Паломническое путешествие из Москвы в Санкт-Петербург

Кронштадт: паломники ИППО у камня на месте разрушенного Андреевского собора
Кронштадт: паломники ИППО у камня на месте разрушенного Андреевского собора
По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 45 паломников из Москвы 11-12 ноября 2023 года посетили Санкт-Петербург, Вырицу и Кронштадт.

Данная паломническая поездка стала четвертой в рамках совместной программы Императорского Православного Палестинского Общества и ОАО «Российские железные дороги» «Святыни России»: благодаря поддержке РЖД и участию ИППО уже сотни действительных членов ИППО, прихожан московских храмов, пенсионеров, инвалидов по слуху, ветеранов труда, студентов и школьников, членов многодетных семей смогли посетить святые места и поклониться святыням.

Ранним утром в Александро-Невской Лавре

Прибыв ранним утром 11 ноября на комфортабельном двухэтажном поезде в Северную столицу, паломническая группа была доставлена на автобусе в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где в Троицком соборе начиналась Божественная литургия. Богомольцы поклонились почитаемой иконе Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница» и хранящимся в обители мощам вселенских и русских святых. По окончании литургии паломники проследовали на Никольское кладбище, где сопровождавший группу руководитель Паломнической секции ИППО игумен Серафим (Кравченко) совершил заупокойную литию у могил Санкт-Петербургских митрополитов, архипастырей, пастырей и насельников Лавры. Кроме того, у надгробия В.Н. Хитрово – основателя, почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества – была возглашена «Вечная память».

Заупокойная лития на Никольском кладбище Лавры

Позавтракав в епархиальном «Доме паломника», богомольцы направились в Вырицу, где, посетив удивительной красоты храм в честь иконы Божией Матери «Казанская», стали участниками молебна у мощей преподобного Серафима Вырицкого. Совершавший молебное пение священник помазал всех паломников освященным елеем. Многие из нашей группы испили и наполнили походные водоносы водой из находящегося на территории храма источника. Насытившись духовно, мы подкрепились и физически, отобедав в приходской трапезной.

Вырица: очередь паломников в часовню, где покоятся мощи прп. Серафима Вырицкого.

Трапеза в Вырице

Справка:  преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился в христианской семье, в Ярославской губернии, в деревне Вахромеево, 31 марта 1866 года. Родители мальчика, Николай Иванович и Хиония Алимпьевна, были набожными людьми.

На сороковом году жизни у Василия умер отец, и он, десятилетний ребенок, отправился на заработки. Стараниями односельчанина Василий получил должность рассыльного при одной из лавок Гостиного двора; существенную часть заработанных денег он отправлял своей матери. К семнадцати годам Василий дослужился до старшего приказчика, а в двадцать шесть лет организовал собственное дело. Впоследствии он стал одним из наиболее успешных торговцев пушниной в России, поставлявшим товары даже за границу.

В возрасте двадцати четырех лет Василий соединился брачными узами с Ольгой Ивановной Нетрониной. В 1895 году в их семье родился первенец, Николай, а спустя некоторое время дочь, Ольга. Приблизительно через год девочка умерла. Тогда, по общему решению и согласию, по благословению старца Варнавы Гефсиманского, они стали жить как брат и сестра, стали готовить себя к будущей монашеской жизни.

В 1905 году Василий Николаевич вступил в одну из крупнейших благотворительных организаций России — Ярославское благотворительное общество. Вплоть до 1917 года Василий Николаевич оказывал Церкви материальную поддержку, но когда вместе с революцией пришли хаос и смута, он лишился торгового дела и былых средств; имел возможность отправиться в эмиграцию, но не захотел.

В 1920 году митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил его принять монашеский постриг в Александро-Невской Лавре. Василий получил новое имя (Варнава) в честь своего духовного наставника Варнавы Гефсиманского. Приблизительно в это время жена Василия, Ольга, поступила в Воскресенский Новодевичий монастырь, с наречением имени Христина.

Вскоре Варнава был рукоположен в сан иеродиакона. В 1921 году, 11 сентября, митрополит Вениамин хиротонисал отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и экономическими вопросами, связанными с хозяйственными нуждами. Здесь ему пригодился прежний предпринимательский опыт.

Приблизительно в 1926-27 годах иеромонах Варнава облекся в великую схиму и получил новое имя — Серафим, в честь прп. Серафима Саровского. Вскоре на общем собрании обители он был избран духовным руководителем Лавры. Рассказывают, что в 1927 году отец Серафим предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее избрание на Московский Патриарший Престол. Дар прозорливости не раз проявлялся в отце Серафиме и по отношению к прочим людям, в том числе простым, искавшим у него совета и благословения. Кроме того, он возвещал о грядущем усилении гонений на Церковь, что и произошло.

Через три года служения в должности духовника здоровье отца Серафима серьезно подпортилось. Сказались долгие пребывания на холоде, стояние на ледяном полу во время богослужения. Какое-то время он пытался скрывать свою болезнь, продолжал исполнять пастырский долг. Между тем состояние здоровья ухудшалось. А однажды он даже не смог подняться с постели.

В 1930 году, по благословению митрополита Петроградского Серафима (Чичагова), он перебрался на жительство и служение в Вырицу. Тамошний климат лучше соответствовал его немощному состоянию. Вместе с ним в Вырицу переселилась схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и двенадцатилетняя послушница Маргарита. Отныне главное послушание двух этих близких страдальцу людей заключалось в уходе за ним.

Между тем к старцу тянулось огромное множество людей. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, хотели было ограничить круг общения, но он категорически заявил, что покуда хватит сил, будет принимать тех, кто имеет в этом нужду. Более того, отец Серафим, несмотря на физическую слабость, старался не ослаблять бдение, молитву и пост.

Примерно в 1935 году Вырицкий пастырь принял на себя подвиг молитвы на камне, подражая святому Серафиму Саровскому. Делал он это по мере возможности и сил, когда позволяло здоровье. После же того как Советский Союз вступил в войну с фашисткой Германией, отец Серафим стал молиться на камне ежедневно.

С самого начала Великой Отечественной войны он верил в Победу и не боялся говорить об этом оккупантам. В 1945 году почила о Господе схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева). Отец Серафим, прозревая Божественную волю, понимал, что достаточно скоро произойдёт и его исход. Последние годы своей жизни он был прикован к постели, иногда даже не находил в себе сил отвечать на записки. Святой старец тихо отошёл ко Господу 3 апреля 1949 года. В августе 2000 года он был канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных.

Кабинет протоиерея Иоанна Сергиева в мемориальном музее-квартире (г. Кронштадт)

Из Вырицы наш путь лежал в Кронштадт, где паломники посетили музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского, увидели мемориальный камень, установленный на месте снесенного при большевиках Андреевского собора, в котором долгие годы совершал свое пастырское служение протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Завершился первый день молитвой за всенощным бдением в Никольском морском соборе города Кронштадт.

Вечернее богослужение в Кронштадтском Никольском морском соборе

Справка: в роду Иоанна Кронштадтского было много священников. Сам же он появился на свет 19 октября 1829 года, в Архангельской губернии, в селе Сура Пинежского уезда, в христианской семье. Большого достатка семья не имела, зато отличалась ревностью к Богу и благочестием. Отец Ивана, Илья Сергиев, служил псаломщиком в местной церкви. Его жена, Феодора, мать Иоанна, выделялась простотой нрава и глубокой верой.

Ваня родился болезненным и очень слабым: настолько, что родители, переживая за его жизнь, были вынуждены торопиться с крещением. Имя выбрали в честь преподобного Иоанна Рыльского. После Крещения мальчик стал поправляться, набирать силу и крепнуть.

На шестом году жизни, при посредстве родителей, Иван стал учиться читать. Отец часто брал его в храм, знакомил с богослужением и богослужебными книгами. Со временем отрок проникся их духом и содержанием.

Когда мальчик подрос, родители, с трудом собрав необходимую сумму, устроили его в Архангельское приходское училище. По завершении курса обучения он был переведен в семинарию, а в 1851 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1855 году Иван Сергиев окончил академию со степенью кандидата богословия. Ввиду того, что он соединил себя узами брака с дочерью протоиерея К. Несвицкого, служившего в Кронштадтском Андреевском соборе, ему было предложено занять в этом же храме место священнослужителя. 10 декабря 1855 года выпускник СПбДА был рукоположен во диакона, а уже 12 декабря, того же года, — во священника.

Супружеская жизнь отца Иоанна складывалась так: объявив жене о желании сохранения девства и по договоренности с ней, он жил с Елизаветой как брат и сестра. До конца жизни Иоанн хранил целомудренную чистоту.

Первоначально многие не понимали и даже не принимали порывов неординарного пастыря. Но со временем, видя его доброту и терпение, видя усердие и, не в последнюю очередь, ту материальную помощь, которую он оказывал нуждавшимся, люди стали осознавать: Бог даровал им благого и сердечного наставника, чуткого, отзывчивого, мудрого попечителя. Рассказывают, что посещая землянки, хибары и бедные квартиры, священник раздавал своё жалование, нянчил детей, пока матери занимались хозяйством, присматривал за больными, мог отдать бедняку сапоги и одежду, и при этом молился, увещевал, обнадёживал и утешал.

Бескорыстность и милосердие отца Иоанна доходили до того, что бывало он сам оставался без средств. Видя такое беспрецедентное положение дел, многие, кто по зависти, кто по глупости или по черствости сердца, упрекали святого в неискренности, потворстве тунеядцам и обманщикам, клеветали, ругали, глумились, причём не только устно, но и через печать. Ввиду разительной непохожести Иоанна Кронштадтского на многих других пастырей Церкви его, кроме всего прочего, обвиняли в юродстве.

Отец Иоанн вставал очень рано. Встав, начинал готовиться к Божественной Литургии. Когда он шёл в храм, его встречали толпы верующих, жаждавших получить благословение. Здесь же присутствовали нищие, коих он одаривал милостыней.

Примерно через семнадцать лет пастырского служения Господь сподобил отца Иоанна организовать в Кронштадте особое учреждение — «Дом Трудолюбия». По настоящему поводу тот обратился к народу с воззванием, предлагая осуществить это богоугодное дело совместными усилиями. Обращение было опубликовано. Отклик был искренним и широким. 23 августа 1881 года произошла закладка здания, а уже 12 октября 1882 года состоялось открытие. Постепенно деятельность Дома Трудолюбия развивалась, положительно отражаясь на интересах разных социальных групп и слоев. При Доме Трудолюбия функционировали мастерские, народная столовая, школа, приюты, библиотека, читальня.

Достойна восхищения и роль Иоанна Кронштадтского в отношении женских скитов и монастырей. В частности, при его непосредственном участии была основана женская обитель в его родном селе, а также в Санкт-Петербурге на Карповке. Многие монастыри он поддерживал, способствуя их расширению, благословляя поступление в них сестёр, служа в монастырских храмах.

Время кончины было открыто отцу Иоанну заблаговременно. Под конец земной жизни он был подвержен телесным болезням, стал ослабевать. Его мучили сильные боли, которые, иногда, утихали во время служения Литургии. 10 декабря 1908 года отец Иоанн, собрав волю и силы, совершил последнюю Литургию. 20 декабря 1908 года, в 7 часов 40 минут, сердце святого остановилось, он мирно почил о Господе и приобщился к вечности.

Паломники в храме Спаса на Крови

Воскресный день (12 ноября) начался с Божественной литургии в Храме Спаса на Крови: богослужение возглавил настоятель храма, секретарь Санкт-Петербургского Епархиального управления митрофорный протоиерей Сергий Куксевич, которому сослужили клирики Воскресенского собора и игумен Серафим (Кравченко). Великолепие внутреннего убранства и стройное пение мужского хора создали особую молитвенную атмосферу. По окончании богослужения протоиерей Сергий обратился к паломникам со словом приветствия, оказав радушие и гостеприимство. Затем для нас была проведена краткая экскурсия, в ходе которой нашей группе было показано место приведшего к гибели покушения на Императора Александра II и рассказано об истории и содержании настенных мозаичных панно.

Санкт-Петербург: молебное пение по окончании литургии в храме Спаса на Крови

Преодолев пешком, как это и подобает паломникам, путь вдоль Екатерининского канала, наша группа оказалась у величественного Казанского кафедрального собора, под сводами которого покоится фельдмаршал М.И. Кутузов и находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых Русской армией в 1812 году. Но главная же цель визита в Казанский собор была иной: паломники пришли туда поклониться чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. По просьбе протоиерея Сергия Куксевича нам была предоставлена возможность приложиться к почитаемому образу вне очереди, так как наша программа была более чем насыщенной.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II символизирует святость памятного места

Перед обеденной трапезой, приготовленной для нас в «Доме паломника», нам посчастливилось попасть в Благовещенскую церковь Александро-Невской Лавры: именно там теперь находится историческая рака с мощами святого благоверного князя Александра Невского, недавно переданная из Эрмитажа Русской Православной Церкви. И именно там покоится прах Генералиссимуса А.В. Суворова. Удалось выкроить несколько минут и для посещения надвратного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Благовещенская церковь Лавры: богомольцы перед исторической ракой с мощами св. блгв. князя Александра Невского

Иоанновский монастырь на Карповке: поклонение мощам св. прав. Иоанна Кронштадтского

Во второй половине дня богомольцы посетили Иоанновский монастырь на Карповке, где поклонились мощам святого праведного Иоанна Кронштадского, посетили верхний храм в честь Двенадцати апостолов и осмотрели музейную экспозицию, посвященную всероссийскому святому пастырю.

Часовня св. блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище

Бывая в Северной столице, нельзя не посетить Смоленское кладбище, куда тысячи петербуржцев и гостей города стекаются ради одного – помолиться святой блаженной Ксении Петербургской. Несмотря на прохладную и ветреную погоду, мы вместе с другими паломниками постояли в очереди к матушке Ксении: внутри часовни священник совершал молебен, снаружи люди вторили словам молитв, поминая своих близких и родных. Оказавшись внутри часовни, участники нашей паломнической группы поклонились почивающим под мраморным надгробием мощам святой, а игумен Серафим (Кравченко) помазал всех освященным елеем.

Справка: святая блаженная Ксения родилась между 1719 и 1731 годами. О родителях святой, ее детских и отроческих годах ничего не известно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Феодорович внезапно скончался, оставив супругу вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.

Она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия (ныне – улица Большая Пушкарская, дом 35), где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В 1786-1790 годах под руководством священника Георгия Петрова и по проекту архитектора Алексея Иванова на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге была построена каменная Смоленская церковь. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, замечали странную вещь: за время их отсутствия, ночами, кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. Наконец они решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу: раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны (1762) и молодого императора Иоанна Антоновича (1764), помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. Люди, почитавшие блаженную Ксению, разбирали землю с ее могильного холма, так что холм насыпали несколько раз. Позже на месте холма была положена каменная плита, которую также разобрали по камушкам. В третьей четверти XIX века на этом месте была построена маленькая часовня, а в 1902 году по проекту архитектора Александра Всеславина была возведена большая каменная часовня. В советские годы часовню закрыли, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.

Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга

Посетили паломники и Смоленский храм, в строительстве которого посильное участие принимала блаженная Ксения и в котором особо почитается образ Пресвятой Богородицы «Смоленская»; и храм Воскресения Христова, недавно освященный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Паломническая группа ИППО на ступенях Воскресенского храма на Смоленском кладбище

В заключение дня наша паломническая группа была любезно встречена в Спасо-Преображенском соборе: по благословению настоятеля протоиерея Николая Брындина нам рассказали об истории храма и хранящихся в нем святынях и раритетах – личной иконе Императора Петра I и штандарте Преображенского полка.

По-домашнему приготовленный ужин ждал нас в Доме паломника, где наша паломническая группа размещалась в течение двух дней: заботами смотрителя епархиальной гостиницы иеромонаха Никиты и его помощников наше пребывание в Северной столице оказалось уютным и комфортным, хотя за окнами временами дул ноябрьский ветер с Финского залива и накрапывал осенний дождь…

В заключение надо отметить, что значительную помощь и содействие в организации нашей паломнической поездки оказал протоиерей Михаил Шастин, руководитель паломнической службы Санкт-Петербургской епархии: его трудами и попечением за два дня нам удалось посетить многие святые места Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Игумен Серафим (Кравченко),

Руководитель Паломнической секции ИППО

     

 

Поделиться: