«Необычно для Руси». Учёные бьются над загадкой ростовского саркофага
Необычное расположение
Как это бывает порой в археологии, находка обратила на себя внимание учёных далеко не сразу. В 1994 году саркофаг под полом храма обнаружили специалисты Государственного Эрмитажа. Казалось бы, ничего особенного: каменный гроб с разломанной на части крышкой.
Осмотрев саркофаг, специалисты поспешили «законсервировать» его кирпичной кладкой, настелив сверху деревянный пол. По какой-то неведомой причине они не придали значения тому, что сам по себе пустой каменный гроб в историческом слое XIII века, да ещё в главном храме духовного центра Северо-Восточной Руси, – это очень необычно.
Фото: ИА РАН. Саркофаг XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора
Лишь четверть века спустя началось исследование обнаруженного объекта. Да и то практически по случайному стечению обстоятельств: специалисты Института археологии (ИА) РАН на Соборной площади Ростова осмотрели теплотрассу, чтобы под полом Успенского собора, памятника архитектуры, провести тепло. Дело в том, что зимой его стены покрываются инеем, который по весне тает и смывает уникальную храмовую роспись. В это время в соборе очень холодно – ноги мёрзнут даже в очень тёплой обуви. Да и летом здесь больше семи градусов не бывает.
Именно работы над системой отопления, как отмечает настоятель Успенского собора протоиерей Роман Крупнов, позволят осуществить полноценную реставрацию храма и хранящихся в нём артефактов. Того же саркофага, например. Сейчас над ним установлено «археологическое окно», которое, правда, зимой из-за холода покрывается наледью.
РИА Новости / Антон Скрипунов. Роспись Успенского собора в Ростове Великом
«Орнамент дал подсказку»
«Этот саркофаг озадачивает учёных. Дело в том, что он пустой, и мы не знаем, для кого он был приготовлен. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время нет, отсутствуют и следы, указывающие на то, что в саркофаге когда-либо было произведено захоронение. Пустой гроб в церкви – это в любом случае загадка, которая может навести на разного рода конспирологические размышления», – рассказывает ведущий научный сотрудник ИА РАН Андрей Леонтьев.
И вправду – слишком скудная информация о гробнице и исторический контекст порождают множество версий. Однако исследователи склонны жёстко отсекать небылицы от более-менее правдивых предположений.
Заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев обращает внимание на то, что у гробницы и крышки к ней по краю одинаковый орнамент. «Это уникальный случай», – подчёркивает учёный.
Фото : ИА РАН. Орнамент на саркофаге XIII века в северной апсиде Ростовского Успенского собора
Сам тип орнамента – вписанные в прямоугольники концентрические круги – связан с древней европейской традицией погребения святых, которая, в свою очередь, восходит к языческому обычаю украшать саркофаг тремя венками. То есть вполне вероятно, что в ростовском саркофаге лежал святой. Но кто? Ещё одна загадка.
Гроб или мощевик
Гробница находится в северной части собора, где учёные нашли следы храмовой кладки XIII века. Нынешний облик Успенский собор приобрёл в 1512 году, а до этого на его месте в то или иное время стояли три разных храма. Первый был построен «из древа дуба» в 991 году, когда князь Владимир лично крестил ростовчан.
7
РИА Новости / Антон Скрипунов. Памятник на месте крещения князем Владимиром жителей Ростова в 991 году
«Так он сделал только в Киеве и в Ростове. Почему он решил приехать сюда – непонятно. Возможно, потому, что здесь правили его дети – Борис, а потом Ярослав. А может, он собирался в Новгород, но не доехал», – рассуждает настоятель собора.
Однако по-настоящему Ростов стал христианским лишь благодаря ростовскому епископу Леонтию, впоследствии канонизированному. Обстоятельства его смерти в 1073 году окутаны тайной: в одних источниках говорится, что он умер мирно, в других – что погиб от рук язычников.
В 1160 году деревянный храм сгорел. По приказу князя Андрея Боголюбского началось возведение каменной церкви. Когда строители копали ров под фундамент, то, согласно летописям, в южной части сгоревшего здания нашли мощи святителя Леонтия и его преемника на ростовской кафедре – святителя Исаии.
Public domain. Святитель Леонтий крестит детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Около 1677 года
Правда, с построенным при Андрее Боголюбском храмом случилось странное: в 1204 году, как свидетельствует летописец, «падеся соборная церковь в Ростове». Землетрясение? Пожар? Ошибки в расчётах при строительстве? Доподлинно не известно – кроме того, что разрушение произошло очень быстро.
К середине XIII столетия возводится новое здание, именно этим веком учёные датируют загадочный саркофаг. Когда была сделана крышка к нему – тоже загадка. Может, он предназначался как раз для святителей?
«Вряд ли это рака для мощей. Гробница слишком большая по размеру (длина – 180 сантиметров), а глубина внутренней части (28 сантиметров) не так мала, как это кажется. То есть человек вполне поместится», – утверждает Леонид Беляев.
Два святителя
История останков святителей Леонтия и Исаии изучена довольно подробно. Мощи первого долгое время хранились в 120-килограммовой золотой раке.
«Такой на Руси больше не было. Правда, в 1609 году в собор ворвались поляки. Здесь молились и воины, и гражданские – среди них был митрополит Филарет, отец Царя Михаила Романова и будущий Патриарх Московский. Поляки всех в храме посекли (а Филарета увели в плен. – Прим. ред.). Летописец отмечал, что «кровь в соборе стояла по щиколотку». А в качестве трофея они забрали с собой золотую раку», – рассказывает протоиерей Роман Крупнов.
В 1612 году после освобождения Ростова местные жители решили замуровать мощи святителя Леонтия в полу. Это их – в отличие от останков святителя Исаии – спасло в 1920-е годы, когда большевики вскрывали саркофаги с мощами святых, борясь с «церковным дурманом».
РИА Новости / В. Робинов. Успенский собор и звонница Ростовского кремля
Есть ещё один аргумент в пользу того, что загадочный пустой саркофаг не мог принадлежать этим святым: в древнерусских храмах мощи святых ставили справа от алтаря, в южной части храма. По мнению историка Александра Мельника, эта традиция связана с почитанием князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
«Согласно источникам, возникшим не позднее начала XII века, раки с мощами этих святых были внесены в некую «клетку» – очевидно, специально построенное для них сооружение – и поставлены «на десной стране» (храма). Следовательно, в то время вкладывали какой-то особый смысл в то, что раки святых находились именно «на десной», то есть на правой стороне интерьера здания», – пишет историк.
А пустой саркофаг установлен в левой части Успенского собора.
Public domain. Перенесение мощей Бориса и Глеба
Тайна эксгумации
Однако среди вороха версий у археологов всё же имеются две основные. В 1278 году в Ростове разразился большой скандал. Местный епископ Игнатий приказал вынуть из находившегося в соборе гроба тело ростовского князя Глеба Васильковича и похоронить «в земле». Возможно, выяснилось, что тот при жизни в чём-то сильно согрешил.
Впрочем, хотя тела родственников князя тоже похоронены в соборе и их никто не тронул, у этой версии есть один большой минус.
А что если в саркофаге покоился сам епископ Игнатий, скончавшийся через десять лет после инцидента? Известно, что он обладал большим авторитетом в городе и, согласно преданию, «прославился чудотворениями» ещё при жизни.
Public domain. Поставление Игнатия епископом Ростовским
По мнению Андрея Леонтьева, при рассмотрении этой версии нужно помнить, что в 1920-х годах большевики вели тщательный учёт всех мощей в храме.
«Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, перемешанные с землёй. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их переносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причём давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию», – говорит исследователь.
Кроме того, следы органики на гробнице до сих пор не найдены. Здесь серьёзные исследования только предстоят. А вот отец Роман полагает, что это всё же гробница святителя Игнатия. Правда, его тело туда так и не положили.
«Во всех житиях говорится, что он не погребался – единственный святой на Руси. Его месяц не могли занести в Успенский собор – народ всё шёл и шел», – рассказывает священнослужитель. В конце концов тело святителя положили сразу в раку.
Впрочем, учёные так и не нашли каких-либо убедительных подтверждений этой версии. Однако исследование загадки «ростовского саркофага» продолжается. Возможно, нас ждёт сенсация.
Источник: РИА Новости