старины, какого-либо исторического прошлого, привлекающего любопытных богомольцев, но в ней есть нечто ценное и дорогое: во всем ее укладе заложена радость Божья, светлый мир, доступный и понятный каждому. С какой радостью отдыхаешь после мятежной тоски города в уюте зеленых сосен, в тишине!

Основание Сергиевского скита — дело наших дней. Вот перед нами зачаток скита: два шалаша, переплетенные еловыми сучьями, на одном из них высится крест. Это бывшая церковь. Посредине шалаша стоял алтарь, перед которым возносились горячие молитвы к Богу. Бедная земными дарами, но богатая неиссякаемой верой и любовью к ближним братия творила святое дело, хвалила имя Божие. Вера не обманула их: маленький скит рос, креп, обустраивался на удивление неверующим и сомневающимся, точно небольшой источник, беря начало в неизвестности, превращался в большую, широкую, обильную водою реку. В наше время обитель украсилась деревянной церковью и многими постройками. Выросла она быстро, точно ее невидимо строил Сам Господь Бог. От шалашей она поднялась до большого красивого храма.


Домик Великой Княгини Елизаветы Федоровны в Сергиев скиту

Все постройки, входящие в состав обители, обнесены обширной оградой. Вот перед нами скромный, уютный домик великой княгини Елисаветы Феодоровны — высокой покровительницы скита, имя которого носил супруг ее высочества, мученически погибший от руки революционера. Перед домиком разбит трудами братии благоухающий цветник. Великая княгиня, посвятившая свою жизнь милосердию, ушедшая из мира, отметила в душе и возлюбила новый скит и устроителя его, старца Герасима. В её домике, простом и удобном, овеянном рассказами о высокой посетительнице, невольно забываешь о мирской суете и тоске жизни». После революции Сергиев скит был разорен, на его месте устроили пионерский лагерь. Нынешним летом в рамках проекта Калужского отделения ИППО прошла «Экспедиция Сергиев скит» с участием студентов были проведены археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены части фундамента некоторых монастырских построек.
 


Как символ будущего возрождения обители на ее территории установлен памятный крест, к которому приложились члены Императорского Православного Палестинского Общества — продолжатели славных традиций ИППО в других регионах России.

В. Н. Гороховатский рассказал о перспективах возобновления деятельности Сергиева скита Калужского отдела ИППО.






Далее путь паломничающих участников семинара лежал в Спасо-Воротынский монастырь.  Его настоятельница — матушка Анастасия недавно стала членом Калужского отделения ИППО. Матушка Анастасия радушно встретила гостей, провела их по территории монастыря, где показала уменьшенные макеты — копии святых мест вселенского масштаба. Матушка рассказала о том, что в августе этого года обитель праздновала свое 500-летие. На память об этой дате настоятельница подарила каждому паломнику книгу и сувенирную тарелочку.


Затем гости побывали в храме обители. Заместитель председателя ИППО Ю. А. Грачев поблагодарил матушку Анастасию за теплый прием и подарил ей сувенир с символикой ИППО.
 

 

Поделиться: