Хранитель памяти – Спасский женский монастырь в Симбирске (Ульяновске)

Храм Воскресения Христова на Воскресенском некрополе
Храм Воскресения Христова на Воскресенском некрополе
Спасский женский монастырь находился в самом центре города. Первое упоминание о Симбирском Спасском Новодевичьем монастыре относится к 1663 году, при этом в исторических документах говорится об уже существующей обители с мощными стенами монастыря, несколькими храмами и колокольней.

Неожиданным образом монастырь оказался связанным с именем Александра Пушкина. Во время своего приезда в Симбирск (Александр Сергеевич собирал в Поволжье материалы для своей истории о Пугачёвском бунте) поэт посещал эту обитель, а на центральном Воскресенском кладбище находится могила Саши Пушкина, прапраправнука великого поэта.

В 1920 году монастырь был официально закрыт, а затем здесь был организован концентрационный лагерь. Узниками его стали, в числе прочих, и представители духовенства.

Памятник праправнуку А.С.Пушкина Саше Пушкину

Памятник праправнуку А. С. Пушкина Саше Пушкину

Храмы уничтожались. Трагическая участь постигла последних монахинь женского монастыря. Часть из них, включая настоятельницу игуменью Анфию (Лютикова Анфия Андреевна), были сосланы на разные сроки в начале 30-х годов, другая часть была расстреляна в 1938 году. В Книгу памяти жертв политических репрессий Ульяновской области, выпущенную Ульяновской прокуратурой, вошли имена 72 бывших монахинь, репрессированных на территории области. Судьбы многих отправленных в ссылки и лагеря остаются неизвестными. Так не предавшие Бога стали носить клеймо «враг народа».

Известно очень мало имён и судеб тех, кто спасался в этой женской обители. Духовной жемчужиной Спасского монастыря была одна из последних игумений, Феофания. Сохранилась чудом уцелевшая её фотография. По свидетельству клиросной храма Неопалимой Купины Зои Александровны, одна из её знакомых получила благословение своей бабушки – постоянно навещать могилку игуменьи Феофании.

Сначала игуменью похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини (очевидно, после революционных потрясений) вернулись в город, кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения и нашли его. Перезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова. Именно с этим храмом связаны все самые замечательные имена и события из жизни православного Симбирска XX века. По промыслу Божьему могилка игуменьи Феофании и двух монахинь, Афанасии и Ираиды (на одном кресте написаны сразу три имени), оказалась буквально рядом с могилами архиепископа Иоанна Братолюбова и игуменьи Екатерины. Очевидно, двух последних хоронили во второй половине XX века уже рядом с почитаемой и известной могилой игуменьи Феофании.

Захоронение Симбирской блаженной Валентины

Захоронение Симбирской блаженной Валентины

Ещё при жизни настоятельница монастыря получила огороженный участок на городском кладбище для упокоения тел умирающих монахинь и инокинь Симбирского Спасского женского монастыря, но за время репрессий 30-х годов, пик которых пришёлся на Симбирск, как родину Ленина и колыбель революции, могилы были обезличены и поросли бурьяном.

В настоящее время вновь образованный в Симбирской епархии Спасский женский монастырь, став правопреемником обители, возрождает разрушенные храмы, восстанавливая и оберегая историческую память об именах и судьбах, о подвигах во славу Божию как явных, так и сокрытых, с заботой о духовной жизни нашей и наших детей.

Метрические книги, уцелевшие до нашего времени, позволили выявить список захоронений Симбирского Спасского женского монастыря на Воскресенском некрополе.

Настоятельница, член Симбирского отделения ИППО, игуменья Сергия возглавила работу по установке памятной зоны сестёр и братий наших, и сёстры обители с насельницами и прихожанами женского Спасского монастыря с привлечением молодёжных православных организаций при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива» шаг за шагом в любое время года расчищают захоронения, не теряя надежды восполнить утраченное.

Сегодня на территории монастыря уже заготовлен мемориальный комплекс в память массового расстрела жертв политических репрессий и ждёт своего часа установки на место, когда завершатся необходимые согласования и оформления.

Некрополь под опекой Спасского женского монастыря

Некрополь под опекой Спасского женского монастыря

Изучая историю захоронений Воскресенского некрополя, открываются новые скрытые истории. Так, член Всесоюзной Коммунистический партии (большевиков), секретарь Облисполкома г. Ульяновска Владимир Кузьмин указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Именно во времена молчаливого согласия таких руководителей стало возможным окраину тихого провинциального города превратить в годы войны в духовный центр России и укрыть Патриарха Сергия в Ульяновске на время ведения боевых действий.

26 октября 1941 года Патриарх Сергий совершил своё первое соборное служение на Ульяновской земле в Воскресенской церкви. Из Ульяновска без малого два года Патриарх Сергий руководил церковной жизнью всего Советского Союза. Примечательно, что в документах Патриархии, выпускаемых в период эвакуации журналах и книгах местом их издания указывается «Богоспасаемый град Симбирск». Отсюда делегировались священники в чрезвычайную комиссию по расследованию злодеяний захватчиков, провозглашались исторические послания, назначались архиереи в освобождаемые от фашистов епархии, сюда за советами и наставлениями приезжали десятки церковных иерархов.

«За всю свою историю город Ульяновск и верою живущие в нём не видели у себя такого стечения иерархов, как за время пребывания в нём блаженнейшего митрополита, – писал протоиерей Александр Смирнов, – здесь напряжённо бился пульс церковно-патриотической жизни всей нашей Родины».

К огромному сожалению, память предшествующих поколений Симбирска – Ульяновска из числа священнослужителей, монахов и мирян, репрессированных за православную веру, могла навсегда исчезнуть. Огромный временной период с событиями и личностями был вытеснен из новой истории обстоятельством, усиливающим общегосударственный процесс притеснения и забвения православных симбирян, – связью с уроженцем города Владимиром Ульяновым, ставшим символом целой эпохи. С рождением его в 1870 году история города приобрела негласную современную точку отсчёта, оставив в тени события Воскресенского кладбища.

Сегодня ещё существует угроза утраты Воскресенского кладбища, как и многих других, уже утраченных и преданных забвению. Чтобы этого не случилось, в планах монастыря, кроме благоустроительных работ, выпуск памятного издания с описанием жизни и захоронений священнослужителей, монахов, мирян и репрессированных за православную веру. Если у вас есть истории, которые пока неизвестны, вы можете прислать их по адресу svetoch1954@mail.ru, тем самым пополнив базу данных памяти наших предков.

Член Симбирского отделения ИППО Валерия Калмыкова

Поделиться: