К святыням Беломорья, Заонежья и Ладоги

Остров Валаам: окруженный водами озера Никольский скит
Остров Валаам: окруженный водами озера Никольский скит
С 29 мая по 11 июня 2022 года небольшая группа московских прихожан совершила поездку, организованную Паломнической секцией ИППО, по монастырям и храмам, расположенным на севере и северо-западе России. Группу сопровождал руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко).

В Вознесенском храме Калязина паломники поклонились мощам преподобного Макария Калязинского – основателя и игумена Троицкого Калязинского монастыря. «Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители – преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений», – читаем мы в Житии преподобного Макария, жившего в XV cтолетии. В Введенском кладбищенском храме хранится гроб преподобного Макария. 

Остров Валаам: Владимирский скит

Отправляясь далее на север, с борта теплохода мы обозрели знаменитую Калязинскую колокольню бывшего Никольского собора и часовню на Монастырском острове, где некогда и находилась Троицкая обитель.

Город металлургов Череповец украшает древний Воскресенский собор (XVIII в.), расположенный на берегу Шексны. Во время Великой Отечественной войны в Воскресенском соборе находилась мастерская по ремонту авиационных двигателей. Сразу после войны храм был возвращён верующим. Совсем недавно в Череповце был возведен новый кафедральный собор в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких – учеников преподобного Сергия Радонежского.

Введено-Оятский монастырь

Накануне праздника Вознесения Господня паломники молились за всенощным бдением в Вытегре, в храме Сретения Господня, который был основан и возведён в конце XVIII — начале XIX века. Располагался он на том же самом месте, где в настоящее время находится одноименный храм, но уже 1873 года постройки. При советской власти церковь была полностью опустошена, кресты и колокола сброшены и утеряны. С 1926 года здание храма использовали под размещение Вытегорского краеведческого музея. Начиная с 1998 года здание храма по частям передавалось православному приходу. В августе 2013 года на храме были установлены строительные леса и начались ремонтно-восстановительные работы.

Праздник Вознесения Господня наша паломническая группа молитвенно отметила на о. Кижи: колокольный звон известил островитян и гостей о начале Божественной литургии в Покровском храме, возведение которого относится к 1764 году. Первоначальный иконостас Покровской церкви был утрачен. Ныне существующий сделан во время реставрации по образцу старинных иконостасов: он собран из заонежских икон XVII — начала XVIII веков. Древние образы, стройное пение мужского хора, восковые свечи – всё это создавало особый молитвенный настрой.

Лесное урочище Сандармох (Карелия)

Далее наш путь лежал на Соловки: следуя по Беломорканалу, наш теплоход сделал остановку в поселке Повенец, недалеко от Медвежьегорска, где мы посетили лесное урочище Сандармох, ставшее в 1937—1941 годах местом массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий – жителей Карелии, узников Соловецкой тюрьмы, заключенных и спецпоселенцев Белбалтлага. Среди нашедших здесь место своего упокоения – причисленный к лику святых архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский). Помолившись о упокоении погребенных в часовне, воздвигнутой в Сандармохе, мы не могли не посетить и повенецкий храм святителя Николая, который был построен в память об узниках ГУЛАГа, умерших на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в сталинскую эпоху соединившего Белое море с Онежским озером и имеющего выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути. За два года, которые длилась строительство Беломорканала, на ней, по подсчётам историков, погибло от 50 до 200 тысяч заключённых. В память о них в начале XXI века в посёлке Повенец был построен храм, очень своеобразный по своему архитектурному решению: церковь с массивным трапециевидным  основанием из бетона напоминает, скорее, оборонительную башню или острог, а колокольня – лагерную вышку. В храме святителя Николая была совершена панихида о тех православных христианах, которые погибли при строительстве Беломорканала.

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь: о нем можно сказать столько, что не уместится на страницах даже нескольких книг. Расположенный на Соловецком острове в Белом море, монастырь возник в 1420—1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1669—1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления церковным преобразованиям Патриарха Никона. При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения – СЛОН. Монашеская жизнь в обители возобновлена 25 октября 1990 года. Наша группа на Соловках разделилась: одни направились в Андреевский скит на о. Заяцкий, а другие – на Секирную гору. Вечером мы молились за уставным богослужением в главном соборе монастыря. Поклонившись мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких; святителей Филиппа Московского и Маркелла Вологодского; окончившего в Соловецком лагере свой жизненный путь святителя Петра Воронежского, мы с грустью вернулись на борт теплохода: уж очень не хотелось покидать святой остров, прославленный подвигами преподобных, трудами иноков, стойкостью исповедников и обагренный кровью новомученников.

Остров Кижи

Андреевский скит на о. Заяцкий

На следующий день в Петрозаводске, столице Карелии, мы молились за литургией в Кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского, а затем посетили Кресто-Воздвиженский собор и находящееся на его территории старое кладбище: на могильных крестах и плитах можно увидеть даты, относящиеся к XVIII столетию.

Череповец: Кафедральный собор.

В Свирьстрое, посёлке городского типа в Лодейнопольском районе Ленинградской области, наша паломническая группа вновь разделилась: одни направились в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь, а другие – в Введено-Оятскую женскую обитель.

Мужской монастырь был основан преподобным Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди. Сегодня тысячи паломников направляются в монастырь, чтобы поклониться нетленным мощам преподобного Александра. С тех пор как его мощи вернулись в родную обитель, многие иерархи Русской Православной Церкви сообщали о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (+ 19.01.2022), частицы мощей отделял игумен монастыря архимандрит Лукиан (ныне – архиепископ Благовещенский и Тынденский), свидетельствовавший о следующем: «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань. Подкожная ткань преподобного Александра поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью». «Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования, – отмечает инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут – разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса: таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют». При обсуждении со специалистами выяснилось, что состояние мощей преподобного Александра находится вне известных закономерностей развития и дегенерации тканей человеческого организма, описанных в трудах ученых.

Введено-Оятский женский монастырь, точная дата основания которого неизвестна, предположительно возник на рубеже XIV-XV веков. Первые сведения о нём содержатся в житии святого Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году. Одно из памятных событий в истории обители — рождение в селе Мандеры, которое находилось напротив монастыря на другом берегу реки Оять, в семье селян Стефана и Вассы святого Александра Свирского. Родители будущего святого были погребены в монастыре друг подле друга примерно в 1475-1480 годы. Паломники поклонились находящимся под спудом останкам благочестивых родителей преподобного Александра.

Калязинская колокольня

Незабываемым для нас стало посещение острова Валаам: нынешняя жизнь Спасо-Преображенского мужского монастыря – это ещё одно свидетельство того, что вера неизменно поднимает и восстанавливает обитель из руин. Так было на протяжении всей истории Валаама: варварские набеги шведов в древности, бомбежки и неопределенная судьба монастыря в годы Великой Отечественной войны, его полное, казалось бы, разорение в эпоху атеизма, но всегда монашеская жизнь возвращалась на эти берега. Густой утренний туман, к счастью, не стал препятствием для того, чтобы теплоход смог войти в бухту и причалить к пристани. Через пару часов воссиявшее над островом солнце позволило увидеть соборный храм, многочисленные скиты и природные ландшафты во всей их красе. Начав посещение древней обители с молитвы у мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских, мы почтили память настоятелей и насельников монастыря, которые покоятся на Игуменском кладбище. Затем нам удалось посетить большую часть монастырских скитов: Никольский, Всехсвятский, Смоленский, Владимирский, Александро-Невский, Коневский, Гефсиманский, Воскресенский и Предтеченский – везде мы вознесли краткую молитву и поклонились хранящимся там святыням. Не обошлось и без посещения монастырской фермы и дегустации монастырских вкусностей – сыра, творога, кваса и выпечки.

Санкт-Петербург: Храм Воскресения Христова на Крови

По Неве наш теплоход достиг Санкт-Петербурга, который стал финальной точкой нашего паломничества. В Северной столице мы проследовали традиционным для богомольцев путем: Александро-Невская Лавра, Смоленское кладбище, монастырь на Карповке, Казанский собор и Храм Спаса на Крови. Поклонившись мощам святого Великого Князя Александра Невского, блаженной Ксении и святого праведного Иоанна Кронштадтского, помолившись перед иконой Божией Матери «Казанская» и на месте смертельного покушения на Императора Александра II, почтив память санкт-петербургских архипастырей на Никольском кладбище и посетив Петропавловскую крепость, мы направились на Московский вокзал: скоростной поезд был готов умчать нас в Белокаменную.  

Санкт-Петербург: Александро-Невская Лавра

Материал подготовил руководитель Паломнической секции ИППО Игумен Серафим

Поделиться: